Мониторинг земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:44, реферат

Описание работы

На всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс земельный. В отличие от других факторов производства земля пространственно ограничена, неперемещаема. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.

Работа содержит 1 файл

земельное право реферат123.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

по предмету: «Земельное право»

на тему: «Мониторинг земель» 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    На  всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и  зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс земельный. В отличие от других факторов производства земля пространственно ограничена, неперемещаема. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.

    Наиболее  полно общественная значимость земли  раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно  связан со свойствами земли. Земля служит главным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием: естественным и эффективным (экономическим). Как средство труда земля характеризуется качеством почв и продуктивностью растений, как предмет труда технико-технологическими и пространственными свойствами. От правильного использования почв зависит функционирование всех отраслей народного хозяйства, благосостояние общества.

    Постоянно нарастает потребность в землях для несельскохозяйственных целей. Лучшие земли освоены практически  полностью или отчуждены под  населенные пункты, промышленные предприятия, аэродромы, дороги, трубопроводы, линии связи, для утилизации отходов промышленного и сельскохозяйственного производств, бытовых отходов. Происходит прямое уничтожение почв в результате подземных и открытых разработок полезных ископаемых.

    Поэтому важнейшей задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целом и земельными ресурсами, в частности, является организация  мониторинга земельных ресурсов (земель), как комплексной системы наблюдений за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов. Цель - регулирование качества окружающей среды, предотвращение загрязнения земель, обеспечение их продуктивности.

    Этому способствует организация системы  мер по дальнейшей интенсификации землепользования, повышению плодородия почв, проведению системы землеустроительных работ, а также работ по снижению антропогенной  нагрузки на почвы.

    Одной из главных задач в этом направлении является создание эффективного мониторинга земель на основе Географической информационной системы, позволяющей решить задачи своевременного выявления изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативного воздействия на почвы, и обеспечивать деятельность по ведению государственного земельного кадастра. 

 

     1. Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание

    Функции информационного обеспечения экологической  устойчивости землевладений и землепользовании выполняют в основном государственный земельный кадастр и мониторинг земель.

    Принятию  решений, связанных с реализацией  действий на земле, обязательно должен предшествовать анализ множества различных  достоверных и регулярно обновляемых  данных о состоянии земли. Основная цель всякой программы мониторинга - информационная. Результатом ее должно быть получение информации, устранение той или иной неопределенности или, напротив, выявление недостатка информации. Поэтому цель программы мониторинга может быть направлена на:

    1) получение информации, связанной  с конкретной проблемой;

    2) представление информации для  различных типов аудитории; (заинтересованной  общественности, администрации предприятия,  государственных органов) и ее  распространение;

    3) принятие мер, непосредственно направленных на улучшение ситуации или имеющих целью добиться принятия соответствующих решений.

    Задачами  государственного мониторинга земельных  ресурсов являются:

    - организация и проведение наблюдения  за количественными и качественными  показателями (их совокупностью), характеризующими состояние земельных ресурсов (почв), источниками загрязнения и воздействием этих источников на окружающую среду;

    - контроль качества земельных  ресурсов, почв, вод в результате  неблагоприятной хозяйственной  деятельности, приведшей к ухудшению свойств почв, эрозии, снижению плодородия почв на больших площадях с высокой скоростью, прогноз состояния;

    - оценка фактического экологического  состояния земельных ресурсов, почв;

    - выявление новых источников загрязнений  и его динамика, прогноз развития негативных процессов, влияющих на окружающую среду;

    - проверка соблюдения норм и  правил, стандартов качества земельных  ресурсов при землепользовании;

    - прогнозирование мероприятий по  уменьшению загрязнения, предотвращению  ущербов. Оценка прогнозируемого состояния;

    - планирование (разработка) мероприятий  (рекомендаций) по эффективному использованию  земель, снижению загрязнения почв (разработка мер по сокращению  воздействия на земельные ресурсы);

    - своевременное предоставление информации по вопросам состояния земельных ресурсов и окружающей среды в целом органам государственной власти, органам местного самоуправления, природоохранным органам, юридическим и физическим лицам;

    - эффективность природоохранных  мер, контроль над исполнением мероприятий;

    - своевременное выявление изменений  состояния земельного фонда;

    - информационное обеспечение государственного  земельного кадастра, мониторингов  и кадастров других природных  сред;

    - рациональное природопользование  и землеустройство;

    - контроль за использованием и охраной земель.

