Лекции по "Земельному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:42, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Земельное право как отрасль права.
Тема 2. Земельные правоотношения.
Тема 3. Источники земельного права.
Тема 4. Право собственности на землю.
Тема 5. Право землевладения и землепользования.

Работа содержит 1 файл

земельное право.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

 

2.1. Понятие земельных правоотношений. Земельные правоотношения и земельно-правовые нормы.

Земельные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель.

Земельные правоотношения являются юридической  формой выражения и закрепления  экономических отношений по поводу земли как особого имущественного объекта. Тем самым земельные правоотношения обеспечивают реализацию на практике требований, содержащихся в земельно-правовых нормах.

Земельно-правовые нормы можно определить как установленные  государством и обеспеченные силой  государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений.

Земельно-правовые нормы  являются первичными по отношению к  земельным правоотношениям. Именно земельно-правовые нормы определяют характер земельных правоотношений, состав их участников, который может меняться в зависимости от урегулированности тех или иных отношений и содержания земельно-правовых норм, условия возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Обязательным признаком  земельно-правовой нормы является указание на правовой режим земли, по поводу которой устанавливаются определенные права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет содержание земельных правоотношений и является их важнейшим элементом.

 

2.2. Земля как  объект правового регулирования. Состав земель Республики Беларусь.

В земельных правоотношениях  земля выступает как объект правового  регулирования, то есть объект, имеющий  определенную правовую характеристику. Естественно-природные и хозяйственные  особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют на ее правовой режим.

Определение состава  земель позволяет дать правовую классификацию  всех земель Республики Беларусь как  объекта правового регулирования. Деление земель проводится по определенным правовым признакам на :

  • категории земель;
  • виды земель.

Классификация земель на категории производится по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель - по целевому назначению земель. Поэтому категорию земель можно определить как часть земель Республики Беларусь, объединенную общим целевым назначением и единым правовым режимом.

Законодательно эта  классификация закреплена в ст.3 Кодекса Республики Беларусь о земле, установившей, что все земли Республики Беларусь в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Целевое назначение земель устанавливается и изменяется соответствующими государственными органами, осуществляющими  управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным  законодательством (ст. 4 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Категория земель - наиболее устойчивое образование в земельных правоотношениях, поскольку перевод земель из одной категории в другую допускается только при изменении целевого назначения земель и с соблюдением предусмотренных земельным законодательством требований и ограничений. Перечень категорий земель, который дается в Кодексе Республики Беларусь о земле, является исчерпывающим, но состав каждой категории может изменяться, например, при включении в нее или исключении каких-либо видов земель.

Классификация земель на виды осуществляется как в рамках какой-то одной категории (например, деление земель населенных пунктов на земли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), так и применительно ко всем или части земель Республики Беларусь вне зависимости от их целевого назначения (например, по форме собственности или режиму использования). Деление земель на виды позволяет детализировать правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны.

 

2.3. Виды земельных  правоотношений.

В силу того, что объектом земельных правоотношений является земля как предмет, по поводу которого устанавливаются права и обязанности участников земельных отношений, эти отношения характеризуются определенным единством.

В рамках этого единства проводится классификация земельных правоотношений на виды с учетом существенных элементов, составляющих правоотношение.

Важнейшим критерием  первоначальной классификации земельных  правоотношений является его содержание, то есть соотношение прав и обязанностей участников этих правоотношений. По этому критерию можно выделить следующие виды земельных правоотношений:

  • правоотношения земельной собственности, участники которых обладают определенной совокупностью правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей. Содержание этих правоотношений зависит от формы и вида права собственности на землю.
  • правоотношения землевладения и землепользования, содержание которых составляют правомочия владения и пользования землей, предоставленной собственником другим лицам;
  • правоотношения по государственному управлению землями, которые по форме выступают как административно-правовые и участники которых находятся в отношениях власти и подчинения;
  • охранительные земельные правоотношения, которые возникают в результате неправомерного поведения и в рамках которых обеспечивается применение мер ответственности за нарушение земельного законодательства.

По способам реализации земельно-правовых норм земельные правоотношения делятся на материальные и процессуальные.

Материальные земельные  правоотношения складываются на основе норм, которые устанавливают права и обязанности участников земельных отношений, в том числе права на землю. Так, материальными нормами устанавливается система прав на землю, компетенция органов управления землями, составы земельных правонарушений и санкции за их совершение.

Процессуальные земельные  правоотношения возникают на основе норм, которые регулируют порядок реализации прав и обязанностей по отношению к земле (материальных земельных правоотношений).

 

2.4. Субъекты  земельных правоотношений.

Субъектами земельных  правоотношений выступают носители земельных прав и обязанностей.

Совокупность правомочий субъектов земельных отношений, которыми они обладают в соответствии с земельным законодательством, определяет их земельно-правовой статус.

