Понятие и состав особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:21, дипломная работа

Описание работы

В современной неблагоприятной экологической ситуации остро встает вопрос об охране животных и растений, поскольку с каждым годом число их заметно сокращается. Охрана редких видов растений и животных заключается, прежде всего, в создании особо охраняемых природных территорий. Заповедные территории предназначены для сохранения природных комплексов в их естественном виде, чтобы наши потомки смогли их увидеть такими, какими их видим мы.

Содержание

Введение………………………………………………………….......................3
Глава 1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий......6
1.1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий................6
1.2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях....19
Глава 2. Состав особо охраняемых природных территорий........................27
2.1 Правовое положение заповедников………...............................................27
2.2 Правовое положение национальных парков............................................31
2.3 Правовое положение заказников................................................................36
2.4 Правовое положение памятников природы..............................................41
2.5. Правовое положение биосферных резерватов.........................................45
Заключение…………………………………………………….........................48
Список использованных источников………………………….......................52
Приложение..........................................................................................................58

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом без заключения САША.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

В настоящее время  активно используется Схема рационального  размещения особо охраняемых природных  территорий Беларуси, где приведен оптимальный перечень планируемых  к созданию заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы.

Вместе с тем правовой режим каждой из составных частей земель рассматриваемой категории - природоохранных, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного  назначения имеет свои особенности, обусловленные в первую очередь целевым назначением этих земель, а кроме того, ограничениями в использовании и необходимостью охраны расположенных на них объектов.

Правовой режим каждого  заповедника, национального парка  и заказника устанавливается  положением о данной особо охраняемой природной территории. Например, Положение «О национальном парке Беловежская пуща». В данном Положении, что национальный парк «Беловежская пуща» является особо охраняемой природной территорией республиканского значения. Главы Положения посвящены: структуре, режиму охраны и использование территории национального парка Беловежская пуща; ответственности за нарушения законодательства о национальном парке.

Правовой режим отдельного памятника природы определяется его охранными документами. Для  предотвращения нарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности осуществляется резервирование территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми.

Для предотвращения нарушения  или уничтожения природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности, планируемых для включения в состав особо охраняемых, уполномоченные на то органы могут принимать решения об их резервации – установления щадящего режима природопользования. Резервирование территорий производится в соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения решением областных исполнительных и распорядительных органов по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Резервирование территорий, которые планируется объявить заказниками и памятниками природы местного значения, осуществляется решениями местных исполнительных и распорядительных органов по представлениям территориальных органов Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Зарезервированные территории остаются в ведении их землевладельцев, землепользователей и собственников  земельных участков и используются по целевому назначению с соблюдением  режима охраны и использования данных территорий, установленного решением об их резервировании. В соответствии с законодательством Республики Беларусь землевладельцам, землепользователем и собственникам земельных участков возмещаются потери, нанесенные им при ограничении их хозяйственной деятельности, а также при изъятии земель в связи с их резервированием и созданием на них особо охраняемых природных территорий.

 

1.2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях Республики Беларусь

 

Немаловажное  значение в обеспечении конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду имеет постоянное и своевременное совершенствование природоохранного законодательства. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды как государственным органом, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, проводится активная нормотворческая работа, направленная на правовое регулирование общественных отношений по охране и использованию компонентов природной среды, обеспечению экологической безопасности государства.  
Принятие в 1992 году Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» послужило началом формирования в республике самостоятельной отрасли законодательства – законодательства об охране окружающей среды. В 2002 году этот Закон был кардинально пересмотрен и изложен в новой редакции. В настоящее время действуют более 15 законодательных актов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды, в частности Водный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о недрах,  Законы Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», «Об обращении с отходами», «О гидрометеорологической деятельности», «О растительном мире», «Об охране озонового слоя», указы Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде», от 24 июня 2008 г. № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности». 
Кроме того, Республика Беларусь является участницей около 20 международных конвенций в области охраны окружающей среды. В этой области за последнее десятилетие ею заключено более 40 международных договоров как двухсторонних, так и многосторонних. 
Правовые предписания законодательных актов в сфере охраны окружающей среды реализуются через постановления Правительства и постановления  республиканских органов государственного управления, прежде всего, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.  