    Под задачами мы понимаем конкретные действия или этапы на пути достижения цели. В любом случае, задачи подчинены  целям. В рамках грамотно составленной программы не может быть задач, выходящих  за пределы цели, не имеющих к ней отношения и т.п. Эффективность экологического мониторинга решающим образом зависит от правильной его организации. Можно годами вести мониторинг в регионе - и не получить значимых результатов. В то же время, предварительное изучение ситуации, анализ возможных воздействий позволяют с помощью нескольких измерений выявить проблему.

    Необходимо  проводить систематические комплексные  наблюдения за состоянием окружающей среды (прежде всего ее главного объекта - земли) - мониторинг. Раньше многочисленные обследования и съемки, проводимые министерствами и ведомствами для изучения земельного фонда, выполнялись разобщено на основе отраслевых нормативно-технических документов.

    Основным  источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в  процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях (новой, дополнительной или контрольной информации) возникает на всех этапах оценки состояния окружающей среды. Такая исключительная роль наблюдений в системе мониторинга привела к тому, что в некоторых случаях сам процесс наблюдений за окружающей средой называют мониторингом.

    Поскольку земля является важнейшей частью окружающей среды, главным средством  производства в сельской хозяйстве, а также пространственным базисом  для размещения предприятий и организаций всех отраслей хозяйства, то вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений.

    Государственный мониторинг земель призван выполнять  базовую, связующую роль среди всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов, и должен иметь государственный статус. Такой подход обеспечивает получение комплексной информации о земле и сокращение затрат на функционирование системы наблюдений.

    Мониторинг  земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.

    Мониторинг  земель ведется в обязательном порядке  по уровням административно-территориального деления для всех категорий земель независимо от режима и характера  их использования и является составной частью единой государственной информационной системы о состоянии окружающей среды и природных ресурсов страны, а также глобального мониторинга природной среды и климата.

    Содержание  мониторинга земель составляют наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие следующие процессы.

    1) Изменения границ и площадей; административно-территориальных образований;  землепользовании и землевладений;  угодий, полей, участков.

    2) Изменения состояния почв, включающие: развитие процессов водной и ветровой эрозии; опустынивание; деградацию почв на пастбищах (сбитость, закочкаренность); подтопление; заболачивание, переувлажнение; засоление; зарастание, закустаривание пашни; разрушение почвенных агрегатов, образование дефляционно опасной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв; изменение запасов гумуса; изменение рН почвы (кислотность, щелочность); изменение содержания микроэлементов в почве; загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, рассеянными химическими элементами, радиоактивными элементами и другими токсикантами; изменение состояния мелиорированных земель (ирригационная эрозия, вторичное засоление, заболачивание, избыточное осушение).

    3) Изменения состояния геологической  среды, рельефа, гидрографической сети, в том числе: изменения форм рельефа местности вызванные подвижными песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, русловыми процессами и т.д.; изменения водного баланса, режима и химического, гидробиологического состава подземных вод; изменения береговых линий морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.; затопление, осушение примыкающих к акваториям земель; изменения вызванные криогенными процессами и явлениями; изменения вызванные нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и отработки недр.

    4) Изменения состояния растительности (посевов, пастбищ, лесов, многолетних  насаждений и т.д.) по фенологическим характеристикам (фазы, стадии развития, сроки их наступления), фитопатологическим очагам, биомассе, состояния лесных и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в Гослесфонд (полезащитные, водоохранные и другие насаждения); состояния лесных площадей, входящих в Гослесфонд (особенно необследованных), покрытых лесом (фитопатологические данные, гари, вырубки) и не покрытых лесом (резервы сельскохозяйственных угодий).

    5) Изменения состояния земель, подверженных  негативному воздействию производственных объектов, в том числе: населенных пунктов; очистных сооружений и сельскохозяйственных предприятий; мелиоративных систем; транспорта; навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов топливно-смазочных материалов, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологически активных химических отходов производства.

    Эти изменения можно выражать в абсолютных или относительных интегральных показателях за определенный период (например, потери гумуса в тоннах на гектар, в процентах, степень и интенсивность деградации почвенного покрова и др.).

    На  основании ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются при регистрации права собственности на землю, ведении государственного земельного кадастра, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, выводу из оборота, консервации и восстановлению деградированных и нарушенных земель, реабилитации загрязненных и санации биологически зараженных земель, определении штрафных санкций за нарушение правовых норм землепользования, деградацию, загрязнение и биологическое заражение земель.

Информация о работе Мониторинг земель