Сравнительный анализ трудового права РФ и зарубежных стран

Автор: k**********@list.ru, 24 Ноября 2011 в 17:37, реферат

Описание работы

Понятие и предмет трудового права: трудовые отношения при найме и использовании рабочей силы облекаются в определенную юридическую форму.Неотделимость трудовой деятельности от личности работника делает необходимым такую регламентацию отношений трудового найма, которая смогла бы обеспечить как подчинение работников власти предпринимателей, императивам производства, так и определенную степень сотрудничества работников и работодателей, учет личностных притязаний работников.

Работа содержит 1 файл

труд право реферат.docx

— 23.22 Кб (Скачать)

Сравнительный анализ трудового  права РФ и зарубежных стран.

    Понятие  и предмет трудового права:  трудовые отношения при найме  и использовании рабочей силы  облекаются в определенную юридическую  форму.Неотделимость трудовой деятельности от личности работника делает необходимым такую регламентацию отношений трудового найма, которая смогла бы обеспечить как подчинение работников власти предпринимателей, императивам производства, так и определенную степень сотрудничества  работников и работодателей, учет личностных притязаний работников. Это объективно усиливает значение правового регулирования производственной среды; личных неимущественных элементов в трудовом отношении. В сферу действия трудового права входят отношения по гос регламентации деятельности профсоюзов и при посредничестве в трудоустройстве работников. Труд право рассматривается на Западе как симбиоз, амальгама частного и публичного права, при этом в литературе нередко высказывается мнение, что в этой правовой отрасли превалируют частноправовые элементы. В последние десятилетия на Западе наблюдается тенденция к расширению в области применения трудового права, распространению некоторых его защитных положений на категорий трудящихся, не относящихся к наемному персоналу. 

Трудовое  право в странах  Центральной и  Восточной Европы:      на примере Венгрии: Трудовой кодекс Венгрии, принятый в 1992 г, на начальном этапе постсоциалистических преобразований, называют кодексом конвергенции социализма и капитализма. В нем сделана попытка синтезировать разумное и ценное из прежнего венгерского трудового права и многие положения трудового законодательства развитых стран Запада, прежде всего ФРГ. Трудовой кодекс Венгрии воплощает европейский тип трудового права, т.е. черты трудового права стран так называемого рейнского капитализма, четко ориентированных на социальную рыночную экономику. Для европ типа трудового права характерно одновременное признание роли капитала, частной собственности, прерогатив предпринимателей и не менее важной роли труда, профсоюзов, трудовых коллективов, установление значительного числа социальных ограничителей хозяйской власти. Новый ТК Венгрии состоит из пяти частей: общие положения, коллективные трудовые отношения, индивидуальные трудовые отношения, трудовые споры, заключительные и переходные положения. Кодекс небольшой по объему( 215 статей) и охватывает далеко не все вопросы регулирования трудовых отношений. Его дополняют по ряду вопросов специальные законы о труде, в числе которых Закон о технике безопасности и производственной санитарии(1993), Закон о забастовках(1989),  Закон о защите профсоюзной собственности(1991), Закон о добровольном характере выплаты профсоюзных взносов(1991).

   В новом ТК Венгрии полностью отсутствуют положения декларативного характера, присущие социалистическим кодексам. Из основных трудовых прав осталось лишь провозглашение равенства всех работников в сфере труда, запрет дискриминации.

      Ещё одна особенность заключается в  том, что многие нормы социалистического  трудового права остались в новом  ТК Венгрии, но в переосмысленном  и скорректированном виде. В качестве примера можно привести введение нотификации трудовых правоотношений; включение в ТК раздела, посвященного регулированию труда высших управляющих; запрет нанимателям раскрывать третьим лицам сведения о работниках и высказывать о них свое мнение без их согласия. Также в ТК Венгрии четко определена территориальная сфера ТК. Это трудовые отношения, возникающие и осуществляемые на территории Венгрии, а также отношения венгерских работодателей и их работников, направляемых этими работодателями в заграничные командировки. Ещё одна особенность состоит в возможности субсидиарного применения к регулированию трудовых отношений гражданского законодательства. В ТК Венгрии имеется значительное ссылок на нормы и положения гражданского права, которые в ряде случаев прямо привлекаются для решения некоторых вопросов регулирования труда.

