Задачи по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит условия и решения 4 задач по дисциплине "Трудовое право".

Работа содержит 1 файл

Трудовое право 1 вариант.doc

— 70.50 Кб (Скачать)


Вариант 1

 

1.Директор инструментального завода, юрисконсульт завода и председатель профсоюзного комитета составили и подписали коллективный договор. Директор издал приказ о вступлении коллективного договора на 2007-2008 гг. в силу. Соблюден ли порядок заключения коллективного договора? Предусмотрено ли в действующем законодательстве обязательное заключение коллективного договора? Кто является сторонами коллективного договора?

 

Согласно ст.  361 ТК РБ коллективный договор - локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).

На мой взгляд, порядок заключения коллективного договора соблюден, однако есть некоторые неточности.

Срок договора 2 года, что согласно ч. 1 ст. 367 ТК РБ правильно, так как коллективный договор, соглашение заключаются на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года.

При этом должна быть обязательно произведена регистрация коллективного договора, о чем гласит ст. 370 ТК РБ - подписанный в соответствии со статьей 369 ТК РБ коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя.

В действующем законодательстве не предусмотрено обязательное заключение коллективного договора, заключение коллективного договора для нанимателей носит рекомендательный характер.

Согласно ст. 363 ТК РБ сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа (статья 354 ТК РБ) и наниматель или уполномоченный им представитель (статья 355 ТК РБ).

В соответствии со ст. 355 ТК РБ представителями интересов нанимателя выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.

А согласно ст. 354 ТК РБ представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.

Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители.

 


2. После окончания средней школы №9 г. Борисова Котова не поступила в высшее учебное заведение и не смогла трудоустроиться. Она обратилась в службу занятости с просьбой  направить ее на курсы секретарей-референтов.

В каких случаях организуется  профессиональное обучение безработных? Какие виды профессионального обучения безработных организуют органы государственной службы занятости? В каком порядке осуществляется направление безработного на профессиональное  обучение? В каких случаях  безработный может быть отчислен из учебного заведения до завершения полного курса обучения?

 

Согласно п. 4 Постановления Совета Министров Республики Беларусь  "Об утверждении Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных" от  12.10.2006 г. профессиональное  обучение  безработных  осуществляется  по направлению  органов  государственной службы занятости  населения  в случае, если:

     невозможно  подобрать  подходящую  работу  из-за  отсутствия  у безработного необходимой квалификации (специальности);

     необходимо  изменить профессию (специальность, род  занятий)  в связи с отсутствием работы, соответствующей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;

     безработным утрачена способность либо возникли противопоказания к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

     5.   Органы   государственной  службы  занятости  населения   в установленном  порядке  организуют следующие виды  профессионального обучения безработных:

     профессиональную   подготовку,   переподготовку   и   повышение квалификации рабочих (служащих);

     переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Согласно п. 17 Постановления Совета Министров Республики Беларусь  "Об утверждении Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных" от  12.10.2006 г.  организация   профессионального   обучения   безработных включает:

     определение    объемов и   профессионально-квалификационной структуры профессионального обучения безработных;

     организацию и проведение профессионального ориентирования  лиц, нуждающихся в профессиональном обучении;

     заключение договоров о профессиональном обучении с учреждениями образования   и   организациями,  осуществляющими   профессиональное обучение по профессиям рабочих по индивидуальной форме обучения;

     комплектование  учебных  групп и направление  их  в  учреждения образования;

     организацию  учебного процесса в соответствии с  установленными требованиями;

     контроль за организацией профессионального обучения безработных и его результатами;

     анализ  эффективности  профессионального  обучения  безработных после завершения курса обучения;

     ведение учета и представление в органы статистики установленной законодательством  статистической  отчетности  по  профессиональному обучению безработных.

В соответствии с п. 38, 39, 40    Постановления Совета Министров Республики Беларусь  "Об утверждении Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных" от  12.10.2006 г. в порядке,  предусмотренном законодательством,  граждане, проходящие   профессиональное  обучение   по   направлению   органов государственной службы занятости населения, могут быть отчислены  из учреждения образования, организации, осуществляющей профессиональное обучение по профессиям рабочих по индивидуальной форме обучения,  до завершения полного курса обучения:

     за  длительное  непосещение  занятий  без  уважительных  причин (более 20 процентов учебного плана);

     за неуспеваемость;

     за  грубое  нарушение правил внутреннего распорядка  учреждения образования, организации;

     в  связи  с  изменением состояния здоровья  (с  предоставлением документа учреждения здравоохранения);

     по собственному желанию.

   Отчисление   из   учреждения  образования   (организации, осуществляющей  профессиональное обучение по профессиям  рабочих  по индивидуальной форме обучения) граждан до завершения  полного  курса обучения  производится учреждением образования, организацией  только по   согласованию   с  органом  государственной   службы   занятости населения,  направившим  граждан на профессиональное  обучение.  При отчислении  граждан до завершения полного курса обучения  учреждение образования, организация в течение трех рабочих дней со дня  издания приказа  об  отчислении представляет в орган государственной  службы занятости  населения, направивший граждан на обучение.

