Ответственные за земельные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Исключительная по важности роль природноресурсовых отношений закреплена ст. 9 Конституции России, устанавливающей что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений, нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно сказываются на использовании и охране земель.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и содержание юридической ответственности.....................5

Глава 2. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.................................................................................................10

2.1 Административная ответственность...........................................................10

2.2 Уголовная ответственность..........................................................................16

2.3 Гражданско-правовая ответственность.......................................................25

2.4 Дисциплинарная ответственность................................................................29

2.5 Земельно-Правовая........................................................................................32

Глава 3. Порядок привлечения правонарушителей к ответственности за нарушение земельного законодательства..........................................................37

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Ответственные за земельные правонарушения.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Введение

Глава 1. Понятие  и содержание юридической ответственности.....................5

Глава 2. Виды юридической  ответственности за нарушение земельного законодательства.................................................................................................10

2.1 Административная  ответственность...........................................................10

2.2 Уголовная  ответственность..........................................................................16

2.3 Гражданско-правовая  ответственность.......................................................25

2.4 Дисциплинарная  ответственность................................................................29

2.5 Земельно-Правовая........................................................................................32

Глава 3. Порядок  привлечения правонарушителей к  ответственности за нарушение земельного законодательства..........................................................37

Заключение

Список использованной литературы

     Введение

     В принятой юридической практике существует несколько основных форм ответственности за совершение правонарушений в том числе и нарушения землепользования и их охраны. Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка, уголовного преступления, гражданско-правового нарушения.

     Земельное правонарушение, как любое другое, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения.

     Ответственность за правонарушение может наступать  только при наличии всех четырех  элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

       Исключительная по важности роль  природноресурсовых отношений закреплена  ст. 9 Конституции России, устанавливающей что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа  жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений, нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно сказываются на использовании и охране земель. Важнейшим элементом обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов является применение правовых средств воздействие направленных на устранение нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к ответственности. Основная цель заключается в оценке правового обеспечения рационального использования и охраны земель. В качестве объекта исследования в данной работе выступают земельные правонарушения. Предметом исследования является юридическая ответственность за земельные правонарушения, а так же порядок привлечения правонарушителей к ответственности. В соответствии с поставленной целью и вытекающими задачами работа состоит из трех глав. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. Понятие и содержание юридической ответственности

    Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяется к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю. Принудительные меры могут иметь характер предупреждения и пресечения неправомерного поведения субъектов или наказания их за совершение таких действий. Лица, совершающие неправомерные действия, считаются правонарушителями, а сами неправомерные действия - правонарушениями. Применяемые к правонарушителям меры называются правовыми санкциями. Содержание правонарушений, как действий, противоречащих требованиям правовой нормы, а также санкций, как меры государственного воздействия на правонарушителя, должны быть зафиксированы в законе. Так, содержание земельных правонарушений и санкций за их совершение зафиксировано в различных нормативно-правовых и подзаконных актах: "Земельный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1),Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ, "Уголовный кодекс РФ" (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ, "Земельный кодекс РФ" (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Указе Президента РФ от 16 Декабря 1993 N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земли"

     Юридическая ответственность граждан и организаций  как пользователей земли не может  возникнуть произвольно. Она наступает  вследствие того, что тот или иной участник общественных отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает определенные действия, являющиеся правонарушениями. Содержание юридической ответственности, ее задачи и сущность сложны и многообразны. С одной стороны, это наказание (кара) за совершенное правонарушение, с другой – лишь угроза его применения, что имеет большое воспитательное, профилактическое (превентивное) значение. В материальной форме юридическая ответственность выражается в исполнении правонарушителем дополнительной обязанности по отношению к той, которая им не исполнена. Например, если пользователь земли (гражданин, организация) несвоевременно или некачественно выполнил возложенные на него законом или договором обязанности, он несет юридическую ответственность в виде неустойки (пени, штрафа), что не освобождает его от надлежащего исполнения обязательства. Возможно принудительное исполнение обязанности и без применения юридической ответственности. Это бывает в случаях, когда орган государственного контроля за правильным использованием и охраной земель дает тому или иному лицу предписание о выполнении требований законодательства (без штрафной санкции), чем и предупреждается совершение правонарушения. От предупреждения надо отличать пресечение правонарушения, что имеет место в случаях, когда правонарушение совершено, но еще имеется возможность его приостановить, прекратить его дальнейшее развитие по указанию государственных органов (федеральных или субъектов РФ). При существенных правонарушениях могут быть применены меры административной и даже уголовной ответственности (например, при умышленном массированном загрязнении земель, повлекшем за собой крупный ущерб).

