История развития земельных отношений в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

Проведение земельной реформы в Республике Казахстан - отмена исключительной государственной собственности на землю, установление частной собственности на земельные участки, развитие купли-продажи земли, земельного рынка и другое привело к новым земельным правоотношениям и задачам земельного законодательства.
Однако проведение новой земельной реформы не отменило имущественного характера земельных отношений, наоборот, расширил его возможности рационального использования богатств страны, как природного ресурса. Земельные отношения неимущественного характера не утрачивают своих особенностей, и эта сфера общественных отношений продолжает сохранять и, впредь, будет иметь ряд специфических черт и существенных отличий от прежних.

Содержание

Введение 3
1. Земельные отношения до вхождения Казахстана в состав России. 5
2. Земельные отношения в период нахождения в составе России 7
3. Земельные отношения в советский период 9
4. Преобразование земельных отношений и развитие земельного законодательства Республики Казахстан 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Земельное право РК.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Кроме того, Законом  Республики Казахстан от 11 августа 1999 года Указ о недрах был дополнен двумя статьями, которые посвящены вопросам сервитута при недропользовании. До этого момента в Указе о недрах данный вопрос не рассматривался.

Сервитут –  это право физических и юридических  лиц на ограниченное целевое пользование частью участка недр, предоставленного другим лицам для проведения разведки, добычи, совмещенной разведки и добычи либо строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей в случаях, предусмотренным законодательством.

При этом сервитут может быть предоставлен заинтересованному  лицу только в случае, если правомерное  осуществление деятельности таким  лицом невозможно без его предоставления, либо приводит к чрезмерным затратам.

Предоставление  сервитута на часть участка недр, который ранее был предоставлен другому лицу для проведения операции по недропользованию, осуществляется путем оформления горного отвода государственным органом по использованию и охране недр по согласованию с компетентным органом.

В то же время вопросы совместного использования недр регулируются Указом о недрах, и данный вид деятельности не может рассматриваться как разновидность сервитута.

Регулирование отношений, связанных с предоставлением  права на добычу общераспространенных полезных ископаемых, соответственно осуществляется специальным законодательством, то есть законодательством о недропользовании. Полный перечень общераспространенных полезных ископаемых определен постановлением Правительства РК от 17 мая 1996 года № 64.

Следует отметить, что Указом о недрах регламентируется понятие двух возможных видов недропользования на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Добыча общераспространенных полезных ископаемых для общественных нужд, осуществляемые на земельном участке, находящемся в собственности, либо на праве постоянного или временного недропользования без намерения последующего совершения сделок в отношении добытых общепринятых полезных ископаемых, либо подземных вод, и добыча общераспространенных ископаемых в коммерческих целях.

Рассматриваемые вопросы землепользования и недропользования позволяют сделать вывод, что  урегулирование этих двух сфер отношений  еще не полностью скорреспондированы друг с другом.

Обретение  Казахстаном  государственной  независимости  привело к разработке самостоятельных правовых основ регулирования  земельных   отношений  с учетом менталитета, национального признака и природно-экономических условий. Введение и функционирование институтов частной собственности обеспечивалось, в первую очередь, за счет развития  института частной собственности на землю, а также создания такой юридической системы, которая защищает права собственности и выполнение контрактов. В связи с этим вопросы земельных преобразований, совершенствование земельного  законодательства и укрепление законности в сфере  земельных   отношений  становились все более актуальными.

Нормы национального  земельного  законодательства были направлены на охрану и рациональное использование  земельных  ресурсов. Земля, являясь объектом естественной природы, служила основным средством жизни граждан и фактором национальной безопасности.

 Земельная   реформа и перестройка государственного  социально-экономического управления  происходила на основе  развития   независимости  и демократизации  земельных   отношений , расширения прав собственников земли и землепользователей, устранения командно-административного метода организации землепользования и землеустройства.  Развитие  национального  земельного  законодательства дало возможность реализации различных форм собственности и хозяйствования на земле. Изменился весь спектр распределения, владения, использования и аренды земли./15/

Так, например, согласно ст. 3 Конституционного закона «О государственной  независимости  Республики  Казахстан » от 16 декабря 1991 года  земельное пространство республики перешло в исключительную собственность Республики  Казахстан . Это положение было закреплено в ст. 6 пункт 3 Конституции Республики  Казахстан от 30 августа 1995 года. Но земля, в отличие от недр, воды, растительного и животного мира могла быть предметом частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законодательством. /17/

 

 

Заключение

Анализируя  земельное  законодательство  Казахстана , хотелось бы отметить, что складывающиеся правоотношения значительно опережают  развитие   земельного  законодательства. В связи этим актуально стоит вопрос о его совершенствовании. Многими учеными и юристами-практиками поднимается проблема регулирования земельных  отношений  в условиях рыночных преобразований в обеспечении социальной справедливости и конкурентности в сфере землепользования. Земельный кодекс РК, провозглашая равную защиту всех субъектов земельных отношений, дает определенные преимущества крупным землевладельцам и землепользователям, в то же время предоставляет государственным чиновникам серьезные рычаги в управлении земельными ресурсами и регулировании различных аспектов земельных отношений. Это порождает потенциальную возможность совершения правонарушений. В процессе совершенствования земельного законодательства хотелось бы увидеть четкие правовые критерии публичных и частных интересов в сфере земельных отношений. Отсутствие таких критериев дает юридическую возможность реализации различных интересов под видом обеспечения публичного земельно-правового интереса. Речь идет о широком круге норм, регулирующих вопросы возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, распределения и перераспределения земельных ресурсов. Положительное влияние на совершенствование земельных отношений мог бы стать общественный контроль на всех стадиях землеустроительного процесса и во всех сферах регулирования земельных отношений. Только он способен в полной мере обеспечивать реализацию публичных земельных интересов.

Закрепленный  в Земельном кодексе РК принцип обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности не в полной мере обеспечен правовой регламентацией и надлежащим организационным оформлением. Организационно-правовой формой такого контроля могла бы быть независимая от органов власти многоуровневая, разветвленная, организационно продуманная и материально обеспеченная система народного контроля. Его представители могли бы успешно решать задачи при проведении экспертиз предложений и проектов зонирования земель и программ, проектов и схем по рациональному использованию земель во всех административно-территориальных единицах республики, принимать участие в определении критериев оценки кадастровой стоимости земельных участков, конкретных понижающих и повышающих коэффициентов в зависимости от местных условий, разработке методик всех видов компенсационных выплат, проводить общественную экспертизу экологических проектов, участвовать в земельных торгах и аукционах и т.п.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция РК. 30.08.1995.
  2. Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года
  3. Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года
  4. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года
  5. Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года
  6. Культелеев С. Т. Экологическое право Республики Казахстан: учебное пособие. Алматы, 2003
  7. Хаджиев А.Х. Земельное право РК. Алматы, 2002
  8. Экологическое право РК в схемах. Алматы, 2003
  9. Закон «О государственной независимости Республики  Казахстан » от 16 декабря 1991 года 

 


Информация о работе История развития земельных отношений в Республике Казахстан