      На  примере Польшы: Новый закон о профсоюзах 1991 г заменил одноименный закон 1982 г., который был одним из первых актов трудового законодательства восточноевропейских стран. Закон состоит из следующих основных разделов: общие положения, образование профсоюза, права профсоюзов, правовой статус профсоюзов на предприятиях, ответственность за нарушение закона. Закон определяет профсоюз как добровольную самоуправляющуюся организацию работников, созданную для защиты и представительства их социальных и профессиональных прав и интересов. Провозглашается независимость профсоюзов от предпринимателей и гос властей.

      Запрещается дискриминация за принадлежность и  за непринадлежность профсоюзу. Профсоюзы  представляют всех работников по вопросам, затрагивающим их коллективные права  и интересы. Профсоюзы осуществляют надзор за применением трудового  законодательства, ведут коллективные переговоры и заключают коллективные договоры и соглашения.

      Законодательство  об организациях предпринимателей: устанавливает  для этих организаций правовой режим. В соответствии с данным законом  предприниматели- это физ лица и организации, которые осуществляют экономическую деятельность и систематически применяют наемный труд. Организации предпринимателей определяются как самоуправляющиеся, не зависимые от гос-ва и иных организаций ассоциации, главная функция которых- представительство интересов своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, гос органами и органами МСУ.

      Законодательство  о коллективных договорах: от 25 сент 1994 г представляет собой новую редакцию главы 11 ТК Польши. В указанном законе закреплены общие принципы коллективно-договорного регулирования труда, процедура коллективных договоров, определен юр статус коллективных договоров и соглашений. Закон вводит двухуровненвую систему коллективно- договорного регулирования труда.

Важнейшим источником трудового права является основной закон РФ – Конституция 1993 г. Конституция  РФ закрепляет основные трудовые права  всех граждан, основные принципы правового  регулирования труда, предопределяет содержание основных институтов особенной  части трудового права, которые  направлены в свою очередь на обеспечение  юридических гарантий конституционных  трудовых прав. Конституция РФ закрепляет принцип законности в сфере труда (ст. 7), ее высшую юридическую силу, равноправие  перед законом и судом (ст. 30) и  устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного правового регулирования труда  являются составной частью системы  трудового права (ст. 15). Прямо относится  к трудовому праву ст. 37 Конституции  РФ, закрепляющая основные трудовые права  граждан, а также ее ст. 32, 34, 41, 43, 44. Основные трудовые обязанности в  Конституции РФ 1993 г. не указаны, но они предусмотрены Кодексом и  другими российскими законами (о  государственной федеральной службе и т.д.). Статья 76 Конституции РФ разграничивает компетенцию Федерации и ее субъектов по принятию норм трудового законодательства и устанавливает субординацию актов трудового права. 

Другим важнейшим  источником трудового права является Трудовой кодекс РФ. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г., и с этой даты КЗоТ 1971 г. со всеми его изменениями и дополнениями перестал действовать. Новый Трудовой кодекс РФ – четвертый по счету. Первый был принят в 1918 г. С его принятием образовалась самостоятельная отрасль трудового нрава, регулирующая труд. Второй КЗоТ (1922 г.), действовавший почти 50 лет, в отличие от первого предусматривал нормы всех институтов трудового права, кроме норм об обеспечении занятости. Этот КЗоТ РСФСР сыграл большую роль в развитии трудового права не только России, но и других республик бывшего СССР, оказал определенное влияние и на международно-правовое регламентирование труда, конвенции и рекомендации МОТ по важнейшим вопросам труда. 

Третий КЗоТ РФ, принятый в декабре 1971 г. и вступивший в силу с 1 апреля 1972 г., за 30 лет его  действия 12 раз изменялся. Но наиболее кардинальные изменения были внесены  Законом от 25 сентября 1992 г. Этот КЗоТ значительно расширил права работников и их гарантии, права профсоюзов и закрепил в общем виде полномочия трудовых коллективов. В соответствии с Федеральным законом о занятости 1993 г. в него была дополнена гл. III-A о содействии занятости и трудоустройству. 

