Тотенше жагдай

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:28, реферат

Описание работы

В 1978 году Алма-Атинская декларация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) впервые в истории провозгласила всеобщее право на здоровье и приоритет первичной медико-санитарной помощи в развитии мирового здравоохранения. Во втором десятилетии XXI века данный приоритет сохраняет актуальность практически во всех странах мира. В подтверждение можно привести слова генерального директора ВОЗ Маргарет Чэн, которая определила первичную медико-санитарную помощь как «революционно новый путь организации и управления здравоохранения... от специализированной высокозатратной помощи привилегированным слоям населения к всесторонней, полной, общедоступной и приемлемой медицинской помощи каждому». «Первичная медико-санитарная помощь, бесспорно, является наилучшим способом оказания полной и эффективной помощи населению». И сегодня этот подход в мировом здравоохранении используется гораздо шире, чем 32 года назад.

Работа содержит 1 файл

АЙКО ЭКОНОМИКА.docx

— 44.20 Кб (Скачать)

В 1978 году Алма-Атинская декларация Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ) впервые в истории провозгласила  всеобщее право на здоровье и приоритет  первичной медико-санитарной помощи в развитии мирового здравоохранения. Во втором десятилетии XXI века данный приоритет  сохраняет актуальность практически  во всех странах мира. В подтверждение  можно привести слова генерального директора ВОЗ Маргарет Чэн, которая определила первичную медико-санитарную помощь как «революционно новый путь организации и управления здравоохранения... от специализированной высокозатратной помощи привилегированным слоям населения к всесторонней, полной, общедоступной и приемлемой медицинской помощи каждому». «Первичная медико-санитарная помощь, бесспорно, является наилучшим способом оказания полной и эффективной помощи населению». И сегодня этот подход в мировом здравоохранении используется гораздо шире, чем 32 года назад. 
 
В своем Послании Президент подчеркнул приоритет первичной медико-санитарной помощи в системе национального здравоохранения Казахстана: «Мы должны серьезно взяться за профилактику и повысить качество первичной медико-санитарной помощи. По международным оценкам, около 5% населения с основными видами заболеваний используют порядка 70% всех услуг здравоохранения. При грамотно организованной профилактической работе болезни можно предотвращать на ранней стадии». 
 
Глава государства дал конкретные задания по существенному развитию первичной медико-санитарной помощи путем строительства в республике к 2015 году 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник, сеть которых ранее была значительно разрушена в период «оптимизации» системы охраны здоровья. 
 
Инвестиции в здравоохранение требуют серьезного подхода к рациональному использованию медицинского оборудования, для чего необходима целенаправленная подготовка медицинских и технических кадров, а в некоторых случаях перераспределение ранее приобретенной медицинской техники с тем, чтобы она не простаивала и эффективно эксплуатировалась. Нужно серьезно задуматься о самой инвестиционной политике, с тем чтобы строительство и оснащение больниц соответствовало реальным потребностям здравоохранения.  
 
В этом смысле определенные надежды связываются с последними инициативами по внедрению лизинговых механизмов приобретения медицинского оборудования. Одним из важнейших инвестиционных проектов в Казахстане явилось создание Национального медицинского холдинга, призванного предоставлять населению республики и зарубежным гражданам высокотехнологичные медицинские услуги по самым высоким мировым стандартам. По признанию международных экспертов, Национальный медицинский холдинг является «жемчужиной здравоохранения, не имеющей аналогов на постсоветском пространстве». Дальнейшее развитие холдинга во многом будет зависеть от его кадрового потенциала, а также адекватного и устойчивого финансирования. Принципы корпоративного больничного управления, которые были внедрены в клиниках Национального медицинского холдинга, безусловно, являются прогрессивным шагом в больничном менеджменте не только для Казахстана, но и для всех постсоветских стран.  
 
Вместе с тем предстоит большая работа по дальнейшему совершенствованию модели оказания медицинской помощи, которая должна фокусироваться на интересах пациента, рациональном финансировании здравоохранения, профилактике заболеваний и раннем их выявлении. 
 
