Источники земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Земельное законодательство российской федерации регулирует общественные отношения в области использования и охраны земель. Под его функциональным воздействием формируется земельный правопорядок на всей территории России, в пределах территорий субъектов Федерации и муниципальных образований. Земельный правопорядок – важное условие хозяйственной и иной деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...2
Источники земельного права: понятие, характеристика, основные пути совершенствования земельного законодательства……………………………….3
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения…………………..10
Заключение…………………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………………18
Задача…………………………………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

ЗП готовая.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

     − преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;

     − установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;

     − предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами14.

     В области регулирования использования  земель сельскохозяйственного назначения наиболее важными следует считать  следующие мероприятия: установление правовых мер стимулирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения с целью сокращения площадей неиспользуемых и неэффективно используемых сельскохозяйственных угодий; создание правовых условий развития оборота земель сельскохозяйственного назначения15.

 

      Заключение

      В соответствии с поставленными в  работе целями можно обозначить ряд  принципиально важных выводов.

     В системе земельного законодательства представлены все виды нормативных правовых актов.

     Конституция РФ различает федеральное земельное  законодательство и законодательство субъектов РФ. Федеральные законы в соответствии с конституцией РФ не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ – федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

     Законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные  акты и иные земельные законы. Это  Земельный кодекс и земельные  кодексы республик, входящих в состав Российской Федерации. Наряду с ними действуют кодифицированные акты, относящиеся к природоресурсному законодательству, например Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.

     К источникам земельного права относятся  и подзаконные акты. Указы Президента РФ играют важную самостоятельную роль в регулировании земельных отношений. Президент РФ, используя свое конституционное право, издает от своего имени указы и распоряжения. Большинство принятых указов Президента РФ посвящены вопросам частной собственности на землю основаны на политике либерализации данного права, расширении и снятии ограничений на реализацию правомочий собственников по распоряжению землями.

      Гарантом конституционных прав граждан, в том числе прав собственности на землю и других вещных прав на недвижимость, выступают судебные органы Российской Федерации. Они разрешают земельные споры и восстанавливают нарушенные права законных правообладателей земельных участков. Обобщая опыт работы судов своей системы, высшие судебные органы принимают руководящие разъяснения, которые, по нашему мнению, могут рассматриваться в качестве источников земельного права.

     Наиболее  многочисленную группу источников земельного права составляют подзаконные нормативные  акты, представленные постановлениями  Правительства РФ и ведомственными решениями. По своему назначению они развивают и обеспечивают исполнение отдельных положений законов, поэтому не носят комплексного характера, а являются тематически узко специальными.

     Небольшое число постановлений Правительства  РФ касается вопросов приватизации земель и реализации отношений собственности. Более значительна роль постановлений Правительства РФ в регулировании исполнения государственными органами функций земельного управления.

     Единую  систему земельного законодательства составляют нормативные правовые акты субъектов РФ, многие из которых уже приняли основополагающие законы, комплексно регулирующие земельные отношения.

     Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию  земель, то есть ту часть земельного фонда РФ, которая предназначена и используется по основному назначению. Категории земель являются родовым объектом правового режима.

     Один  из важнейших принципов российского  земельного права – принцип целевого характера использования земель. Под целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения понимается основное предназначение земель данной категории. ЗК РФ устанавливает прямой запрет на внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почвы в случае их несоответствий предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

     Также можно сделать вывод о том, что существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективно хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизмы начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. Всё это обуславливает необходимость разработки реально действующего механизма реализации вновь принимаемых и уже принятых актов и законов. 

 

      Список литературы 

    1. Нормативно-правовая литература:
 
        1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета. 1993. № 237. 2009; Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Земельный  кодекс РФ от 25.10.2001 г. // Российская  газета. 2001. 30 октября.

3. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002// СЗ РФ. 2002.  №30. Ст.3018. 

     II. Специальная литература:

  1. Воробьева Л.В. Земельное право Российской Федерации: учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
  1. Галиновская Е.А Земельное законодательство: особенности формирования и развития // Журнал российского права. 2009. №11. С.5-7
  1. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учеб. М.: Юрайт-Издат, 2004.
  2. Макарычев В.В., Тимошенко И.В. Земельное право. М.: ИКЦ «МарТ». Ростов н/Д: МАРТ. 2003.
  3. Можаров Г. Г. Земельное право: курс лекций. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та , 2007.
  4. Павловский И.А. Земельное право. Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2004.
  5. Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2005.
  6. Чубуков Г.В. Земельное право. Учебник. М.: 2002.

 

    Задача 

     Заключив  трудовой договор с лесхозом, лесник Шапкин подал заявление директору  лесхоза о предоставлении служебного земельного надела. Директор отказал Шапкину в предоставлении служебного земельного надела, сославшись на то, что он еще не отработал 3–х месяцев и не имеет на содержании домашнего скота.

     Каков порядок предоставления служебных земельных  наделов?  

      Служебный земельный надел – это земельный участок, предоставляемый гражданам из земель организаций, в которых данные граждане работают. Такие земельные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование.

     Служебные наделы на время установления трудовых отношений по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

      Право на получение служебного надела в безвозмездное срочное пользование предоставляется, если лицо работает в отдельных отраслях экономики, в том числе организациях транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Дополнительным требованием выступает необходимость проживания в сельской местности, поселках городского типа, городах районного значения.

Итак, согласно ч.2 ст.24 Земельного кодекса РФ:

     Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

     Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных  наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством  Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

     Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в  соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго - четвертого, седьмого - девятого статьи 42 Земельного кодекса РФ. 

     Таким образом, для получения необходимы соответствующие основания и соблюдение следующего порядка:

1) Осуществление трудовой функции (прав и обязанностей) в соответствующей организации, где предоставляют такие наделы (в организациях транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков);

2) Проживание в сельской местности, поселках городского типа, городах районного значения.

3) Подача заявления работодателю о предоставлении земельного участка;

4) Работодатель выносить решение о предоставлении Вам земельного участка.

     На  основании вышеизложенного, полагаю  действия лесхоза незаконными и  необоснованными, а потому подлежащими  обжалованию. 

     В каких случаях  сохраняется право  пользования служебными наделами при прекращении трудовых отношений? 

      По  общему правилу, содержащемуся в  земельном законодательстве право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен (ч.2 ст.47 Земельного кодекса РФ).

      В исключение из данного  правила право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности (ч.3 ст. 47 Земельного кодекса РФ).

      Прекращение права  на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.

      Работник, прекративший трудовые отношения с  организацией, предоставившей служебный  надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ (ч.6 ст.47 Земельного кодекса РФ).

Информация о работе Источники земельного права