Действующее законодательство в области особо охраняемых природных  территорий:

1) Конституция Республики Беларусь 15.03.1994 № 2875-XII;

2) Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды»;

3) Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 года «Об особо охраняемых природных территориях»;

4) Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 146 «Об утверждении Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008-2014 годы»;

5) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2007 № 1920 «Об утверждении Национальной стратегии развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 г.»;

6) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 962 «Вопросы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь»;

7) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2007 № 1919 «О схеме рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения до 1 января 2015 г.»;

8) Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 16.04.2008 № 38 «О реестре особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь»;

9) Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.10.2008 № 94 «О некоторых вопросах особо охраняемых природных территорий»;

10) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2009 № 980 «Об утверждении Национальной стратегии внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 годы»;

11) Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17.03.2004 № 4 «Об утверждении Инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды»;

12) Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.02.2007 № 17 «О наделении должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению»;

13) Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.04.2007 № 29 «Об утверждении некоторых форм документов»;

14) Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 05.04.1999 № 87 «Об утверждении Положения об общественном инспекторе охраны природы»;

15) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;

16) Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

17) Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях;

18) Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.03.2011 № 133-ОД «О некоторых вопросах территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь»;

19) "Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года";

Далее мы рассмотрим некоторые  из указанных выше документов.

Конституция Республики Беларусь в ст. 46 законодательно определила право каждого гражданина на благоприятную  окружающую среду. Согласно ст. 34 Конституции  Республики Беларусь граждане имеют  право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав белорусских граждан.

Их содержание раскрыто в специальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статуса граждан - права и обязанности в области охраны окружающей среды. Право на благоприятную окружающую среду является новым для конституционного законодательства Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 года «Об особо охраняемых природных  территориях» определяет правовые основы функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования и направлен на сохранение естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия.  Данный закон определяет состав особо охраняемых природных территорий и раскрывает понятие каждого из их элементов определяет их правовой режим,  отмечает государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а именно полномочия органов государственной власти (республиканских и местных). Характеризует режим охраны и контроля, использования ООТП, научно-исследовательской деятельности, участия граждан и организаций, вопросов финансирования. Устанавливает права и социальную защиту работникам, осуществляющим охрану ООТП, ответственность за нарушения законодательства об ООТП.

Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 146 утверждает государственную программу развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008-2014 годы  в целях повышения эффективности функционирования особо охраняемых природных территорий для сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия. Программа содержит перечень мероприятий развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008–2014 годы, включающий в себя наименование мероприятий, их исполнителей и государственных заказчиков, сроки и источники финансирования.

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 29.12.2007 № 1920 утверждает Национальную стратегию развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 г.. Национальная стратегия содержит критерии к каждому объекту ООТП, дает определение национальной экологической сети, характеризует современное состояние находящихся под охраной природных объектов. Кроме всего прочего, данный документ устанавливает следующие принципы в области охраны и управления природоохранными территориями:

а) управления природоохранными территориями;

б) научной обоснованности (развитие системы природоохранных территорий с учетом достижения современной науки исходя из международных и национальных критериев и подходов);

в) репрезентативности (особо охраняемые природные территории должны представлять все виды ландшафтов, типы естественных экологических систем, места произрастания дикорастущих растений и места обитания диких животных);

г) пространственной целостности (развитие системы особо охраняемых природных территорий в качестве основных элементов национальной экологической сети и в контексте ее интеграции в общеевропейскую экологическую сеть);

д) приоритета экологических интересов над экономическими при формировании системы особо охраняемых природных территорий;

функционирования особо  охраняемых природных территорий как  неотъемлемого элемента регионального  развития;

е) вовлечения природопользователей и местного населения в природоохранную деятельность на особо охраняемых природных территориях и их устойчивого развития;

ж) рационального использования (регулируемое использование природоохранного, туристического, ресурсного, научного, просветительского потенциала особо охраняемых природных территорий);

доступности информации (обеспечение граждан полной, достоверной и своевременной информацией о режиме охраны и использования, состоянии природоохранных территорий);

з) финансовой устойчивости (развитие системы природоохранных территорий на основе оптимального сочетания бюджетного финансирования, современных экономических и финансовых механизмов, в том числе развития экологического туризма и другой деятельности, инвестиций, привлекаемых из внебюджетных источников);

и) возмещения убытков, связанных с ограничением прав землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов, в связи с объявлением (выделением, установлением) природоохранных территорий;

к) ответственности за нарушение режима охраны и использования природоохранных территорий;

Информация о работе Понятие и состав особо охраняемых природных территорий