Ответственность за земельные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и анализ ответственности за нарушение земельного законодательства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение земельного правонарушения, определить элементы правонарушения, дать полную и развернутую характеристику всем видам юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 69.98 Кб (Скачать)

 

 

  1. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

 

Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за совершение лицом преступления, т.е. виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Исходя из ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. При этом преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.9

Можно выделить следующие  ее основные признаки:

  • ограниченность оснований ее возникновения. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8). Следовательно, уголовно наказуемые земельные преступления нарушают одновременно как нормы земельного, так и уголовного права;
  • особый порядок возложения (уголовная ответственность может быть возложена на лицо лишь обвинительным приговором суда, вынесшим с соблюдением закрепленных в УПК РФ требований);
  • носит исключительно личный характер. К ней не могут привлекаться юридические лица, однако уголовному праву известен институт соучастия (умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления — ст. 32 УК РФ). Уголовное право выполняет исключительно охранительную функцию; его основная задача — охрана общественных отношений, перечисленных в ст. 2 УК РФ, в том числе и земельных.10

Следует обратить внимание на то, что преступления в области  охраны и использования земель входят в состав категории экологических  преступлений. Высокая степень общественной опасности экологических правонарушений обусловлена объектом их посягательства - стабильностью окружающей среды и природно-ресурсным потенциалом, а также гарантированным ст. 42 Конституции РФ правом каждого на благоприятную окружающую среду.11

В необходимых случаях  при рассмотрении дел, связанных  с привлечением к уголовной ответственности  за преступления в сфере охраны и  использования земель, в целях  правильного разрешения вопросов, требующих  специальных познаний в области  экологии, по делу должны быть проведены  соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, почвоведов, лесоводов и других.

При рассмотрении уголовных  дел, возникших в сфере охраны и использования земель, необходимо отграничивать преступления от проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих  вред окружающей природной среде  и здоровью человека, за которые  установлена иная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.12

При анализе Особенной  части УК РФ и УК РСФСР 1960 г. Можно  выделить ряд существенных изменений, в том числе и касающихся земельных  преступлений.

  • Часть ранее уголовно наказуемых деяний декриминализирована (ст. 199 — самовольный захват земли; ст. 168 — умышленная потрава почв и повреждение полезащитных и иных насаждений).
  • Некоторые составы не претерпели существенных изменений: ст. 167 (нарушение правил разработки недр) УК РСФСР 1960 г. примерно соответствует ст. 255 (нарушение правил охраны и использования недр) УК РСФСР 1996 г., а ст. 225 (посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного мака и конопли) УК РФ 1960г. ст. 231 (незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества) УК РФ 1996 г. При снижении санкции последней.
  • В УК РФ 1996 г. введены совершенно новые составы преступлений: ст. 254 —порча земли и ст. 170— регистрация незаконных сделок с землей.

По УК РФ 1996 г. все составы  преступлений, связанные с земельными общественными отношениями, можно  подразделить на два вида:

  • специальные — объектом выступают только непосредственно земельные отношения;
  • общие — объектами, наряду с другими общественными отношениями, могут быть и земельные отношения.

Существует четыре группы составов земельных преступлений:

а) носящие экологический характер, глава 26 УК РФ (имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы):

— специальные составы: ст. 254 — порча земли и ст. 255 —  нарушение правил охраны и использования  недр;

— общие составы: ст. 246 —  нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, ст. 247 — нарушение правил обращения  с экологически опасными веществами и отходами, ст. 262 — нарушение  режима особо охраняемых природных  территорий и природных объектов и т.д.;

б) носящие экономический характер (имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект):

  • специальный состав: ст. 170— регистрация незаконных сделок с землей;
  • общие составы: ст. 167 — умышленное уничтожение или повреждение имущества, ст. 168 — уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, ст. 171 — незаконное предпринимательство, ст. 179 — принуждение к совершению сделки либо к отказу от ее совершения, ст. 198— уклонение гражданина от уплаты налогов, ст. 199— уклонение от уплаты налога с организации и т.д.;

в) посягающие на землю как объект государственного управления:

  • специальных составов нет; ранее имела место ст. 199 УК РСФСР 1960 г. — самовольный захват земли, однако в УК РФ она не перенесена. Кроме того, такое деяние не влечет даже административной ответственности, что, несомненно, является пробелом в современном законодательстве;
  • общие составы: самоуправство — ст. 330 УК РФ;

г) связанные с землей (имеющие непосредственное отношение к тому, что произрастает на земле). Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231), нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями, и вредителями растений (ч. 2 ст. 249), незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261). В УК РСФСР 1960 г. имелась ст. 168— умышленная потрава посевов и повреждение лесозащитных и иных насаждений. В УК РФ это деяние декриминализировано, ответственность за

него может наступить  в соответствии со ст. 167 УК РФ 1996 г.13

Обращают на себя внимание сравнительно незначительные цифры привлечения к уголовной ответственности за земельные и иные экологические преступления. Причина этого кроется не только в недостатках правоохранительных органов, но находится гораздо глубже.

