Судебная практика и ее роль в правовом регулировании трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Судебная практика формируется в рамках каждой категории дела, исходя из принципов подведомственности и территориальности. Однако, полнота и правильность рассмотрения трудового спора возможна только с учетом знания всех ее правоположений.
Цель данной работы – определить роль судебной практики в правовом регулировании трудовых отношений.

Содержание

Введение 3
1. Значение судебного прецедента в системе источников трудового права РФ 4
2. Роль судебной практики в регулировании трудовых отношений 4
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Судебная практика и ее роль в правовом регулировании трудовых отношений (контр. Веснина Наташа).doc

— 67.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Судебная практика и  ее роль в правовом регулировании  трудовых отношений

 

Содержание

 

 

Введение

 

Законодательство, регулирующее трудовые правоотношения, имеет практическое значение для рационального использования трудовых ресурсов.

При рассмотрении трудовых споров важное место занимают пределы  реализации судебного усмотрения, к  числу которых относятся правоположения судебной практики.

В рамках правовой системы России каждое правоположение судебной практики рассматриваются как прецедент толкования, и важным условием формирования судебного усмотрения.

Судебная практика формируется  в рамках каждой категории дела, исходя из принципов подведомственности и территориальности. Однако, полнота  и правильность рассмотрения трудового спора возможна только с учетом знания всех ее правоположений.

Цель данной работы – определить роль судебной практики в правовом регулировании трудовых отношений.

 

1. Значение судебного прецедента в системе источников трудового права РФ

 

Что касается судебного  прецедента, то надо подчеркнуть, что  указанный источник включается в  ту или иную национальную систему  права в зависимости от признания (санкционирования) их государством. Поскольку  ни конституционное, ни трудовое законодательство РФ не указывает на возможность отнесения судебного прецедента к источникам права, последний в российской правовой системе таковым не является. Кроме того, роль судебного прецедента в его классическом понимании даже в странах обычного права серьезно меняется. На первое место выходит так называемый прецедент толкования, т.е. интерпретация статутного права. Как совершенно справедливо отмечают исследователи, в России речь идет не о развитии судебного прецедента как источника права (что было бы шагом назад и отступлением от идеи верховенства закона), а об усилении позиции судов в толковании закона1. Именно в этом направлении развивается судебная практика, которая играет существенную роль в правильном понимании и применении закона. Особое значение имеют постановления Конституционного Суда РФ, которые, по существу, отменяют или изменяют нормы права, а иногда и нормативные акты и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

2. Роль судебной практики в регулировании трудовых отношений

 

Обобщением всех видов судебной практики в РФ являются:

1) решения Конституционного  суда РФ;

2) разъяснения по вопросам  применения законодательства Пленума  Верховного Суда РФ и Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ, обязательные не только для  судов, но и для других органов  и должностных лиц, применяющих нормативный акт, по которому дано разъяснение;

3) обзоры судебной  практики, в которых содержатся  рекомендации для судов и других  органов; 

4) официально опубликованные  судебные постановления по наиболее  сложным делам, которые на практике часто служат образцом для решения аналогичных дел.

Итак, обозначим роль судебной практики в трудовых правоотношениях.

 Например, в ранее  действующем КЗоТ РФ имело  место понятие «нетрезвое состояние», которое употреблялось в статьях  33, 38 Кодекса законов о труде Российской Федерации, 161 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и в других действующих нормативных правовых актах Российской Федерации и которое было законодательно не определено.

Судебная практика определяла, что понятия «нетрезвое состояние» и «установлен факт употребления алкоголя», «признаки опьянения не выявлены» неравнозначны, и по факту употребления алкоголя без признаков опьянения расторжение трудового договора по инициативе администрации с применением п. 7 ст. 33 КЗоТа Российской Федерации неправомерно (уволенные восстанавливаются на работе по решению суда)2.

Субъектом конкретизации  в каждом случае выступает сам  судья, который руководствуется  при этом положениями актов судебной практики.

В настоящее время  в Трудовом кодексе РФ3 понятие «нетрезвое состояние» не употребляется. Вместо него в ст. 76 и 81 имеет место иное выражение: «состояние алкогольного, наркотического и токсического опьянения».

Правоположения судебной практики при рассмотрении трудовых споров формируются:

1) при разрешении однородных  конкретных дел, в результате  единообразного и многократного  применения норм к отношениям, не урегулированным с исчерпывающей  ясностью или неполно урегулированным  соответствующим законом частноправового  характера; 

2) вследствие сочетания общих и специальных норм, особенностей нормативного и индивидуального правового регулирования конкретных общественных отношений, выражающих цели законодательства, правовое содержание и назначение закрепленных в норме права предписаний. Вследствие данного сочетания, судебная практика как предел судебного усмотрение при разрешение трудовых споров имеет место при рассмотрении как гражданских, так и административных дел. В этом отношении судебная практика разъясняет установленные законом правомочия суда не только на свободную оценку собранных по делу доказательств по внутреннему убеждению судьи, но и на достаточную свободу в выборе средств и методов доказывания в поисках нужной доказательственной информации;

3) реализацией субъектами спорного  правоотношения своего частного права: по защите своих законных прав и интересов, обжалованию решений административных и судебных органов.

Судебная практика при рассмотрении трудового спора может рассматривается  как предел реализации судебного  усмотрения в таких ситуациях, когда работником пропущен срок обжалования самого факта увольнения. 

Обратимся к следующему примеру. А. обратилась в суд с иском к  предпринимателю без образования  юридического лица С. о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула, ссылаясь на следующее. С 3.06.2003 года истица работала у предпринимателя С. в должности продавца. В середине апреля 2005 года истице стало известно, что она была уволена по собственному желанию с 1.04.2005 года. С приказом об увольнении ознакомлена не была, копии трудовых договоров с отметкой о прекращении их действия истицей получены 20.07.2005 года. Заявление о прекращении работы по собственному желанию истица не писала, продолжала выходить на работу, пока ответчик не запретил ей появляться на рабочем месте. Дисциплинарные взыскания на нее не накладывались.

