Лесное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:06, лекция

Описание работы

В ст. 5 ЛК РФ «Понятие леса» говорится о том, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Данное определение не раскрывает содержание определяемых предметов.

Содержание

1. Понятие леса. Классификация лесов. Право собственности на лесные участки.
2. Государственное управление лесным фондом.
2.1. Система органов государственного управления лесным фондом
2.2. Лесохозяйственный регламент.
2.3. Государственная инвентаризация лесов.
2.4. Государственный лесной реестр. Лесоустройство.
2.5. Государственный и муниципальный лесной контроль.
3. Право лесопользования: понятие, виды, основания возникновения и прекращения.
4. Предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
5. Договор купли-продажи лесных насаждений. Лесные аукционы.
6. Заготовка древесины.
7. Порядок пользования участком лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства. Использование гражданами лесов для осуществления любительской и спортивной охоты.
8. Платежи за лесопользование.
9. Охрана и защита лесов.
10. Ответственность за нарушение лесного законодательства.

Работа содержит 1 файл

Лекция 11. Лесное право 2011.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

4. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 143-ФЗ)

 

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Особо защитные участки лесов выделяются в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. В эксплуатационных лесах допускаются все виды использования лесных участков, предусмотренные Лесным кодексом РФ.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах проводятся авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным пли защитным лесам.

 

Лес – важнейший компонент биосферы. Он регулирует состав воздуха, служит источником кислорода. Один гектар леса выделяет в год около 6 тонн кислорода. Леса вбирают в себя громадное количество углерода, который при их уничтожении сразу поступает в атмосферу. Особое значение для человека имеет водоохранная, почвозащитная и климаторегулирующая роль лесов. Лес предохраняет реки от обмеления, укрепляет склоны, защищает от эрозии, сковывает сыпучие пески, ослабляет наводнения и снежные лавины. Являясь собирателем и хранителем влаги, лес смягчает климат и спасает поля от засухи. Лес выступает и как важный рекреационный и лечебный фактор. Древесная растительность выделяет в атмосферу большое количество фитонцидов, убивающих вредные для человека микроорганизмы. Это также надежный фильтр задержания пыли, сажи и выхлопных газов. Лесная растительность дает человеку строительный материал, топливо, сырье для производства бумаги и целлюлозы, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты и пр.

В России лес является наиболее распространенным типом растительности. На севере это преимущественно тайга, в европейской части в основном еловые и пихтовые леса. При движении на восток начинают доминировать сосновые формации: в Сибири – светлохвойные лиственничные, а в Приморье и бассейне Оби и Енисея – кедровые. Таежные леса в России представляют собой коренную растительность, это леса возникшие естественным путем, а не в результате лесоразведения. После уничтожения этих лесов (пожары, рубки) на их месте обычно возникают вторичные леса, а если уровень грунтовых вод является высоким, то на этих местах образуются неиссушаемые болота. Нетронутые человеческой деятельностью леса сохранились на севере европейской части России и северо-востоке Сибири.

Лес называют зеленым золотом, имея в виду его особую ценность и универсальное экономическое значение. Россия самая крупная лесная держава. Леса России занимают 64,7 % территории страны или 1 106 525,6 тыс.га.

Право собственности на лес

Статья 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статья 19 Л К РФ 1997 г. также устанавливала, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации. Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий регулируются ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

       организации особо охраняемых природных территорий;

       установления или изменения границы населенного пункта;

       размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

       создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

На Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» ссылается и ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусматривающая, что земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов.

На землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

 

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (ст. 10 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

2           Государственное управление лесным фондом

2.1.        Государственное управление лесами

Полномочия федеральных органов государственной власти в области лесных отношений перечислены в ст. 81 Л К РФ и распределены на основе подзаконных актов. Министерство сельского хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов.

Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации относятся предусмотренные ст. 82 ЛК РФ такие полномочия, как установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Федерации, в целях его аренды и иные установленные Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами полномочия.

Кроме осуществления самостоятельных полномочий, субъектам Федерации согласно ст. 83 ЛК РФ передано осуществление ряда полномочий Российской Федерации:

разработка и утверждение лесных планов субъектов Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;

выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатоло- гического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;

ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Федерации;

осуществление государственного лесного контроля и надзора;

7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Федерации для осуществления переданных полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством РФ. Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что положения ст. 83 ЛК РФ, предусматривающие осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органами государственной власти субъектов Федерации за счет субвенций из федерального бюджета, применяются с учетом положений абз. 10 п. 7 ст. 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Правительство РФ до 1 февраля 2007 г. обеспечивает переход права собственности Российской Федерации на лесхозы к субъектам Федерации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:

владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;

установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;

установление ставок платы за единицу объема древесины;

разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Систему органов государственного управления лесами составляют:

Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства от 16 июня 2004 г. (в ред. от 13.10.2008):

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

5. Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:

5.2.7. рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий;

5.2.20. отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков и установление их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам и установление их границ;

5.2.21. разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации в случае, когда осуществление указанных полномочий не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

5.13.2. осуществляет государственную инвентаризацию лесов;

5.13.3. определяет количество лесничеств, лесопарков, устанавливает их границы;

В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 30 июня 2004 г. (в ред. от 11.06.2008):

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий).

5. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор:

5.2(1).6. государственный лесной контроль и надзор на землях лесного;

5.2(1).7. государственный пожарный надзор в лесах.

 

Росприроднадзор осуществляет контрольно-надзорные полномочия в отношении лесов, расположенных на ООПТ.

2.2.        Лесохозяйственный регламент

Основой использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества (лесопарка), является лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка). Лесохозяйственные регламенты, как представляется, должны утверждаться исходя из лесного плана субъекта РФ, то есть после его утверждения.

 

Разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов являются переданным полномочием Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ, на осуществление которого средства должны предоставляться в виде субвенций из федерального бюджета.

Информация о работе Лесное право