Перспективы Единой национальной системы здравоохранения 
 
Ключевым элементом Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы является Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ). Она начала функционировать в январе 2010 года, сформировав новые финансовые механизмы управления здравоохранением. Как известно, основными принципами ЕНСЗ являются транспарентность, свободный выбор врача и конкурентная среда.  
 
ЕНСЗ стала прогрессивным шагом вперед на фоне закоснелой коррумпированной системы, которая оказалась беспомощной в условиях рыночной среды и новых вызовов, связанных с модернизацией экономики и социальной трансформацией. Уровень ожиданий от ЕНСЗ чрезвычайно высок. Существует надежда на то, что ЕНСЗ позволит вывести здравоохранение страны из состояния стагнации, в котором оно находилось в течение нескольких десятилетий, рационализировать использование ресурсов здравоохранения и направить их на развитие стационарозамещающей и первичной медико-санитарной помощи.  
 
В числе первоочередных задач по реализации ЕНСЗ следует выстроить унифицированную и прозрачную систему тарифообразования взамен используемой на сегодня системы медико-экономических тарифов. Эта система была внедрена в целях адаптивного перехода от постатейного финансирования к конкретному возмещению за пролеченные случаи. В будущем наиболее приемлемым стало бы применение системы клинико-затратных групп (КЗГ) – доказанной международной практикой и, при условии ее адаптации, вполне приемлемой для Казахстана. Поэтапное внедрение КЗГ на основе накопленного материала о фактических расходах за пролеченные случаи позволит обеспечить универсальность, прозрачность и объективность в вопросах финансирования медицинских организаций. Как и все реформы и начинания в социальных сферах, важно первоначально апробировать новую систему тарифообразования в рамках пилотных проектов. 
 
Ключевым в ЕНСЗ являются свободный выбор врача и принцип «деньги идут за пациентом». Реализация данного принципа возможна при наличии достаточного кадрового потенциала в здравоохранении. Учитывая имеющийся в стране кадровый дефицит, необходимо серьезное внимание уделить вопросам правильного распределения кадровых ресурсов, мотивации и дифференцированной оплаты медработников. В этом смысле определенную роль может сыграть оптимизация коечного фонда путем сокращения его численности и уменьшения среднего показателя пребывания больных на койке. Это позволило бы медикам более рационально использовать свое время и эффективнее применять профессиональные навыки, а системе здравоохранения сконцентрироваться на стационарозамещающих медицинских услугах, реабилитации и профилактике заболеваний.  
 
Как отметила на недавней коллегии Министерства здравоохранения министр Салидат Каирбекова, за первый год существования ЕНСЗ, благодаря мотивации поставщиков медицинских услуг, произошла перепрофилизация стационарных коек и их сокращение на 2 874 единицы, что позволило высвободить 14,6 млрд. тенге бюджетных средств. Эти средства могут быть направлены на стационарозамещающие услуги и развитие первичной медико-санитарной помощи. 
 
Пока же Казахстан продолжает сохранять одну из ведущих позиций в мире по численности коек на душу населения: данный показатель в два-три раза выше, чем в США, Канаде, Великобритании, характеризующихся высоким качеством медицинского обслуживания. Насыщенностью больничными койками и современными стационарами отличается столица Астана, в то время как в стране отмечается острая необходимость в развитии реабилитационной помощи и многое предстоит сделать для развития медицины первичного звена.  
 
Скорейшего решения требует совершенствование системы госпитализации в стационары. Необходимо полномасштабное ознакомление медицинских работников и населения о правилах работы портала по госпитализации, а также о принципах выбора врача, подушевого перезакрепления к поликлиникам. Хотя очереди на госпитализацию характерны и для других стран с различными моделями здравоохранения, сокращение сроков плановой госпитализации и отказ от порочной практики госпитализации по необоснованным и «экстренным» случаям сохраняют свою актуальность в здравоохранении Казахстана.  
 