Решением районного суда, исковое  заявление А. удовлетворено.

Отменяя решение, кассационная инстанция  указала, что стороной работодателя указывалось на пропуск истицей  срока обращения в суд, однако данное обстоятельство судом первой инстанции не было учтено при принятии решения по делу.

Правовыми пределами рассмотрения данного спора наряду со ст. 392 ТК РФ, являются правоположения судебной практики. Так, согласно, п. 5 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ»4, вопрос о пропуске истцом срока общения в суд может разрешается судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Значение судебной практики выражается также в том, что она играет важную роль в совершенствовании правовых предписаний направленных на регулирование трудовых отношений, в целях обеспечении единообразного применения судами законов частноправового характера.  

Таким образом, судебная практика и  судебное усмотрение это взаимосвязаные между собой понятия. Выступая связующим звеном между частным правом и судебной практикой, судебное усмотрение имеет место в сложных делах в связи со встречающимися пробелами в законодательстве и коллизиями между существующими правовыми нормами, регулирующими сходные общественные отношения.

В этих условиях судебное усмотрение приобретает особое значение для формирования единообразной  позиции при разрешении судами дел  с аналогичным составом юридических  фактов, для установления и преодоления  пробелов в законодательстве. Это является важным условием формирования судебной практики, имеющей целью обеспечения единообразного применения судами законов. На этой основе судебной практикой, в свою очередь, вырабатываются правоположения «как прообраз будущей правовой нормы»5, как предложение для последующего совершенствования частного права.

Обеспечивая связь частного права с судебной практикой, судебное усмотрение выступает как:

1) следствие реализации  частного права; 

2) связующее звено  между частным правом и судебной практикой. Это выражается в том, что право на обращение в суд имеет не только процессуальное, но и материально-правовое значение. Судья не вправе отказать в принятии от заинтересованного лица заявление по мотиву необоснованности его требования. Отказ судьи в принятии заявления по соображениям материального права, в частности, по мотивам истечения общего или специального срока исковой давности и преждевременности требования, являются незаконным отказом в правосудии, нарушающим право на обращение в суд;

3) условие принятия  законного решения по делу.

Также можно заключить, что основой формирования судебной практики является частное право. В  свою очередь, основой возникновения  судебного усмотрения является норма  процессуального права, а также  норма материального права, по которой осуществляется юридическая квалификация дела.

Частное право лица о  восстановлении на работе в случае его незаконного увольнения или  перевода на другую работу определяется ч. 2 ст. 391 и ст. 390 Трудового кодекса  РФ. В соответствии с нормами данной статьи, заинтересованный работник в случае, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, вправе перенести его рассмотрение из комиссии по трудовым спорам в районный (городской) суд.

Защита данного частного права осуществляется судом по усмотрению на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. В п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применения судами РФ трудового кодекса РФ» определяется, что при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ).

В соответствии с данным частным правом закон закрепляет за судьей право, а одновременно с этим и обязанность применения судебного усмотрения.

Суд может вынести  решение о возмещении работнику  денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.

Нормативной основой  применения судебного усмотрения в  данных ситуациях являются ч. 7 ст. 394 Трудового кодекса РФ. Фактической основой являются: увольнение без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения; незаконный перевод на другую работу суд.

Судебное усмотрение позволяет судье вынести наиболее целесообразное решение по вопросу защиты частного права. Для этого судья использует материалы судебной практики, в соответствии с которыми судья должен обладать следующими средствами доказывания6:

1) копии приказов о  принятии на работу, перемещениях, переводах и об увольнении с работы;

2) справка о среднемесячном  заработке истца, а в случае  перевода – справки о заработке  до и после перевода;

3)    заявление об увольнении;

4) копии протоколов  заседаний КТС и профсоюзного  комитета, их решений и постановлений;

5) при пропуске срока  на обращение в суд доказательства  того, что срок был пропущен  по уважительной причине. 

Определяя роль судебного  усмотрения в обеспечении связи  частного права и судебной практики применительно к трудовому праву, важно остановиться на ряде особенностей регулирования данных правовых отношений.

Во-первых, в трудовом праве существует ряд норм частноправового  характера, которые не формируют  судебную практику и не вызывают применения судебного усмотрения. Это частное  право, создаваемое работниками по своей инициативе. Так, согласно ст. 188 Трудового кодекса РФ, работники могут использовать свои инструменты для нужд предприятия, учреждения, организации, в соответствии с чем имеют частное право на получение компенсации за износ (амортизацию) своих инструментов. Или, согласно ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса РФ, по желанию работника, трудившегося в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.  

 Во-вторых, нормы частного  права, которые имеют локальный  характер действия. Например, нормы ст. 21 и 52 Трудового кодекса РФ определяют, что работники имеют право участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, организациями через общие собрания (конференции) трудового коллектива, советы трудового коллектива, профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом вносить предложения об улучшении работы предприятия, учреждения, организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания.

 

Заключение

 

С учетом изложенного стоит сделать вывод о значении судебной практики, который состоит в том, что она позволяет:

1) правильно определить  предмет доказывания при рассмотрении  трудового спора; 

2) обобщить опыт рассмотрения  трудовых споров;

3) правильно толковать  положения нормативно-правовых актов. В рамках данного положения, важно обратиться к проблеме неопределенности правовой нормы, решение которой возможно при обращении к правоположениям судебной практики;

Информация о работе Судебная практика и ее роль в правовом регулировании трудовых отношений