     По  общему правилу ответственность  за нарушение земельного законодательства может наступать лишь при наличии так называемого полного состава правонарушения, которое определяется установлением в действиях нарушителя четырех признаков (элементов) правонарушения: 1) противоправного действия (бездействия) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушения определенной статьи, нормы закона или иного правового акта; 2) вредного результата этого действия или бездействия, выразившегося в неблагоприятных последствиях: загрязнении окружающей природной среды, гибели флоры и фауны, других отрицательных явлениях в природе; 3) наличия причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективного элемента состава); 4) вины нарушителя конкретных правовых норм (субъективного элемента состава). При отсутствии какого-либо из перечисленных элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности. Так, например, если порча земель, как бы значительна она ни была, произошла вследствие стихийных явлений (наводнение, прорыв дамбы накопителя отходов из-за ливневых дождей, землетрясение, сель, обрушение горных пород и т.п.), то невозможно ставить вопрос о чьей-либо юридической ответственности. Здесь нет ни субъекта ответственности, ни чьей-либо вины. При возникновении имущественных конфликтов спор разрешается в судебном порядке.

     Предмет правонарушения - вещи или вещества материального мира ради которых или с помощью которых, или путем повреждения, или устранение которых совершается правонарушение. Предметы с помощью которых совершаются правонарушения называется орудие правонарушения.

     Необходимо  отметить, что совершение земельных  правонарушений обусловливается рядом  причин субъективного и объективного порядка. Среди основных объективных причин, порождающих земельные правонарушения, имеются причины социального (недостатки правового воспитания, неинформированность населения о законодательстве), организационного (бесконтрольность в использовании земель), экономического (отсутствие должной материальной заинтересованности в рациональном использовании и охране земель) и юридического («пробелы» в законодательстве, неприменение мер правового воздействия к правонарушителям) характера.

      Объектом  земельного правонарушения является земельный  строй, установленный земельным  законодательством. В качестве конкретного  объекта выступает земля, конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли.

      Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений (например, уничтожение межевых знаков, самовольный захват участка и т. д.).

      Субъекты  земельного правонарушения — это  конкретные физические или юридические  лица — правообладатели земли, которые  нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане Российской Федерации и других государств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами такой ответственности выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, которые также являются правообладателями земли, и "сторонние" физические и юридические лица.

      Субъективную  сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение  субъекта к совершаемому деянию, то есть то, как нарушитель относится  к совершаемому деянию: совершает его умышленно или по неосторожности, халатности. Таков элементный состав земельного правонарушения. При привлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушения необходимо соблюдать установленные в законодательстве основания и условия ответственности.

      Таким образом, подводя итог сказанному о  понятии и составе юридической  ответственности в области охраны и использования земель, можно  сделать следующие выводы:

      1. Юридическая ответственность наступает  за нарушения земельного законодательства и ей присущи такие признаки, как охранительная функция государства, предназначенная для устранения нарушений, применяемая за виновное нарушение земельного законодательства своевременно, дифференцированно, за конкретное нарушение закона, которое доказано с соблюдением установленной процедуры.

      2. Специфика земельной ответственности  заключается в том, что нарушения,  за которые она применяется,  всегда связаны с землей. Эти  связи многообразны, но всем им  присуща непосредственность (производность  от земли).

      3. По степени связи нарушений  с землей юридическую ответственность  можно подразделить на традиционно  применяемую (общую) и специальную. 

      4. Для  привлечения к юридической  ответственности за нарушения  земельного законодательства необходимо, чтобы нарушение содержало состав правонарушения.

      5. При отсутствии хотя бы одного  из элементов состава правонарушения  или даже части элемента, состав  правонарушения считается отсутствующим  и наказание применять нельзя.

     Таковы  общие признаки юридической ответственности в области охраны и использования земель. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Виды юридической  ответственности  за нарушение земельного законодательства

     2.1 Административная  ответственность

    Согласно  Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

    Понятие административной ответственности  связывается обычно с двумя другими  категориями “юридическая ответственность” и “административное принуждение”. Другими словами, административная ответственность является видом юридической ответственности и видом административного принуждения. Административная ответственность обладает всеми общими признаками, которые свойственны юридической ответственности однако первая характеризуется также и специфическими:

    1.основанием  административной ответственности  является административное правонарушение

    Административная  ответственность может устанавливаться  не только законодательными актами РФ и субъектов РФ, что закреплено в п. К ст. 72 Конституции РФ но и другими нормативными актами. Так закон РФ “ о местном самоуправлении в РФ” в п.16 ст.55 и в ст.66 установил право районного и городского совета народных депутатов, принимать решения устанавливающие административную ответственность. Такого права среди других органов местного самоуправления не имеют лишь сельские и поселковые советы народных депутатов. Однако последние могут налагать административные взыскания, т.е. они применяют меры административной ответственности.

    Следует отметить, что до настоящего времени  отсутствует четкое разграничение  компетенции между РФ, ее субъектами, и органами местного самоуправления в сфере правотворчества, связанного с установлением и реализацией  мер административной ответственности. Тем более это касается административной ответственности коллективных субъектов требующих правового регулирования, как правило, на федеральном уровне;

Информация о работе Ответственные за земельные правонарушения