Одной из задач ЕНСЗ является формирование конкурентной среды, которая призвана обеспечить повышение конкурентоспособности медицинских организаций за счет рационального управления активами и финансовыми ресурсами. Реализация этой задачи потребует обеспечения автономии и финансовой самостоятельности медицинских организаций, отказа от системы постатейного финансирования и внедрения дифференцированной оплаты труда. Ключевым становится переосмысление роли руководителей медицинских организаций, от которых теперь требуются знания и навыки в области финансового менеджмента и предпринимательской деятельности. 
 
Международный опыт показывает, что рационализация использования финансовых ресурсов через правильно выстроенную предпринимательскую деятельность способствует улучшению качества и прозрачности в оказании медицинских услуг. Важное значение имеет внедрение принципов корпоративного управления, пионерами которого в Казахстане являются клиники Национального медицинского холдинга. К этому процессу следует привлечь пока не достаточно развитый, но имеющий большой потенциал частный сектор здравоохранения. При достижении этих условий Казахстан сможет стать уникальной для постсоветского пространства площадкой социального предпринимательства.  
 
Говоря о роли частного сектора в здравоохранении, следует отметить, что его участие значительно стимулирует конкурентоспособность рынка медицинских услуг, независимо от источников финансирования – государственного или частного. Например, в таких странах, как Великобритания, с государственно-финансовой моделью здравоохранения, доля частных поставщиков доминирует на рынке медицинских услуг, обеспечивая их высокое качество, пациентоориентированность и конкурентоспособность. 
 
Вместе с тем в создании конкурентной среды важно соблюдать осторожность, поскольку некоординируемая конкуренция в конечном итоге приводит к производственной обособленности и фрагментарности. Это неприемлемо для сферы здравоохранения, которая должна характеризоваться преемственностью в оказании медицинской помощи на всех уровнях ее оказания. В этом смысле государство могло бы играть конструктивную роль, регулируя конкуренцию и обеспечивая универсальные стандарты и преемственность в оказании медицинской помощи. 
 
Серьезным вызовом в реализации поставленных задач является закономерное стремление областных и местных руководителей снять с себя ответственность за решение вопросов здравоохранения, полагаясь на центральное руководство, в руках которого теперь сконцентрированы основные административные и финансовые ресурсы. Важно переосмысление роли местной власти, для которой приоритетом теперь становятся модернизация материально-технической базы и развитие конкурентоспособности находящихся в их ведении медицинских организаций с целью привлечения централизованных финансовых ресурсов. Помимо этого, за местными руководителями сохраняется ответственность за работу по профилактике, контролю и борьбе с социально значимыми заболеваниями, развитие первичного звена медицинской помощи и пропаганду здорового образа жизни. 
 
Перед новым руководством здравоохранения Казахстана ставится беспрецедентная задача решения широкого круга политических, экономических, инфраструктурных, психологических и социальных проблем, связанных с ЕНСЗ. Если 2010 год прошел под эгидой завершения предыдущей программы здравоохранения и начала ЕНСЗ, то 2011 год станет реальным тестом на состоятельность ЕНСЗ, внедрение которой должно завершиться в 2013 году. Поэтому исключительно важно провести тщательный анализ результатов первого года функционирования ЕНСЗ и сделать необходимые коррекции.  
 
Мониторинг здоровья населения и программа медико-демографических исследований 
 
В качестве одной из приоритетных задач Глава государства в своем Послании указал на то, что «…в Казахстане необходимо внедрить комплекс национальных программ наблюдения за состоянием здоровья целевых групп населения. В первую очередь это дети, подростки, женщины репродуктивного возраста». В государственной программе «Саламатты Қазақстан» значительное внимание уделяется разработке программ по скринингу среди населения с целью раннего выявления распространенных заболеваний, особенно среди женщин и детей.  
 
