Труд лиц, работающих в районах крайнего Севера

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я рассмотрю особенности регулирования труда в северных регионах России в настоящее время, выделяя отдельные моменты: заключение трудового договора, оплаты труда, предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска.
При написании работы мной были использованы нормативные материалы, учебные пособия, которые наиболее широко освещают характер предложенной темы и наиболее актуальны. Главным источником, основой информации по теме работы стал Трудовой кодекс РФ.

Содержание

Введение
1.Содержание трудового договора
1.1.Особенности трудового договора с лицами, работающими в районах Крайнего Севера
2.Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера
2.1.Компенсация расходов, связанная с переездом в районы Крайнего Севера
2.2.Процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера
2.3.Порядок предоставления ежегодного дополнительного отпуска
2.4. Правовой режим рабочего времени и времени отдыха
2.5.Пенсионное обеспечение
3.Заключение
4. Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 53.36 Кб (Скачать)

        Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.

Выплаты, предусмотренные  настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда  работник и члены его семьи  своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и  провоза багажа к месту использования  отпуска и обратно.

        Гарантии и компенсации, предусмотренные данной статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи только по основному месту работы работника.

Размер, условия и порядок  компенсации расходов на оплату стоимости  проезда и провоза багажа к  месту использования отпуска  и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

        Следует отметить, что некоторые изменения, внесенные в ТК РФ вызывают крайне негативную оценку как среди лиц, которых они непосредственно касаются, так и среди исследователей.

Изменения внесенный в ст. 325 ТК РФ ухудшили положение работников по следующим причинам.

«Сначала Законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, работников, работающих в частных организациях, муниципальных  учреждениях и учреждениях, подчиненных  субъектам РФ, по сути, лишили права  на оплачиваемый раз в два года проезд к месту отдыха и обратно. Так как соответствующие изменения  в ст. 325 Трудового кодекса РФ отдали реализацию этого права полностью  на откуп работодателю (условия оплаты, размер оплаты, оплата проезда и  провоза багажа либо только проезда  и др. вопросы). Рассматриваемая поправка направлена, по сути, на лишение этого  права и работников, работающих в  организациях, финансируемых из федерального бюджета. Такой вывод можно сделать  на основании того, что ст. 325 Трудового  кодекса РФ предлагается дополнить  новой частью следующего содержания: «право на получение указанной компенсации  возникает у работника по истечении  первого года работы у данного  работодателя». Представляется, что  работодатели будут стремиться не предоставлять эту гарантию, просто перезаключая с работниками срочные трудовые договоры на один год.

         Представляется, что уже с внесением в Трудовой кодекс РФ изменений ФЗ от 22 августа 2004 года гарантии работникам, работающим в районах Крайнего Севера, перестали носить характер государственных, о чем, в принципе, и был Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». До внесения изменений в соответствующие статьи Трудового кодекса РФ (т.е. до 1 января 2005 года) положения Кодекса полностью отвечали идее указанного Закона РФ 1993 года, то есть были сформулированы таким образом, что действительно можно было доказать, что оплата проезда раз в два года предоставляется именно в связи с проживанием и работой в особых климатических условиях, а не с работой у конкретного работодателя. Поэтому работники могли рассчитывать на фактическую оплату проезда раз в два года независимо от того, меняли они или нет работу»11

     Таким образом, рассматриваемая поправка существенно подрывает саму суть гарантии, которая, однако, уже фактически перестала быть таковой.

     Итак, в отношении режима работы и времени отдыха трудовое законодательство предусматривает:

- возможность установления  сокращенной продолжительности  рабочей недели для женщин;

- дополнительный выходной  день, предоставляемый родителям  одному из родителей, работающему  в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях, имеющим ребенка в возрасте  до 16 лет;

- дополнительные оплачиваемые  отпуска продолжительностью 24 календарных  дня, а лицам, работающим в  местностях, приравненных к районам  Крайнего Севера, - 16 календарных  дней;

- компенсацию стоимости  проезда и провоза багажа к  месту отдыха и обратно один  раз в два года.

 

 

2.5.Пенсионное  обеспечение

 

       Пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается: мужчинам ( по достижении 55 лет и женщинам 
( по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Женщинам, имеющим двух и более детей, пенсия устанавливается по достижении 50 лет при общем трудовом стаже 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. При этом принимаются во внимание также усыновленные дети, а также умершие дети. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет и 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. В вышеуказанных случаях учитывается и работа в приравненных районах Крайнего Севера (один год работы в районах Крайнего Севера за 9 месяцев в местностях приравненных к ним). При назначении пенсии увеличение ее размера на один процент заработка производится за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии исчисленной в этом порядке не может быть больше 75 процентов заработка.

     Право на пенсию на льготных основаниях предоставлено оленеводам, рыбакам, охотникам-промысловикам, проживающим постоянно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: мужчинам ( по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет, женщинам ( по достижении 45 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.

     При определении трудового стажа для назначения пенсий по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда.

     Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего 
Севера или не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет. При этом не требуется что бы специальный стаж был выработан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данная норма распространяется и на лиц, выработавших не менее половины специального стажа .