В новейших российских федеральных законах по-новому урегулированы  многие вопросы труда. Поэтому из КЗоТа исключены были ряд статей и сделаны отсылки к соответствующим законам. 

Федеральный закон  от 17 июля 1999 г. “Об основах охраны труда в Российской Федерации” (СЗ РФ, 1999, №29, ст. 3702) имеет широкую сферу  действия, превышающую сферу действия трудового права, поскольку он применяется  и к труду по другим отраслям права (гражданского, административного). Существенное значение имеют и такие Федеральные  законы, как “О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г. №175-ФЗ, “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”  от 12 января 1996 г. №10-ФЗ. 

Право законодательной  инициативы согласно ст. 104 Конституции  РФ имеют Президент РФ, Совет Федерации  и каждый его член, депутаты Государственной  Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов Федерации, а также  по вопросам их ведения – Конституционный  Суд РФ и Верховный Суд РФ. 

В Трудовом кодексе  всего 424 статьи, сгруппированные в 14 разделов, шесть частей и 62 главы. 

Новый Кодекс, как  указывалось ранее, сохранил на 70 процентов  содержание норм КЗоТ. Но он значительно  восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских  отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе  усовершенствованы регулятивная и  защитная функции трудового права. Он, с одной стороны, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др. С другой стороны, как указывалось, в Кодексе есть и недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его практического применения. 

И самым большим  недостатком ТК, по нашему мнению, является именно отсутствие в нем наиважнейших ныне вопросов: о праве на труд, его  понятии, четких его гарантиях, о  содействии занятости и трудоустройству, о полномочиях трудовых коллективов, которые во всем мире постепенно признаются, а у нас признанная миром производственная демократия значительно Кодексом урезана. 

В Кодексе, как  указывалось, 14 разделов со следующими их названиями: 

Раздел I. “Общие положения”. 

Раздел П. “Социальное  партнерство в сфере труда”. 

Раздел III. “Трудовой  договор”. 

Раздел IV. “Рабочее время”. 

Раздел V. “Время отдыха”. 

Раздел VI. “Оплата  и нормирование труда”. 

Раздел VII. “Гарантии  и компенсации”. 

Раздел VIII. “Трудовой  распорядок. Дисциплина труда”. 

Раздел IX. “Подготовка  и переподготовка кадров”. 

Раздел X. “Охрана  труда”. 

Раздел XI. “Материальная  ответственность сторон трудового  договора”. 

Раздел XII. “Особенности регулирования труда отдельных  категорий работников”. 

Раздел XIII. “Защита  прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение  законодательства о труде”. 

Раздел XIV. “Заключительные  положения”. 

Как видим, разделы  ТК отражают, как правило, самостоятельные  институты трудового права (в  КЗоТ это было по главам). 

Все другие акты трудового законодательства, как  федеральные, так и субъектов  Федерации, органов местного самоуправления и локальные, принятые в организации, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные  указы Президента Российской Федерации  по вопросам трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу и  иным федеральным законам (ст. 5 ТК). 

В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным  законом применяется Кодекс. А  если вновь принятый федеральный  закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений. 

Такие источники  трудового права, как федеральные  законы, появились лишь в последнее  десятилетие. А в советский период Россия кроме КЗоТ никаких других федеральных законов не имела  и руководствовалась союзным  трудовым законодательством. Ныне есть уже, кроме Кодекса, целая система  федеральных законов по вопросам труда, и как источники трудового права они подлежат изучению в учебном курсе данной отрасли. Это: 

– Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах  и соглашениях”, впервые урегулировавший  социально-партнерские отношения  на уровне выше предприятия, организации  и по-новому урегулировавший порядок  заключения коллективных договоров; 

Информация о работе Сравнительный анализ трудового права РФ и зарубежных стран