По мнению большинства  криминологов, декриминализация некоторых преступлений (признание правонарушений не общественно опасными) может способствовать усилению борьбы с ними, так как создает условия для быстрой и неотвратимой ответственности за них. Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что ужесточение наказания само по себе, не поддержанное комплексом социальных мер, отнюдь не снижает преступности. Более того, необоснованное усиление наказаний, равно как и неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность.

Кроме того, проблемы, тесно связанные с экономическими, трудно решать с помощью лишь уголовной репрессии: вековой опыт показывает, что ключ к их решению лежит в плоскости концептуального, политического, воспитательного, нравственного характера, а уже потом — юридического, уголовного. Установление в законе и применение на практике уголовной ответственности способствуют их предупреждению, когда иные — более мягкие меры воздействия: дисциплинарные, материальные, административные — оказываются недостаточными, нерезультативными.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Административная ответственность.

 

Административная ответственность  за правонарушения в области охраны и использования земель - один из видов юридической ответственности, заключающийся в применении в  установленном процессуальном порядке, уполномоченными на то органами и  должностными лицами к правонарушителям мер административного воздействия, сформулированных в карательных (штрафных) и восстановительных санкциях административно-правовых норм.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок).

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.15

Субъектами земельных  правонарушений, за которые применяются  меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные  лица и юридические лица. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее  к моменту совершения административного  правонарушения возраста 16 лет.

В п. 1 ст. 74 ЗК РФ говорится, что виновные лица несут административную или уголовную ответственность за земельные правонарушения в порядке, установленном законодательством.

Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) выделяет следующие виды земельных правонарушений:

-самовольное занятие  земельного участка или использование  земельного участка без оформленных  в установленном порядке правоустанавливающих  документов на землю, а в  случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной  деятельности (ст. 7.1 КоАП РФ);

-уничтожение межевых  знаков границ земельных участков (ст. 7.2 КоАП РФ);

-пользование недрами  без лицензии, либо с нарушением  условий, предусмотренных лицензией (ст. 7.3 КоАП РФ)

-самовольная: застройка  площадей залегания полезных  ископаемых, добыча янтаря (ст. 7.4, 7.5 КоАП РФ);

-самовольное занятие  водного объекта или пользование  им с нарушением установленных  условий (ст. 7.6 КоАП РФ)

-самовольное занятие  участка лесного фонда или  участка леса, не входящего в  лесной фонд (ст. 7.9 КоАП РФ);

- самовольная переуступка  права пользования землей, недрами,  участком лесного фонда, участком  леса, не входящего в лесной  фонд, или водным объектом, а равно  самовольный обмен земельного  участка, участка недр, участка  лесного фонда, участка леса, не  входящего в лесной фонд, или  водного объекта (ст. 7.10 КоАП РФ);

-проведение земляных, строительных  и иных работ без разрешения  государственного органа охраны  объектов культурного наследия (ст. 7.14 КоАП РФ);

-незаконный отвод земельных  участков на особо охраняемых  землях историко-культурного назначения (ст. 7.16 КоАП РФ);

-самовольное снятие или  перемещение плодородного слоя; уничтожение плодородного слоя  почвы, а равно порча земель  в результате нарушения правил  обращения с пестицидами и  агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ст. 8.6 КоАП РФ);

-невыполнение или несвоевременное  выполнение обязанностей по приведению  земель в состояние, пригодное  для использования по целевому  назначению, или по их рекультивации  после завершения разработки  месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные  ископаемые, строительных, мелиоративных,  лесозаготовительных, изыскательских  и иных работ, в том числе  осуществляемых для внутрихозяйственных  или собственных надобностей (ст. 8.7 КоАП РФ);

-использование земель  не по целевому назначению, неиспользование  земельного участка, предназначенного  для сельскохозяйственного производства  либо жилищного или иного строительства,  в указанных целях в течение  срока, установленного федеральным  законом, а равно невыполнение  установленных требований и обязательных  мероприятий по улучшению земель  и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению  других процессов, ухудшающих  качественное состояние земель (ст. 8.8 КоАП РФ);

-нарушение должностным  лицом установленных законодательством  сроков рассмотрения заявлений  (ходатайств) граждан о предоставлении  земельных участков или сокрытие  информации о наличии свободного  земельного участка (ст. 19.9 КоАП РФ).

Данные правонарушения влекут за собой наложения административного  штрафа.

Приведенный выше перечень правонарушений в области охраны и рационального использования  земель не является исчерпывающим. Иные виды правонарушений могут закрепляться в законах субъектов РФ.

Информация о работе Ответственность за земельные правонарушения