      При выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.

      

         Прилагающиеся надбавки на уход нетрудоспособных иждивенцев определяются либо без районного коэффициента, если по новому месту жительства не установлен районный коэффициент к заработной плате либо с применением районного коэффициента, действующего в регионе проживания пенсионера.

          В таком же порядке определяется размер компенсационной выплаты, установленной к пенсии.

        Если пенсии назначаются за пределами регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то учитывается районный коэффициент фактически начисленный к заработной плате в период работы в указанных регионах, определенный в централизованном порядке. При этом может быть учтен и смешанный заработок, то есть суммированный заработок за работу в северных регионов и за их пределами. Если "северный" заработок с различными по размеру районными коэффициентами, а также при смешанном заработке для определения размера пенсии учитывается последний по времени получения районный коэффициент.

 

 

Заключение

            Правовые нормы, регулирующие условия труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют целью компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни по сравнению с европейской частью России.

           Законодательство о льготах, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в северных районах, совершенствовалось в основном в советский период развития страны.

         Первой попыткой кодификации и упорядочения северных льгот, предоставляемых лицам, работающим и проживающим в северных районах, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Указ содержал те правовые установки, которые в последующем были положены законодательными органами Союза ССР в основу системы гарантий и компенсаций. Это, прежде всего, территориальный принцип действия данных норм права, определенный круг субъектов, по отношению к которым он применяется. Но самое главное - Указ четко обозначил позицию законодателя, закрепив трудовой характер отношений в данной подотрасли права.

        Следующим нормативным документом, сыгравшим большую роль в привлечении и закреплении трудовых резервов в северных районах, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

         Порядок применения названных указов регламентировался соответствующими постановлениями Правительства СССР.

22 октября 1990 г. Совет  Министров РСФСР принял постановление  «Об упорядочении компенсаций  гражданам, проживающим в районах  Севера». Ровно через месяц, 22 ноября 1990 г., приказом Министерства  труда Российской Федерации №  2 была утверждена Инструкция  о порядке предоставления социальных  гарантий и компенсаций лицам,  работающим в районах Крайнего  Севера и в местностях, приравненных  к районам Крайнего Севера.

       В настоящее время основными законами, устанавливающими порядок и условия предоставления северных льгот регулируются являются Трудовой кодекс РФ и Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

      Органами государственной власти различных уровней и органами субъектов федерации были приняты документы, конкретизирующие или уточняющие положения указанных Законов.

          Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусмотрены в различных сферах общественных отношений. В числе них: трудовые отношения (возможность установления сокращенной рабочей недели для женщин, дополнительный выходной день для родителей, имеющих детей в возрасте до 16 лет, дополнительные отпуска и др.), пенсионные отношения (установление меньшей продолжительности стажа, дающего основания для предоставления пенсии по старости и др.); социальное обеспечение (особенности оплаты листов временной нетрудоспособности, медицинское обслуживание) и др.

     Вместе с тем, законодательство о льготах и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях имеет существенные недостатки.

          Кроме того, считаю, что изменения,  внесенные в «северное законодательство»  существенно ухудшили положение  работников данных территорий, а  именно:

В новой редакции Закона № 4520-1 уже нет положения, согласно которому лицам в возрасте до 30 лет  процентная надбавка к заработной плате  выплачивалась в полном размере  с первого дня работы в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях, если они прожили  в указанных районах и местностях не менее пяти лет. С 2005 г. процентная надбавка такой молодежи выплачиваться  на общих основаниях.

        Гарантии  работникам, работающим в районах  Крайнего Севера, перестали носить  характер государственных. Теперь  они сформулированы таким образом,  что их предоставление не связано  с проживанием и работой в  особых климатических условиях, а с работой у конкретного  работодателя (от того, из какого  бюджета финансируется та или  иная организация)

Следует также отметить, что множество нормативных актов  в этой сфере затрудняет процесс  применения и реализации названных  особенностей.

          Указные недостатки не позволяют  усилить защиту трудовых прав  работников Крайнего Севера и  приравненных к ним местностях, сделать рынок труда более цивилизованным, что приводит к миграции населения, его оттока из северных территория, оказывающие огромное влияние на рынок труда.

        По  данным, приводимым в периодической  печати, за семь лет с начала 90-х годов районы Крайнего Севера  потеряли за счет миграционного  оттока 14% населения. При этом  особую тревогу вызывает тот  факт, что основная часть выезжающего  населения - экономически активные  граждане трудоспособного возраста.

       Таким  образом, не вызывает сомнений, что ряд положений «северного  законодательства» нуждается в  пересмотре, восполнении имеющихся  пробелов и «двусмысленных» норм, необходимостью повышения уровня  социальной защищенности северян.

Список  использованных нормативно-правовых актов  и литературы

Нормативно-правовые акты:

 

 

1."Конституция Российской Федерации"

(принята всенародным голосованием 12.12.1993)

(с учетом поправок, внесенных  Законами РФ о поправках к  Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ,  от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

 

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ

Информация о работе Труд лиц, работающих в районах крайнего Севера