Акцизы и НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет в Российской

Содержание

Введение________________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты обложения НДС в
РФ____________________4

1. История возникновения и развития НДС в мире и в России ______________4
2. Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ____8
Глава 2. Анализ влияния НДС на формирование доходов бюджетов разных уровней_______________________________________________________________10
2.1.Эволюция нормативно-правового порядка исчисления и взимания НДС в
РФ___10
2.2.Анализ влияния НДС на формирование доходов федерального бюджета РФ, регионального и муниципального бюджетов (на примере республиканского бюджета РК и бюджета "МО г. Печоры")18
2.3 Пути совершенствования формирования бюджетов с использованием НДС 21
Заключение ____________________________________________________________22
Список использованной литературы _____________________________________23
Приложение №1_________________________________________________________25
Приложение №2_________________________________________________________26
Приложение №3_________________________________________________________27

Работа содержит 1 файл

одержание.docx

— 46.03 Кб (Скачать)

 

 Первоначально ставка  НДС была установлена на уровне 28%. Спустя год она была снижена  до 20%, и была введена льготная  ставка в размере 10% для продуктов  питания и детских товаров  по перечню. В этом виде налог  и просуществовал до наших  дней.

 

 Можно отметить, что  объективная необходимость введения  НДС в

 Российской Федерации  была обоснована рядом факторов: пополнение доходов бюджета, испытывающего  острый финансовый кризис и  нуждающегося в стабильных налоговых  поступлениях;

 

2. создание новой модели  налоговой системы в соответствии  с требованиями рыночной экономики;

 

3. присоединение к международному  сообществу, широко применяющему  данный налоговый механизм.

 

1.2 Экономическое содержание  НДС, его место и роль в  налоговой системе РФ.

 

 В развитых зарубежных  странах существуют различные  методики определения добавленной  стоимости. Одна из них рассматривает  ее как сумму заработной платы  и получаемой прибыли. Согласно  другой - добавленную стоимость можно  определить как разницу между  выручкой от реализации товаров  и произведенными затратами. Можно  заметить, что второй вариант  определения добавленной стоимости  значительно шире первого, так  как помимо прибыли и заработной  платы в расчет включаются  также оперативно-хозяйственные  расходы. Основываясь на этих  двух методиках, можно выделить  четыре механизма расчета НДС1 :

 

1) R * ( V + M ), где R - ставка  НДС;

 

V - величина заработной  платы;

 

M - величина получаемой  прибыли;

 

2) R * V + R * M;

 

2) R * ( O - I ), где O - выручка  от реализации товаров, работ,  услуг;

 

I - произведенные затраты  при производстве продукции;

 

4) R * O - R * I.

 

 Как видно из формул  первые две относятся к первой  методике расчета добавленной  стоимости на основе заработной  платы и прибыли, а третья  и четвертая формулы соответственно - ко второй методике исходя  из выручки и произведенных  затрат. Между собой первая и  вторая формулы (как третья  и четвертая) различаются по  способу и последовательности  расчета. Необходимо отметить, что  порядок исчисления НДС в Российской  Федерации основывается на второй  методике определения добавленной  стоимости, и расчет налога  производится на основании четвертой  формулы.

 

 С появлением НДС  и акцизов в налоговой системе  РФ косвенные налоги стали  открыто играть решающую роль  при мобилизации доходов в  бюджет. В консолидированном бюджете  РФ поступления от НДС уступают  только налогу на прибыль и  составляют около четверти всех  доходов. В то же время в  федеральном бюджете РФ налог  на добавленную стоимость стоит  на первом месте, превосходя  по размеру все налоговые доходы. Поступление в федеральный бюджет  основных налоговых платежей  за период с 1998 по 2002 г. можно  проследить на основе данных, приведенных в таблицах №2  и №3.

 

 Табл. 2Поступление в  федеральный бюджет основных  налоговых платежей в 1998 - 2002 г.г. (млрд. руб)*.

| |1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |

|Налоговые доходы |309,97 |399,50 |942,91 |1115,32 |1726,31 |

|в т.ч. НДС |141,27 |143,72 |366,75 |516,44 |773,51 |

| Налог на |48,14 |36,03 |171,00 |172,65 |207,44 |

|прибыль | | | | | |

| Подоходный |- |25,23 |27,54 |1,90 |207,44 |

|налог | | | | | |

| Платежи за|8,45 |9,49 |17,84 |37,18 |183,72 |

|пользование | | | | | |

|природными ресурсами  | | | | | |

 

* По материалам Законов  «О Федеральном бюджете» на  соответствующий год.

