Информационный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 11:02, реферат

Описание работы

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

реферат. рынок информации.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

В России из-за трудностей телекоммуникационного доступа  широкое распространение получила продажа баз данных вместе с программной  оболочкой обработки запросов. Продаваемые  базы данных, обычно, содержат информацию, которая меняется достаточно медленно, например, юридическая информация, при этом оговариваются условия и периодичность обновления данных.

При предоставлении услуг диалогового доступа к  базам данных в качестве схемы  оплаты широкое распространение получила подписка, предусматривающая взнос за начальную регистрацию и оплату расходования ресурса времени подключения к серверу баз данных с авансированием этих затрат. Регистрационный взнос, как правило, небольшой и предназначен только для стимулирования своевременного авансирования, поскольку при перерасходе аванса регистрация аннулируется. Другая форма доступа к информации баз данных - разовые запросы в режиме OFF-LINE, например, через электронную почту, предусматривает либо предварительную оплату выдаваемой справки по результату информационного запроса, что связано с задержками по времени получения информации, либо, опять же, по схеме "подписка - авансирование - расходование аванса". Такие формы расчетов за услуги - результат инфляционных запросов в стране, и с укреплением рубля, видимо, системы оплаты информационных услуг будут меняться в сторону большего доверия пользователю. На Западе в последние годы предпочтение начинает отдаваться упрощенным вариантам оплаты - подписке, так как затраты на учет и ведение делопроизводства весьма велики. По мнению некоторых авторов это немало способствовало рыночному успеху диалогового доступа к базам данных.

Крупные генераторы баз данных создают собственные  службы в виде сетей электронной  почты и предоставляют услуги через них.

Появление на рынке  информационных посредников - брокеров, под которыми понимаются организации  или лица, профессионально занимающиеся платным информационным обслуживанием  внешних клиентов на коммерческой основе с использованием услуг информационных служб, было связано с осознанием полезности и ценности информации и ростом потребности в информационных услугах. Однако, этот вид деятельности присущ развитому информационному рынку, и в нашей стране пока не получил распространения.

Развитие современных информационных услуг в мире стало возможным только благодаря тому, что в большинстве стран существовали общедоступные и недорогие службы передачи данных. В России же высокая стоимость услуг прямого доступа к базам данных не позволяют этим базам данных набрать критическую массу числа абонентов, делающих их работу экономически целесообразной.

В последний  год надежда развития телекоммуникаций в России связываются с открытием  доступа к ранее закрытым сетям, например, к сети деловой компьютерной связи ИСТОК-С (сеть коммутации пакетов по арендованным линиям), которая стала коммерческой и доступной через концерн "Телеком", в рамках сети электронной почты Relcom,а также большинства других систем электронной почты, базирующих на данной сети свои узлы.

Пионером услуг международной передачи данных на российском рынке был Институт Автоматизированных Систем (бывший ВНИИПАС), работающий в данном секторе около десятилетия и обеспечивающий для советских потребителей в глобальной сети пакетной коммутации IASNET доступ к зарубежным базам данных, в основном, в рамках СЭВ, а также доступ из-за рубежа к базам данных в нашей стране.

Появление возможности  оказания телекоммуникационных услуг за валюту, возникшая с 1988 года привела на этот рынок новых участников.

Выход в международную  коммуникационную систему за валюту стали предоставлять СП " Interlink" через валютную сеть коммутации пакетов  Интерлинк и "SovAm Teleport". Через  них можно получить доступ к большинству БД с международной сферой деятельности, например, к "CompuServe" и др. Помимо этого СП обеспечивают услуги электронной почты.

С мая 1992 года фирма General Electric Information Service (GEIS), располагающей  одной из крупнейших в мире сетей передачи данных, стала предлагать российским потребителям использования своей сети через российскую фирму Partner Consulting. В сети GEIS предоставляется доступ к сотням баз данных, включая базы данных биржевой, финансовой и коммерческой информации.

В 1990 году было создано  СП "Sprint Network" (сеть коммутации пакетов  по коммутируемым телефонным линиям Спринт-сеть), которое во второй половине 1991 года решило задачу создания компьютерных информационных сетей и прежде всего  к "SprintNet", ориентированную на передачу оперативной деловой и коммерческой информации из различных баз данных. Следует отметить, что с появлением в России SprintNet возникла реальная возможность включения России в мировой рынок телекоммуникации в качестве узла мировой информационной и телекоммуникационной сети, а не только терминала.

Деловая информация.

Биржевая и  финансовая информация.

Генераторами  этой информации являются брокерские компании, банки. Наиболее известные  на Западе агентства, предлагающие доступ к биржевой и финансовой информации - Reuter и Telerate. В начале 1991 года Reuter установило в Москве 150 терминалов в банках и внешнеторговых организациях и предоставляет биржевую и финансовую информацию через систему видеотекста.

В 1992 году российские биржи РТСБ и МЦФБ создали акционерное общество "Агентство Экономических Новостей", получившее исключительное право на сбор и распространение информации о деятельности этих бирж. Информация АЭН распространяется по компьютерным сетям, в печатном виде и на дискетах. В настоящее время АЭН является крупнейшим в России независимым агентством, специализирующимся на биржевой, финансовой, инвестиционной и общеэкономической информации.

Экономическая и статистическая информация.

