Занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 07:33, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законодательством.

Работа содержит 1 файл

Занятость и безработица.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

    Для безработных, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), а также для безработных, не работающих более одного года, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления – другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера), с учетом возрастных и иных особенностей безработных и требований законодательства  о труде.

    Государственная служба занятости населения представляет собой разветвленную систему  специальных государственных органов  и организаций, осуществляющих реализацию политики занятости населения и  социальной защиты временно незанятых граждан. В эту систему входят Главное управление Государственной службы занятости Министерства труда Республики Беларусь, управления областных служб занятости, городские, районные (региональные) центры занятости населения, информационные центры, центры по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных, их филиалы и отделения.

    Основным  звеном государственной службы занятости  являются районные и городские центры занятости. Финансирование государственной службы занятости осуществляется Государственным фондом содействия занятости, который создается за счет: обязательных отчислений работодателей независимо от форм собственности и хозяйствования; ассигнований из республиканского и местного бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений (Положение о Государственном фонде содействия занятости Республики Беларусь от 11 октября 1995 года).

    Государственная служба занятости может предоставить финансовую помощь нанимателям для  создания новых рабочих мест в виде беспроцентной ссуды, как правило, на срок не более 1 года. Правом на получение финансовой помощи обладают наниматели, создающие дополнительные рабочие места в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов для трудоустройства безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Понятие безработного. Правовой статус безработного

    Безработными  считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины  до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не состоящие на воинской службе, зарегистрированные в государственной службе занятости.

    Таким образом,  понятие безработного включает в себя пять признаков:

    Трудоспособность

    Наличие трудоспособного возраста

    Постоянное  проживание  на территории Республики Беларусь

    Отсутствие  у лица работы, учебы или прохождения  воинской службы

    Регистрация в качестве безработного в государственной службе занятости

    Наличие комплекса всех перечисленных пяти признаков позвляет гражданину считаться  безработным и претендовать на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные  Законом о занятости. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков является препятствием к получению гражданином статуса безработного с соответствующими компенсационными выплатами.

    Первый  признак безработного – трудоспособность – обозначает совокупность физических и духовных свойств человека, необходимых для производительного и творческого труда и формирующихся в результате физического и культурного развития личности, общего и специального образования, выработки трудовых навыков и мастерства.

    Различают трудоспособность общую (способность выполнять какую-либо работу в обычных условиях труда) и специальную (способность  выполнять работу по определенной профессии, специальности). В случае стойкой утраты трудоспособности гражданин вынужден прекратить трудовую деятельность вообще на длительный период, в связи с чем устанавливается инвалидность и назначается пенсия по инвалидности. В таком случае гражданин лишается права на статус безработного и на пособие по безработице. При временной же потере трудоспособности гражданин считается трудоспособным и не может быть лишен статуса безработного.

    Трудоспособный  возраст законодательством определяется с 16 лет и до 55 лет у женщин, до 60 лет у мужчин. Хотя трудовое законодательство в отдельных случаях  предусматривает возможность трудиться  с согласия родителя, опекуна, попечителя лицам, достигшим 14 лет, тем не менее учащиеся дневных общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, студенты дневных отделений вузов не могут в силу ст. 1 Закона о занятости считаться безработными и обладать правом на соответствующие социальные гарантии, так как работа для них в данном случае является не основным, а второстепенным, дополнительным к учебе делом. Если гражданин выходит на пенсию на льготных условиях, несмотря на то, что он еще не достиг пенсионного возраста, к безработным он не относится, так как у него имеется гарантированный государством источник дохода – пенсия.

    Закон о занятости населения распространяет свое действие на всех лиц, постоянно  проживающих на территории Республики Беларусь.

    Регистрация в качестве безработного осуществляется районными службами занятости по месту постоянного проживания безработного. Решение о признании гражданина безработным принимается службой  занятости после предъявления обратившимся в службу лицом необходимых документов: трудовой книжки, паспорта, свидетельства об образовании, профессиональной квалификации, а также справки о среднемесячном заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

    При наличии условий, необходимых для  признания гражданина безработным, у него возникает субъективное право  на признание его безработным  и на трудоустройство при посредничестве службы занятости. Право безработного на трудоустройство тесно связано  с комплексом сопутствующих правомочий, а именно правом на:

    Профессиональную  подготовку, повышение квалификации и переподготовку

    Бесплатную  информацию о вакантных рабочих  местах и на бесплатные консультационные услуги по вопросам своего правового  положения как безработного;

Социальные  гарантии и компенсации

Обжалование неправомерных действий службы занятости

    Этим  правам безработного соответствуют  обязанности государственной службы занятости: обязанность оказания бесплатного  посредничества в поиске и получении  подходящей работы, помощь  в выборе такой  работы, регистрация гражданина в качестве безработного, назначение стипендий и пособий по безработице в соответствии с Законом о занятости и т.д.