  В  случае  отчисления  граждан из  учреждения  образования (организации, осуществляющей профессиональное обучение по профессиям рабочих  по  индивидуальной форме обучения)  до  завершения  полного курса   обучения  по  неуважительным  причинам  граждане   возмещают фактические   затраты  органов  государственной   службы   занятости

населения  за период их профессионального обучения.

 


3.Приказом директора проектного института было установлено, что все граждане, поступающие в институт на работу (на любую должность), должны направляться отделом кадров на предварительный медицинский осмотр в поликлинику. На должность экономиста планового отдела решила трудоустроиться Комиссарова. Ей выдали направление в поликлинику. Через два дня Комиссарова получила справку от врача поликлиники, в которой было написано, что она страдает неврологией, ей необходима спокойная обстановка в семье и на работе. Предъявив справку сотруднику отдела кадров, Комиссарова получила ответ, что с данным диагнозом на работу ее не примут. Такое распоряжение дал директор института. Комиссарова добилась приема у директора, который ей разъяснил, что работа экономиста очень напряженная, нервная и ей не справиться с нагрузкой, имея такое заболевание. Комиссарова обратилась в Департамент государственной инспекции труда с жалобой на действия директора, в которой указала, что в поликлинике врачи ей не говорили о запрете работать на должности экономиста, а следовательно, отказ в принятии на работу не обоснован.

Какой ответ должен дать инспектор по труду?

 

В условиях проводимой в Республике Беларусь политики предотвращения профессиональных заболеваний и выявления их на ранних стадиях проведение предварительных и периодических медицинских осмотров становится все более актуальным вопросом не только для организаций, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда, но и для иных организаций. В предложенном материале рассмотрим порядок осуществления таких затрат в банках и их налогообложение.

Согласно ст. 55 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) при организации труда работников наниматель обязан обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами (документами) требования по охране труда и предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда. При отсутствии в нормативных правовых актах (документах) требований, обеспечивающих безопасные условия труда, наниматель принимает меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Статьей 228 ТК определено, что для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний наниматель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе.

Порядком проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержденным постановлением Минздрава РБ от 08.08.2000 № 33 (далее – Порядок), в целях выявления профессиональных заболеваний, особенно на ранних стадиях, предупреждения неблагоприятного влияния производственных факторов на течение общих заболеваний, совершенствования наблюдения за больными профессиональными заболеваниями и их реабилитации установлен единый порядок проведения обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников.

Действие названного Порядка распространяется на нанимателей, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе.

Перечень вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры, указан в приложение 1 к Порядку. В соответствии с данным перечнем одним из неблагоприятных факторов, при работе с которыми обязательны периодические медицинские осмотры, является работа с электронно-вычислительными машинами согласно п.5.2 данного Приложения. Учитывая то, что большая часть трудового процесса работников - экономистов связана с работой на компьютерной технике, проведение периодических медицинских осмотров переходит в разряд обязательных.

Согласно п. 12 Порядка результаты предварительного осмотра заносятся в форму 025-у с оформлением справки  о  годности  к  работе  в  данной  профессии, которая  выдается  на руки пациенту с указанием сведений "годен" или "не годен" к  выполнению  данной  работы  в  контакте  с  указанными вредностями.   Не   рекомендуется  фиксировать  в  справке  сведения медицинского  характера,   которые   могут   послужить   поводом   к необоснованному отказу в приеме на работу.

Следовательно, врач должен был указать годна к приему на данную работу Комисарова или нет, и если она прошла медкомиссию, то соответственно она годна к данной работе, просто она должна  будет ежегодно походить обязательное медицинское обследование, и следовательно ей необоснованно отказали в приеме на работу.


4. Заместителя директора проектной организации г. Могилева Капитонову было решено направить на месячные курсы  повышения квалификации по вопросам охраны труда в г. Минск. Она от поездки отказалась, мотивируя тем, что у нее дети-школьники: дочь 7 лет и сын 11 лет. Кроме того, в организации есть штатный специалист по охране труда, а Капитонова осуществляет общее руководство этими вопросами.

Может ли Капитонова  быть направлена на курсы повышения квалификации вне пределов г. Могилева? Вправе ли директор применить дисциплинарное взыскание к Капитоновой за отказ от поездки в г. Минск?

 

Согласно ст. 220-1 наниматель обеспечивает профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. В иных случаях необходимость профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников определяется нанимателем.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации, стажировка и переподготовка работников осуществляются в соответствующих учреждениях образования либо в организациях в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку, наниматель обязан создать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК РБ, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

При направлении нанимателем работника на профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работнику предоставляются гарантии, установленные Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Информация о работе Задачи по "Трудовому праву"