 

 Табл. 3.Поступление в  федеральный бюджет основных  налоговых платежей в 1998 –  2002 г.г. (в % к налоговым доходам)*.

| |1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |

|НДС |45,58 |36,97 |38,89 |46,31 |44,81 |

|Налог на прибыль|15,53 |9,03 |18,14 |15,47 |12,02 |

|Платежи за |2,72 |2,34 |1,89 |3,33 |10,64 |

|пользование | | | | | |

|природными | | | | | |

|ресурсами | | | | | |

 

* По материалам Законов  «О Федеральном бюджете» на  соответствующий год.

 

 Тенденции развития  налога на добавленную стоимость  в последнее время позволяют  сделать вывод, что за ним  сохранится ведущая роль среди  прочих налогов и платежей  в Российской Федерации.

 

 Глава 2. Анализ влияния  НДС на формирование доходов  бюджетов разных уровней.

 

2.1 Эволюция нормативно-правового  порядка исчисления и взимания  НДС в

 Российской Федерации

 

 Вступившая в силу  с 1 января 2001 года Вторая часть  Налогового кодекса внесла целый  ряд изменений в порядок исчисления  и уплаты НДС. Рассмотрим наиболее  существенные:

 

 Федеральным законом  от 28 декабря 2001 года №179-ФЗ внесены  изменения и дополнения в ст. 149 и 164 НК РФ, касающиеся введения  НДС по ставке 10% в отношении  лекарственных средств (включая  лекарственные субстанции, в том  числе внутриаптечного изготовления), изделий медицинского назначения, а также периодических печатных  изданий (за исключением периодических  печатных изданий рекламного  или эротического характера).

 

 Письмом МНС РФ от 27 декабря 2000 г. №БГ-3-03/461 разъясняется, что возмещение сумм налога  на добавленную стоимость при  экспорте товаров

(работ, услуг) осуществляется  налоговыми органами в порядке  и сроки, установленные главой 21 Налогового кодекса Российской  Федерации. Решения о возмещении  сумм НДС при экспорте товаров  (работ, услуг) экспортерам в  объеме до 5 млн. рублей в течение  месяца, а также налогоплательщикам, являющимся традиционными экспортерами, независимо от величины возмещения, принимаются налоговыми органами  по месту постановки на учет  экспортеров.

 После принятия решения  налоговые органы самостоятельно  направляют заключения на возмещение  из федерального бюджета сумм  НДС в соответствующие органы  федерального казначейства для  исполнения. Решения о возмещении  НДС в объеме свыше 5 млн.  рублей экспортерам, не являющимся  традиционными, принимаются территориальными  управлениями МНС РФ. Решения  должны приниматься в срок  до 2-х месяцев.

 

 Письмом МНС РФ от 12 февраля 2001 г. №ВГ-6-03/130 разъяснено, что организация, в состав которой  входят обособленные подразделения,  уплачивает налог на добавленную  стоимость по месту своего  нахождения, а также по месту  нахождения каждого из обособленных  подразделений. Вместе с тем,  учитывая, что 100% НДС, уплачиваемого  на территории РФ, поступает в  2001 г. в федеральный бюджет, указанные  организации - налогоплательщики  налога на добавленную стоимость  могут производить в 2001 году  централизованную уплату налога (в целом по организации, включая  все обособленные подразделения)  по месту нахождения организации.  При принятии такого решения  организации - налогоплательщики  в приказе об учетной политике  на 2001 год для целей налогообложения  должны дополнительно указать,  в каком порядке будет уплачиваться  налог на добавленную стоимость  (централизованно или по месту  нахождения каждого обособленного  подразделения).

 

1. Кодекс расширил перечень  плательщиков НДС, включив в  их состав предпринимателей (ст.143 НК). Предприниматели являются плательщиками  налога даже в том случае, если  они переведены на упрощенную  систему налогообложения и отчетности.

 

2. Введено принципиально  новое условие для освобождения  лица от исполнения обязательств  налогоплательщика, за исключением  НДС, уплачиваемого на таможне  (ст.145). Так, организации и индивидуальные  предприниматели на основании  их заявления могут быть освобождены  от уплаты НДС, если в течение  предшествующих трех последовательных  налоговых периодов (налоговый период равен одному месяцу) налоговая база без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превышает 1 млн. рублей. При этом плательщики акцизов от НДС не освобождаются.

 

3. В качестве объектов  налогообложения (ст.146) определены:

 

- реализация товаров (работ,  услуг) на территории РФ, в том  числе безвозмездная передача;

 

- передача товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для  собственных нужд, расходы на  которые не принимаются к вычету  при исчислении налога на доходы  организаций, в том числе через  амортизационные отчисления;

 

- ввоз товаров на таможенную  территорию Российской Федерации;

 

- выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления  (данный объект является новым).