Для эффективного мониторинга и оценки программ в области здравоохранения необходимо располагать надежными базовыми статистическими показателями о состоянии здоровья отдельных групп населения, в частности детей, подростков и женщин репродуктивного возраста, поскольку они в наибольшей степени подвержены рискам различных заболеваний. В Казахстане сбор данных, как правило, осуществляется на основе статистической отчетности медицинских учреждений благодаря исторически сложившейся регистрационной системе. Между тем другая система сбора данных, основанная на опросе и исследованиях в репрезентативной выборке населения, позволяет анализировать показатели здравоохранения в контексте различных социально-экономических и демографических характеристик. Такой подход широко распространен в мире, поскольку он позволяет эффективно планировать программы в области здравоохранения, вести их мониторинг. 
 
Нам представляется целесообразным проведение в Казахстане регулярных общенациональных исследований здоровья населения с использованием статистически репрезентативной выборки. Причем они должны фокусироваться на женщинах репродуктивного возраста и детях. Целями такой важной работы должны стать мониторинг и оценка программ в области здравоохранения, а также дальнейшее совершенствование целевых индикаторов улучшения здоровья населения.  
 
Академия профилактической медицины Казахстана обладает значительным опытом в проведении такого рода научных изысканий, являясь основным исполнителем двух общенациональных медико-демографических исследований, проводившихся в 1995 и 1999 годах. Эти проекты в то время выполнялись при поддержке международных организаций в целях получения объективной информации в области рождаемости, а также здоровья и питания женщин и детей.  
 
Новое общенациональное медико-демографическое исследование стало бы исключительно важным в контексте поручения Президента для выяснения факторов, оказывающих влияние на репродуктивное здоровье, а также здоровье новорожденных и детей раннего возраста. Результаты такого труда стали бы ценным источником информации, необходимой для планирования в Казахстане долгосрочных эффективных общенациональных и региональных программ в области репродуктивного здоровья, питания и других приоритетных направлений здравоохранения. 
 
Центральная роль питания в поддержке здоровья населения 
 
Говоря о профилактической направленности здравоохранения, необходимо отметить центральную роль фактора питания в сохранении здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении высокого качества жизни и активного долголетия. С учетом особой медико-социальной и экономической значимости питания Президентом страны еще в 2008 году было дано поручение Правительству «…разработать долгосрочную государственную политику в области здорового питания, витаминизации и обогащения продуктов питания микроэлементами» до 2020 года. Логическим следствием этого явилось то, что в принятом Кодексе РК «О состоянии здоровья и системе здравоохранения» впервые получил нормативную правовую основу термин «здоровое питание», в том числе статус и задачи этой специализированной службы. Как известно, здоровое и безопасное питание является ключевым в профилактике многих неинфекционных и инфекционных заболеваний и разделом первичной медико-санитарной помощи. 
 
Главой государства поручается внедрение целого комплекса национальных программ наблюдения за состоянием здоровья таких целевых групп населения, как дети, подростки и женщины репродуктивного возраста. В плане дефицитов и нарушений питания эти группы являются наиболее уязвимыми. И требуют проведения на национальном, популяционном и индивидуальном уровнях системных, многоплановых и многоуровневых профилактических и оздоровительных мероприятий по рационализации питания. 
 
Такая работа уже начата, в частности, впервые по поручению руководства страны в настоящее время в форме частно-государственного партнерства в стране под патронатом Казахской академии питания успешно реализуется проект «Школьное молоко», предусматривающий внедрение в школах молока, обогащенного необходимыми витаминами, микроэлементами и минералами. 
 
В Алматинской области недавно начал функционировать первый современный молочный завод по производству «высокотехнологичных» продуктов детского питания «Завод Казахской академии питания «Амиран», о вводе в эксплуатацию которого на специальном телемосте было доложено Главе государства. Отрадно, что с учетом исключительной социальной значимости, согласно поручению руководства страны, планируется «тиражирование» такого предприятия в других регионах Казахстана. 
 
В соответствии с поручением Президента впервые за всю предыдущую историю отечественной системы охраны здоровья в Государственной программе развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы приоритетная роль отведена профилактическим действиям, главное из которых – фактор питания. Так, одной из основных целей является «Обеспечение здорового питания и профилактики заболеваний, зависимых от питания», а также «Формирование здорового образа жизни путем системного и комплексного подхода к профилактике и усилению контроля за поведенческими факторами риска». В плане мероприятий по реализации этих целей предусмотрены такие важные действия, как формирование навыков здорового питания и безопасности пищевых продуктов; соответствующие коммуникационные и образовательные мероприятия; совершенствование школьного питания и организация в пищевом секторе выпуска детских и лечебно-профилактических продуктов питания.  
 