В зависимости от правового  статуса участников земельных правоотношений можно выделить следующие категории  субъектов:

1. Наиболее широкими правомочиями в земельных правоотношениях обладает государство в лице Республики Беларусь. Республика Беларусь является основным участником правоотношений собственности на землю, и одновременно, как политический суверен (как носитель политической власти), определяет государственную земельную политику, формирует земельное законодательство и обеспечивает функционирование системы управления землями.

2. Иностранные государства могут участвовать в правоотношениях собственности на землю и правоотношениях по использованию земли на условиях аренды.

3. Государственные органы, обладающие специальной компетенцией по регулированию земельных отношений, участвуют в правоотношениях по управлению землями и охранительных земельных правоотношениях. Они не наделены самостоятельными правомочиями по владению, пользованию и распоряжению землей, но осуществляют их от имени государства в пределах своей компетенции.

4. Юридические и физические лица могут быть субъектами  земельных правоотношений всех видов. Как участники этих правоотношений они наделены земельной праводееспособностью, которая в настоящее время значительно расширена в связи с изменением правового режима земли и расширением правовых форм ее использования.

Земельная праводееспособность юридических  и физических лиц заключается  в возможности получить земельный  участок в порядке и на условиях, предусмотренных земельным законодательством, и использовать его для определенных целей.

 

2.5. Объекты земельных  правоотношений.

В зависимости от вида земельных  правоотношений их объектами могут  быть:

  • индивидуально-определенные земельные участки или их части. Правовые характеристики земельного участка, которым он должен соответствовать, чтобы считаться объектом земельных правоотношений,  даются в Кодексе Республики Беларусь о земле (ст.17). Земельный участок или его часть выступают объектом правоотношений, связанных с осуществлением прав на землю.
  • земельные сервитуты. Земельный сервитут представляет собой право ограниченного пользования соседним, а в необходимых случаях другим земельным участком . Земельные сервитуты являются объектом правоотношений землепользования особого вида.
  • все или часть земель Республики Беларусь могут быть объектом правоотношений государственной собственности на землю, правоотношений по управлению землями, охранительных земельных правоотношений, а в отдельных случаях - и правоотношений по использованию земли, если они связаны с общим землепользованием.

 

 

2.6. Основания  возникновения и прекращения  земельных правоотношений.

В основе возникновения  и прекращения земельных правоотношений лежат юридические факты, то есть обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений, и которые зависят от вида земельных правоотношений и состава их участников.

Основаниями возникновения  и прекращения земельных правоотношений служат, как правило, действия - правомерные (если речь идет о возникновении правоотношений земельной собственности, землевладения, землепользования, по управлению землями) и неправомерные (являются основанием возникновения охранительных земельных правоотношений). Правомерные действия, приводящие к возникновению земельных отношений могут совершаться в форме:

  • административного акта;
  • сделки;
  • судебного решения;
  • международного договора.

Юридические факты, относящиеся  к категории событий, в основном служат основаниями изменения или  прекращения земельных правоотношений отдельных видов (истечение срока временного землепользования как правопрекращающее основание; смерть гражданина как правоизменяющее основание для перехода земельного участка его правопреемникам и др.). События могут приводить к возникновению только общего землепользования, случаи которого крайне ограничены в земельных отношениях.

 

Тема 3. Источники  земельного права.

3.1. Понятие  источников земельного права.

3.2. Классификация  источников земельного права.

    1. Виды источников земельного права.
    2. Законодательные акты как источники земельного права.
      1. Иные акты законодательства как источники земельного права.
      1. Соотношение земельного права и земельного законодательства.

 

3.1. Понятие  источников земельного права.

Источники земельного права можно рассматривать как совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке, которые содержат правовые нормы, регулирующие общественные земельные отношения.

Источники земельного права  представляют собой внешнюю форму  выражения принятых уполномоченными государственными органами и обеспеченных государственным принуждением обязательных предписаний по отношению к земле.

Наличие довольно развитой и хорошо структурированной системы  нормативных правовых актов, содержащих земельно-правовые нормы, обеспечивает развитие земельного права как самостоятельной отрасли. Все источники земельного права являются официальными формами выражения правовых норм, соответствуют принятой системе законодательства. Содержание составляющих источники земельного права правовых норм определяется социально-экономическими условиями использования и охраны земель.

Источники земельного права, в зависимости от принявшего их органа и содержания нормативного правового  акта, находятся в определенной иерархической  связи друг с другом. Эта связь обеспечивает взаимное согласование источников земельного права.

 

  1. Классификация источников земельного права.

 

3.2.1. Виды источников  земельного права.

Источники земельного права  можно классифицировать по различным  критериям.

По содержанию нормативные правовые акты, относящиеся к источникам земельного права, включают в себя:

акты общего характера - нормативные правовые акты других отраслей законодательства, содержащие правовые нормы по различным вопросам, в том числе земельно-правовые;

специализированные акты - нормативные правовые акты, регулирующие только земельные отношения (содержащие только земельно-правовые нормы). В совокупности они образуют отраслевое земельное законодательство.

Информация о работе Лекции по "Земельному праву"