 

4. Впервые определено  место реализации товаров. Местом  реализации товаров признается  территория Российской Федерации,  если:

 

- товар находится на  территории Российской Федерации  и не отгружается и не транспортируется;

 

- товар в момент начала  отгрузки или транспортировки  находится на территории Российской  Федерации;

 

- монтаж, установка или  сборка товара производится на  территории

 

 Российской Федерации  в случаях, когда эти товары  не могут быть по техническим,  технологическим или иным аналогичным  причинам доставлены получателю  иначе, как в разобранном или  несобранном виде.

 

 Последний критерий  приводит к признанию местом  реализации импортируемого товара  территорию Российскую Федерацию,  если товар подлежит монтажу,  установке или сборке в Российской Федерации. Однако, если покупатель закупает по импорту отдельные комплектующие элементы и на основании собственной или приобретенной документации осуществляет сборку оборудования, местом реализации комплектующих элементов нельзя признать

 Российскую Федерацию,  так как комплектующие в этом  случае являются самостоятельным  товаром.

 

 Критерии определения  места реализации работ и услуг  в целом схожи с установленными  ранее.

 

5. Определенные изменения  произошли в налоговых льготах.  Остановимся на некоторых из  них.

 

1) До 01.01.2002 сохранена льгота  по лекарственным средствам, изделиям  медицинского назначения и медицинской  технике. После указанной даты  льгота будет предоставляться  в отношении лекарственных средств,  изделий медицинского назначения  и медицинской техники, по перечню,  установленному Правительством.

 

2) Сокращен перечень медицинских  услуг, освобождаемых от налогообложения,  но при этом распространена  льгота на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические  услуги, финансируемые из бюджета.

 

3) Услуги по обучению  в кружках, секциях и студиях  распространены только на несовершеннолетних.

 

4) Установлена льгота  в отношении реализации долей  в капитале организации, паев  в паевых фондах кооперативов  и паевых инвестиционных фондов, инструментов срочных сделок.

 

5) Льгота по гарантийному  ремонту без взимания дополнительной  платы распространена на любые  товары, а не только на радиоэлектронные  и технически сложные.

 

6) Отменена льгота по  товарам (работам, услугам), производимым  и реализуемым образовательными  учреждениями, за исключением услуг  в сфере образования.

 

7) Работы и услуги по  производству кинематографической  продукции, оказываемые организациями  кинематографии, теперь освобождаются  от НДС вне зависимости от  получения удостоверения национального  фильма. Однако передача прав  на кинопродукцию льготируется, как и прежде, при наличии указанного  удостоверения.

 

8) Освобождены от НДС  услуги, оказываемые непосредственно  в российских аэропортах и  воздушном пространстве России  по обслуживанию воздушных судов,  а также услуги по обслуживанию  морских судов и судов внутреннего  плавания имеют статус не экспортируемых, а льготируемых по общему основанию.  При этом теперь не имеет  значения, является ли судно иностранным  или российским.

 

9) Изменены условия использования  льготы по товарам, работам  и услугам, производимым общественными  организациями инвалидов и организациями,  уставный капитал которых состоит  из вкладов общероссийских общественных  организаций инвалидов.

 

 В настоящее время  указанная льгота применяется  к следующим организациям:

 

- общественными организациями  инвалидов (в том числе созданными  как союзы общественных организаций  инвалидов), среди членов которых  инвалиды и их законные представители  составляют не менее

 

80 процентов;

 

- организациями, уставный  капитал которых полностью состоит  из вкладов указанных общественных  организаций инвалидов, если среднесписочная  численность инвалидов среди  их работников составляет не  менее 50 процентов, а их доля  в фонде оплаты труда

 

- не менее 25 процентов;

 

- учреждениями, единственными  собственниками имущества которых  являются указанные общественные  организации инвалидов, созданными  для достижения образовательных,  культурных, лечебно- оздоровительных,  спортивных, научных, информационных  и иных социальных целей, а  также для оказания правовой  и иной помощи инвалидам.

10) Льгота по банковским  операциям распространена на  следующие дополнительные операции:

 

- выдача поручительств  за третьих лиц, предусматривающих  исполнение обязательств в денежной  форме;

 

- осуществление операций  с драгоценными металлами и  драгоценными камнями;

 

- оказание услуг, связанных  с установкой и эксплуатацией  системы

 

"клиент - банк", включая  предоставление программного обеспечения  и обучение обслуживающего указанную  систему персонала.

11) Предоставлена дополнительная  льгота по операциям, осуществляемым  организациями, обеспечивающими  информационное и технологическое  взаимодействие между участниками  расчетов, включая оказание услуг  по сбору, обработке и рассылке  участникам расчетов информации  по операциям с банковскими  картами.

Информация о работе Акцизы и НДС