Кроме того, в соответствии с заданием Правительства и во исполнение поручения Главы государства Министерством здравоохранения и Казахской академией питания в рамках реализации государственной программы разработана дополнительная отраслевая программа «Здоровое питание населения Республики Казахстан». Ее основная цель – улучшение здоровья и повышение умственного и физического потенциала населения Республики Казахстан путем создания комплексной, непрерывной и устойчивой системы обеспечения здоровым питанием, профилактики обусловленных питанием неинфекционных заболеваний и пищевых токсикоинфекций. 
 
Дело в том, что основная доля смертей и бремени болезней связана с такими социально значимыми заболеваниями, как сердечно-сосудистые болезни (46,4% от всех смертей), злокачественные новообразования (12,6%), болезни органов дыхания (5,4%), остеопороз, сахарный диабет и другие, в развитии которых ключевую роль играют нарушения в питании. 
 
По определению Всемирной организации здравоохранения, 60% всех причин смертности связаны с теми или иными нарушениями в питании, а 75% вредных экологических факторов, в том числе канцерогенов, попадает в организм человека с пищевыми продуктами и питьевой водой. Практически все медико-демографические показатели, распространенность неинфекционных заболеваний, устойчивость к отрицательным факторам внешней среды, уровень развития конкурентоспособных производительных сил, социально-экономический статус государства, его национальная безопасность самым тесным образом определяются состоянием питания населения. 
 
В Послании Президента возведен в ранг приоритета и другой основной компонент здорового питания – обеспечение казахстанцев качественной питьевой водой, важнейшего условия улучшения здоровья народа. При этом впервые ставится цель обеспечить доступ к центральному водоснабжению 100% горожан и 80% сельских жителей к 2020 году, а качество воды должно отвечать всем установленным санитарным нормам. Трудно переоценить историческую важность поставленной Президентом задачи обеспечения доступности качественной питьевой воды для всего населения Казахстана, что сегодня является недостижимой мечтой для многих стран мира.  
 
Телемедицина и другие инновации в развитии первичного звена здравоохранения 
 
Современные технологии предоставляют уникальные возможности для обеспечения доступа населения к квалифицированной медицинской помощи, включая тех жителей, которые проживают в отдаленной сельской местности. Речь идет о телемедицине, которая исключительно важна для селян, живущих в глубинке. Огромная территория страны, низкая плотность населения и взаимоудаленная инфраструктура здравоохранения, особенно сельского, требуют инновационных подходов в обеспечении доступа к квалифицированной медицинской помощи. Мировая практика показывает, что телемедицина, в которой на помощь медикам привлекаются современные технологии информатизации и телекоммуникаций, безусловно, является прогрессивным шагом в развитии здравоохранения.  
 
В своем Послании Глава государства отметил, что в Казахстане созданы 150 телемедицинских центров. Следует отметить, что концепция телемедицины в Казахстане впервые была разработана в 2003 году Академией профилактической медицины Казахстана.  
 
Актуальность телемедицины в Казахстане сегодня возрастает в еще большей степени, учитывая развитую сеть телекоммуникаций, а также последние инициативы по внедрению цифрового телевидения и таких технологий скоростной сотовой связи, как 3G, 4G, CDMA. Исключительно важным являются целенаправленная подготовка и мотивация медиков – пользователей телемедицины, чтобы они в полном объеме применяли возможности этой уникальной системы. Необходимо формирование единой сети телемедицины, с тем чтобы предоставить сельским врачам возможность профессиональной связи не только с областными больницами, но и с республиканскими центрами и между областями. Возможности телекоммуникаций в Казахстане вполне позволяют обеспечение такой взаимосвязи.  
 