Глобализация  процессов, происходящих в экономике привела к тому, что в создании экономических статистических баз данных и оказании услуг на их основе значительная роль принадлежит государственным и межправительственным организациям. Среди них можно назвать "OECD" (базы данных по экономической статистике стран и внешней торговли), "GSI-ECO", которой не только подготавливает база данных "EUROSTATCRONOS", но и предоставляет услуги диалогового доступа к ним, вычислительный центр по экономическим и общественным наукам ("WSR"), который совместно с австрийским институтом экономических исследований ("WIFO") предлагает доступ к широкому спектру международных и национальных баз данных по мировой экономике, содержащих сведения о глобальных изменениях в структуре промышленного производства, торговле, финансовой деятельности. В числе частных информационных служб в области статистической информации можно назвать DRI (Data Resource Inc.), стартовавшую в 1969 году.

Поиск статистической информации в основном бывает прямым, адресным, осуществляется по формальным признакам объекта (страна, показатель и т.п.). Пользователь, как правило, получает возможность статистической обработки найденной информации как с помощью средств, предоставляемых диалоговой информационной системой, так и собственными средствами при передаче результатов поиска в ЭВМ пользователя.

Экономическая статистическая информация не требуется  в чистом, не переработанном виде для  большинства видов деловой деятельности, так как, прежде всего является объектом анализа и исследований.

Коммерческая  информация.

Коммерческая  информация необходима предпринимателю, прежде всего для подбора партнеров, поиска клиентов, установления контактов  с ними, а затем для того, чтобы  быть в курсе деятельности партнера или клиента, что будет давать уверенность в полной информированности о нем. Доступ к коммерческой информации позволяет, также, изучать деятельность конкурентов и их продукцию, отслеживать действия регулирующих организаций, касающихся данной сферы бизнеса.

В качестве примера  известных западных фирм, работающих в этом секторе, можно назвать Dow Jones News/Retrieval.

В России крупные  базы данных по отечественным предприятиям созданы государственными системами:

базы данных Госкомстата по 40 тыс. предприятиям, 20 тыс. стройкам, важнейшим видам  продукции;

базы данных Госкомбанка по финансовому состоянию предприятий;

базы данных МВЭС по участникам внешнеэкономических  связей.

Базы данных этих государственных систем доступны по ведомственным сетям, и не доступны по открытым телекоммуникационным каналам, однако, по неофициальным сведениям, базы данных по предприятиям ряда коммерческих информационных служб формировались на основе отчетов предприятий, предоставляемых в Госкомстат.

Информация коммерческих предложений.

Доступ к информации коммерческих предложений позволяет  предпринимателю осуществить закупки по оптимальным ценам, проводить изучение рынка на предлагаемый им товар изнутри этого рынка, первым отвечать новым запросам потребителей, и тем самым выигрывать рынок, оставаясь на лидирующих позициях в условиях жестокой конкуренции.

Этот вид информации имеет наибольший спрос. Поставщиками его являются практически все  сети общего доступа, и в большинстве  случаев эта информация создается  стихийно за счет интеграции сообщений  о купле/продаже, помещаемых самими пользователями сети в специализированных конференциях или в системах досок объявлений. В частности, в сети Relcom это информация коммерческих конференций группы relcom.commerce.*, в сети СИТЕК это доска объявлений, называемая ТЕЛЕБАЗАР, и др. При систематизации такой информации выделяют разделы: электронный рынок, недвижимость, стройматериалы, металлы и др.

Юридическая информация.

Выделение юридической  информации из специальной информации в отдельный сектор связано с  активной деятельностью законодательных  органов в переживаемое Россией "время реформ", когда оперативный доступ к этому виду информации приобретает для бизнесмена особое значение.

Наиболее ярким  примером поставщика юридической информации является известная и популярная на Западе служба LEXIS.

В России в качестве удачных примеров коммерческой деятельности на рынке специальной информации можно назвать справочную систему "Гарант", содержащей полный свод нормативных актов.

Информация для  специалистов.

Научно-техническая  информация.

Научно-техническая  информация выделяется в отдельную от профессиональной информации область, так как этот вид информации занимает существенную часть общего объема электронной информации.

Причины приемущественности научно-технической информации в  объеме профессиональной информации заключается  в том, что научно-технические работники более подготовлены к использованию информационных технологий. Такое положение характеризует начальный этап информатизации общества, и с его развитием следует ожидать уменьшения относительной доли научно-технической информации в общем объеме электронной информации.

Доступ к научно-технической  информации - старейший вид информационных услуг, существующий, наверное, со времени  появления вычислительной техники.

В настоящее  время доступ к такой информации предоставляет крупные библиотеки, в частности ГПНТБ, где для этих целей эксплуатируется программное обеспечение, разработанное и рекомендованное Юнеско.

Начиная с осени 1993 года в компьютерных сетях началось повальное предоставление возможности  пользователям знакомиться с электронными вариантами выпускаемых в стране компьютерных изданий. Началось все с компьютерного издания "КОМПЬЮТЕРРА", доступный с сентября на сервере Relis в РЕЛКОМе по 2     цента за килобайт, затем с октября Computer World Moscow стал выходить там же еженедельно.

Профессиональная  информация.

Этот раздел информации пока недостаточно представлен  на Российском рынке электронной  информации, где пока что обосновались предприниматели и технари. Интересно  отметить, что даже та информация, которая  есть, каким-то образом имеет отношение к вычислительной технике.

Например, на Eye Microsurgery BBS (BBS института Микрохирургии  глаза) модно получить доступ к научным  статьям по применению вычислительной техники в медицине.

Доступ к первоисточникам.

Одной из крупнейших специализированных фирм на Западе выступает фирма "University Microfilm".

В нашей стране услуги доступа к электронным  данным первоисточников в настоящее  время не предоставляется, если не считать  сеть BBS FIDO, где на узлах можно  найти немало художественных и прочих текстов.

Информация о работе Информационный рынок