    На  профессиональное обучение или переобучение центры занятости направляют, как правило, безработных, которым невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой квалификации, либо если безработный утратил способность выполнять работу по прежней профессии (специальности), либо если профессия (специальность) безработного не находит спроса на рынке труда.

    Период  профессиональной подготовки безработного засчитывается в общий и непрерывный  трудовой стаж и отражается в трудовой книжке. Повторное направление на переобучение допускается только по истечении одного года с момента окончания предыдущей учебы и на профессии, имеющие спрос на рынке труда.

    Кроме прав безработный обладает определенными  обязанностями:

    Самостоятельно  заниматься поиском работы и информировать  об этом государственную службу занятости  по ее требованию

    Являться  по вызову в государственную службу занятости для предложения ему  конкретной работы, а при отсутствии вызова – один раз в месяц в  установленный срок

    В течение двух рабочих дней обратиться к работодателю, который указан в  направлении государственной службы занятости

    Информировать государственную службу занятости  о временном выезде в другой населенный пункт

    Правоотношения  между безработным и государственной  службой занятости прекращаются после приема гражданина на работу.

    Обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов государственной службы занятости может производиться в вышестоящий орган и в судебном порядке.

Социальные  гарантии и компенсации  безработным

    Государство обеспечивает безработным следующие  виды гарантий и компенсаций:

    выплату в установленном порядке пособия по безработице

    оказание  в некоторых случаях материальной помощи безработному и членам его  семьи

    выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки

    возмещение  расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости

    возможность участия в оплачиваемых общественных работах

    оплату  в период безработицы пособия  по временной нетрудоспособности

    Правом  на получение пособия по безработице  обладают безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий  семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций  за ущерб, нанесенный здоровью увечьем  или иным повреждением, связанным  с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости.

    Решение о назначении пособий по безработице  либо отказе в их назначении принимается  государственной службой занятости  в течение 10 дней с момента регистрации безработного.

    Выплата пособий по безработице производится со дня регистрации безработного в центре занятости и сохраняется  в период выполнения безработным  временной работы, о которой он обязан уведомить центр занятости, а также во время выполнения оплачиваемой общественной работы по направлению центра занятости.

    Пособие по безработице выплачивается в  следующих размерах:

    за  первые 13 календарных недель в размере 70% и за последующие 13 календарных  недель – 50% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы и не выше удвоенной ее величины в случае, если безработный в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель

    за  первые 13 календарных недель в размере 100% и за последующие 13 календарных  недель – 75% минимальной заработной платы безработным, которые в  течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также ищущие работу после длительного (более 1 года) перерыва при наличии у них общего трудового стажа не менее 1 года и при условии, что их трудоустройство не требует профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки

    за  первые 13 календарных недель в размере 85% и за последующие 13 календарных  недель – 70% минимальной заработной платы безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после  длительного перерыва при наличии  у них общего трудового стажа менее 1 года и если их  трудоустройство невозможно без профессиональной подготовки.

    Срок  выплаты пособия по безработице  не может превышать 26 календарных  недель в течение каждого 12-месячного  периода, исчисленного со дня регистрации  в государственной службе занятости.

    Безработным, стаж работы которых составляет более 25 лет для мужчин и 20 лет для  женщин, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный  срок, на две календарные недели.

    Безработным, имеющим на иждивении детей до 14 лет (инвалида – до 16 лет), размер пособия увеличивается на 10%, а при наличии двоих детей и более – на 20%.

    В случае болезни безработного вместо пособия по безработице или стипендии  выплачивается пособие по временной  нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам, уходу за больным ребенком), а срок получения пособия по временной нетрудоспособности не включается в общий срок выплаты пособия по безработице.

Информация о работе Занятость и безработица