Наконец, важно расширить возможности телемедицинского модуля, не ограничиваясь лишь рентгенологическим и ультразвуковым оборудованием и расширив возможности путем привлечения других стандартных методов исследования, широко применяемых на первичном уровне здравоохранения. К сожалению, у нынешних исполнителей данного приоритетного проекта нет ясного понимания огромных технологических возможностей телемедицины, из-за чего ее потенциал пока используется в недостаточной степени. Между тем дальнейшее развитие телемедицины в Казахстане позволит реально приблизить специализированную медицинскую помощь, а также повысить уровень первичной медико-санитарной помощи, обеспечить ее доступность для широких слоев населения.  
 
Важным шагом в развитии первичного звена здравоохранения должно стать совершенствование финансирования поликлинической помощи и службы семейных врачей. В этом смысле большой интерес могут представлять прогрессивные механизмы, связанные с подушевым финансированием и частичным фондодержанием. У Казахстана есть определенный опыт внедрения такой модели: в конце 90-х годов она успешно реализовывалась в Жезказгане и Семее. Вероятно, имеет смысл вновь обратить взор к этому опыту и применить его в более широком масштабе.  
 
Кроме того, определенный интерес может представлять развитие на первичном уровне здравоохранения системы социальной помощи с участием специально подготовленных социальных работников. Эффект от внедрения такой услуги весьма значительный, поскольку она позволяет решать многие проблемы здравоохранения, не доводя до дорогостоящей стационарной помощи и даже поликлиник. Опыт внедрения такой практики имеется во многих странах, включая США, где существует специальная система подготовки социальных работников, например, при всемирно известном Колумбийском университете. В Казахстане модель социальной помощи на первичном уровне в течение нескольких лет успешно внедряется на базе амбулаторной клиники «Демеу» в Астане. 
 
Развитие кадрового потенциала в здравоохранении в контексте общих приоритетов образования и науки в Казахстане 
 
Будущее любой страны во многом определяется развитием образования и науки. Система образования, существовавшая в бывшем Советском Союзе, хотя и имела множество преимуществ, в новых социально-экономических условиях оказалась недееспособной. Она не смогла адекватно реагировать на потребности рынка труда, а также на вызовы постиндустриальной инновационной экономики, к которой стремится наша страна. Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана.  
 
В связи с этим научно обоснованной, продуманной и своевременной является представленная в Послании Президента Концепция модернизации образования. Она предусматривает внедрение модели 12-летнего среднего образования, полное обновление содержания профессионального и технического образования, широкое использование электронного обучения, открытие 20 интеллектуальных школ в качестве основной базы подготовки одаренных детей для лучших вузов; изменение системы подготовки научных кадров и переход на подготовку магистров и докторов PhD, обеспечение нового уровня развития университетского образования и науки, формирование инновационной модели высшего учебного заведения, ориентирующейся на запросы рынка, независимую национальную аккредитацию вузов по международным стандартам. Глубоко оправдан и патриотичен призыв Президента о том, что личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни».  
 
Модернизация образования предусматривает также повышение возможности казахстанцев получить современное образование. Это внедрение новых финансово-экономических инструментов поддержки образования для повышения его качества и расширения его доступности; создание у казахстанцев новых возможностей накапливать средства на обучение детей с получением процентных бонусов от государства; создание Национального совета по подготовке профессионально-технических кадров с участием представителей бизнес-ассоциаций и работодателей и другое. 
 
Все это в полной мере относится и к медицинскому образованию, где также осуществляются прогрессивные преобразования. Одним из приоритетов является интеграция медицинского образования с наукой и практикой. Данная парадигма сейчас активно прорабатывается в «Назарбаев Университете» в рамках создания Интегрированной академической системы здравоохранения университета, в которую входят Национальный медицинский холдинг, Центр наук о жизни, а также будущая медицинская школа. Идея здесь заключается в синергизме, взаимозависимости и стратегическом сотрудничестве между клиническими и академическими организациями университета с целью их взаимного усиления и успешного развития. Интегрированная академическая система содействует инновациям и эффективной трансляции знаний в систему здравоохранения.  
 
Помимо этого, в «Назарбаев Университете» внедряется система двухэтапной подготовки врачей, которые должны вначале пройти четырехлетний курс обучения по системе бакалавриата, по завершении которого поступать на четырехлетнюю программу обучения в медицинской школе. Такая практика является наиболее распространенной в Соединенных Штатах и в ряде других стран.  
 
Деятельность Интегрированной академической системы здравоохранения «Назарбаев Университета» в данном направлении будет служить моделью развития здравоохранения, медицинской науки и образования в нашей стране. Одними из первых данную инициативу «Назарбаев Университета» поддержали в Казахском национальном медицинском университете им. С. Асфендиярова, где проводятся большие преобразования по внедрению современных методов медицинского образования, таких как многодисциплинарная интегрированная учебная программа, симуляционное обучение, интеграция образовательного процесса с наукой, трансляция передовых научных разработок в клиническую практику. Хотелось бы надеяться, что и другие медицинские вузы страны поддержат данную инициативу, реализация которой, однако, потребует инвестиций, например, в виде создания полноценных клинических баз и возможных нормативно-правовых изменений.  
 
Недавно принятый закон о «Назарбаев Университете» предусматривает академическую свободу и независимость вуза, систему управления через попечительский совет, который будет обладать реальной полнотой власти по управлению. На таких принципах основана деятельность ведущих мировых академических центров, таких как Гарвардский университет, университеты Пенсильвании, Дьюка, Джонса Хопкинса и других. Для Казахстана и всего постсоветского пространства это радикально новый подход, который позволит вывести систему высшего образования на принципиально новый, мировой уровень.  
 
Внимание Президента страны к подготовке кадров еще в трудные для страны 90-е годы нашло отражение в уникальной программе «Болашак», благодаря которой тысячи молодых казахстанцев получили образование в лучших мировых вузах. Проект «Назарбаев Университет» – это очередной этап дальновидной стратегии Главы государства по развитию в Казахстане человеческого капитала, созданию и устойчивому развитию инновационной экономики. Важнейшей частью этой стратегии является развитие кадрового потенциала в системе здравоохранения, что в будущем позволит улучшить здоровье и качество жизни казахстанцев. 
 
Успешное решение приоритетных задач здравоохранения позволит значительно улучшить состояние здоровья, качество и продолжительность жизни и, что очень важно, вернуть кредит доверия граждан к медицинской общественности. Это станет основой для долгосрочного планирования и выбора оптимальной модели будущего здравоохранения Казахстана.  
 
Взгляд на будущее здравоохранения Казахстана 
 
Выбор будущей модели здравоохранения во многом зависит от стратегических, идеологических и социально-экономических приоритетов Казахстана. С учетом долгосрочных перспектив развития страны, обозначенных в Стратегии «Казахстан-2030», а также мировых тенденций развития здравоохранения представляется необходимым выделить следующие фундаментальные принципы, которые призваны определить будущие контуры здравоохранения Казахстана: 
 
• Обеспечение равного доступа к медицинскому обслуживанию и исключение всяческой дискриминации;  
 
• Фокус на первичную медицинскую помощь, профилактику и предупреждение заболеваний; 
 
• Достижение качества медицинского обслуживания, сравнимого с самыми высокими мировыми стандартами; 
 
• Реальная ориентация на пациентов;  
 
• Нетерпимость к небезопасной практике и низким стандартам медицинского обслуживания; 
 
• Тесное взаимодействие и преемственность, отсутствие фрагментарности на всех уровнях оказания медицинской помощи;  
 
• Ясная и транспарентная ответственность за качество и результаты; 
 
• Предоставление клиницистам основных рычагов административного и финансового управления здравоохранением; 
 
• Неограниченные возможности для инноваций и внедрения современных методов профилактики, диагностики и лечения, основанных на принципах доказательной медицины; 
 
• Более эффективная и динамичная система администрирования здравоохранением, осуществляемая относительно малочисленными группами управленцев; 
 
• Активное участие граждан в контроле над реализацией задач, поставленных перед здравоохранением;  
 
• Долгосрочность и устойчивость реформ и преобразований в здравоохранении, их независимость от политических влияний, субъективных вмешательств и волюнтаристских решений. 
 
Реализация некоторых из перечисленных приоритетов во многих странах связывается с развитием страховой медицины, которая, безусловно, является прогрессивной моделью здравоохранения. Однако следует отметить, что в ряде стран внедрение страховой медицины было сопряжено со значительным увеличением расходов на здравоохранение. Примером является государственная система медицинского страхования Медикэйр в США, расходы на которую за сорок лет увеличились в 76 раз – с 7,5 млрд. долларов в 1970 году до 573 млрд. в 2010 году. 
 
Многие страны ведут поиск других оптимальных моделей здравоохранения. Например, в Великобритании 19 января нынешнего года правительство Дэвида Камерона объявило о радикальной реформе существовавшей более 60 лет жестко централизованной национальной системы здравоохранения, решив полностью ее децентрализовать. В частности, реформа предусматривает передачу более 80% бюджета здравоохранения страны 43 тыс. врачей общей практики, которые объединяются в специальные консорциумы с целью администрирования этих средств.  
 
Данная модель предусматривает фиксированный бюджет здравоохранения и перенос рисков от государства на некоммерческие организации (консорциумы), сформированные самими практикующими медиками. Очевидно, что кто, как не сами медики на местах, лучше знает потребности граждан местного сообщества. Ожидается, что в Англии такой подход, который кардинально ограничивает роль центрального правительства, позволит повысить эффективность управления и к 2014 году сэкономить более 32 млрд. долларов бюджетных средств. Подобная модель в течение уже более десяти лет реализуется в Испании и ряде других стран, где активно привлекаются возможности государственно-частного партнерства и концессий.  
 
Исключительно привлекательной является модель индивидуальных накопительных медицинских счетов, которая нашла воплощение в Сингапуре. Она позволяет самим гражданам распоряжаться финансовыми средствами (накопительными счетами), выделенными государством на их медицинское обслуживание, а также самим же реально выбирать врача и медицинскую организацию. Конечно, реализация такой модели возможна при условии высокого качества медицинской помощи и достаточно подготовленного менталитета граждан. 
 
В общем, сегодня в мире накоплен богатый и разнообразный опыт моделей здравоохранения, среди которых возможно выбрать те, которые в полной мере могли бы отразить солидарную ответственность государства, граждан и медицинской общественности.  
 
В Казахстане сегодня выделяется достаточно средств на развитие здравоохранения. Учитывая государственные ассигнования в объеме 3,2% ВВП, а также неформальные выплаты населения и сферу частной медицины, общенациональные расходы здравоохранения в Казахстане уже перевалили заветную цифру 4% ВВП – уровень, по международным критериям вполне адекватный для построения качественной системы охраны здоровья.  
 
В этом смысле можно констатировать, что Президент страны выполнил свои обязательства перед обществом, обеспечив развитию здравоохранения достаточное финансирование и полную политическую поддержку, теперь дело за медицинской общественностью и гражданами, которые должны сами определиться с его оптимальной моделью.  
 
Идеального здравоохранения в мире не существует. В нынешних социально-экономических условиях, в которых находится Казахстан, наиболее приемлема модель, ориентированная на пациентов и основанная на развитии конкурентоспособности медицинских организаций. Исключительно важными при этом являются активное соучастие и солидарная ответственность самих граждан. 
 
В будущем нужно стремиться к той модели, в которой инновации сочетаются с практическим опытом, качеством и высокой этикой, когда имеет место заинтересованность в постоянном совершенствовании знаний и технологий при минимальных затратах общества. Думается, что у Казахстана есть все возможности для построения такой модели.

Торегельды ШАРМАНОВ,  
 
президент Казахской академии питания и  
 
Академии профилактической медицины 

 

 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ


«

2012

»

«

Октябрь

»

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

             

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

             



Информация о работе Тотенше жагдай