Понятие и состав особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:21, дипломная работа

Описание работы

В современной неблагоприятной экологической ситуации остро встает вопрос об охране животных и растений, поскольку с каждым годом число их заметно сокращается. Охрана редких видов растений и животных заключается, прежде всего, в создании особо охраняемых природных территорий. Заповедные территории предназначены для сохранения природных комплексов в их естественном виде, чтобы наши потомки смогли их увидеть такими, какими их видим мы.

Содержание

Введение………………………………………………………….......................3
Глава 1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий......6
1.1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий................6
1.2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях....19
Глава 2. Состав особо охраняемых природных территорий........................27
2.1 Правовое положение заповедников………...............................................27
2.2 Правовое положение национальных парков............................................31
2.3 Правовое положение заказников................................................................36
2.4 Правовое положение памятников природы..............................................41
2.5. Правовое положение биосферных резерватов.........................................45
Заключение…………………………………………………….........................48
Список использованных источников………………………….......................52
Приложение..........................................................................................................58

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом без заключения САША.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

На    территории    национального   парка   запрещается   любая деятельность,  которая может нанести вред  природным комплексам и объектам  и противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

1) разведка и разработка полезных ископаемых;

2) деятельность, влекущая  за  собой изменения гидрологического режима;

3)  размещение  на  территории  национального парка садоводческих и дачных участков;

4) рубки леса главного пользования и заготовка живицы;

5) деятельность,  влекущая  за  собой  нарушение  условий обитания объектов растительного и животного мира;

6) организация   туристских   стоянок   и  разведение  костров  за пределами специально предусмотренных для этого мест.

Еще одной особенностью правового положения национальных парков является включение в их состав как земель, предоставленных в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, так и земель иных землепользователей.

Национальные парки  создаются по решению Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Для управления национальным парком создается юридическое лицо – государственное природоохранное учреждение. Согласно ч. 3 ст. 24 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» при объявлении или преобразовании национального парка решением Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь утверждается Положение, в котором конкретизируется его правовой режим. В литературе отмечается, что для упорядочения отношений, возникающих в связи с установлением режима охраны и использования национальных парков, придания им стабильности, положения о каждом национальном парке целесообразно утверждать Указом Президента Республики Беларусь. Такой подход можно признать целесообразным в силу того, что в соответствии с законодательством национальные парки находятся в ведении Управления делами Президента Республики Беларусь.

Любые сделки, связанные  с землей и другими природными ресурсами, а также недвижимостью, находящейся в ведении национальных парков, направленных на смену их пользователей, запрещаются.

Таким образом, в качестве отличительных особенностей национальных парков, имеющих юридическое значение, называются следующие: «возможность устойчивого использования данных территорий в хозяйственной и иной деятельности, ограничиваемая природоохранными задачами; установление территориально дифференцированного режима охраны и использования, основанного на функциональном зонировании территории национального парка; создание юридического лица для управления территорией».

В настоящее время  в Республике Беларусь функционируют  четыре национальных парка: Нарочанский, Припятский, Беловежская пуща и Браславские озера. О них мы укажем ниже.

Государственный национальный парк "Беловежская пуща" - старейший  заповедник в Европе. Он расположен на юго-западе Беларуси. Его площадь  составляет 101 тыс. га. В 1992 году решением ЮНЕСКО под номером 73 Государственный  национальный парк "Беловежская пуща" включен в Список Всемирного наследия человечества. Беловежская пуща представляет собой наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, который в доисторические времена произрастал на территории всей Европы.  Постепенно он был вырублен и в относительно ненарушенном состоянии сохранился только в Беловежском регионе. На территории пущи обитают 59 видов млекопитающих (в т.ч. 6 охраняемых), 253 вида птиц, среди которых 75 включены в Красную книгу. Главным богатством пущи является стадо зубров, насчитывающее около 300 особей.

Национальный парк "Браславские  озера" создан в 1995 году и расположен в северо-западной части Белорусского Поозерья. Общая площадь парка 69,12 тыс. га, из них лесопокрытые площади 56,41 тыс. га, площадь водоемов и водотоков - 12,6 тыс. га. Самыми привлекательными природными особенностями Национального парка являются его рельеф и озера. Озера гидрологически объединены в группы, среди которых выделяется Браславская группа.

Национальный парк "Припятский" был образован в 1996 году на базе Припятского государственного ландшафтно-гидрологического заповедника. Он размещается на территории Гомельской области. Общая площадь парка на 01.01.1999 года составляет 82,5 тыс. га, что составляет 1,35% от общей площади Белорусского Полесья. Территория парка представляет собой обширную равнину с общим уклоном к долине Припяти. 
Национальный парк "Нарочанский" образован в 1999 году. Он расположен на территории Минской области. Его общая площадь составляет 94,0 тыс. гектаров. Основной целью создания Национального парка явилось сохранение уникальных природных комплексов. Жемчужиной Нарочанского края является озеро Нарочь - самый крупный естественный водоем республики, который наряду с другими озерами Мястро, Баторино и Бледное образуют Нарочанскую группу озер.

 

2.3. Правовое  положение заказников

 

Заказником является территория, объявленная с целью  сохранения,  воспроизводства и  восстановления  природных  комплексов и объектов, природных  ресурсов  одного  или  нескольких  видов  в  сочетании  с ограниченным   и   согласованным   использованием  других  природных ресурсов и поддержания общего экологического баланса.

В  зависимости от особенностей природных комплексов и объектов,  подлежащих  особой  охране,  заказники  подразделяются на следующие виды:

1) ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов и комплексов;

2) биологические  (ботанические,  зоологические),  предназначенные для сохранения и восстановления редких, исчезающих, а также ценных в экологическом,   научном,   хозяйственном   и  культурном  отношении растений, животных или отдельных особо ценных участков леса;

3) водно-болотные,  предназначенные для сохранения водно-болотных угодий,  имеющих особое  значение главным образом в качестве мест  обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграции;

4) гидрологические (болотные,  озерные,  речные), предназначенные для сохранения восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем;

5) геологические,  предназначенные  для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы;

6) палеонтологические,  предназначенные для сохранения ископаемых  природных объектов и их комплексов.

Заказники в зависимости  от их экологической и научной ценности создаются на республиканском или местном уровнях государственного управления и соответственно подразделяются по административно-правовому статусу на заказники республиканского и местного значения.

Создание заказников республиканского значения осуществляется в соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых территорий Республики Беларусь, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь. Положение о заказнике республиканского значения разрабатывается государственным органом, вносящим представление о его объявлении или преобразовании.  Положение  о  заказнике  республиканского  значения должно  быть согласовано с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей  среды Республики Беларусь, за исключением случаев, когда представление    об    объявлении   или   преобразовании   заказника республиканского значения вносится указанным Министерством.

Научно-методическое руководство  созданием заказников осуществляет Академия наук Беларуси.

Объявление,   преобразование  и  прекращение  функционирования заказника    республиканского   значения   осуществляются   решением Правительства Республики  Беларусь  по  представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного   республиканского   органа   государственного   управления  в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Объявление,  преобразование  или  прекращение  функционирования  заказника     местного     значения     осуществляются     решениями соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа по  представлениям  территориальных  органов  Министерства природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды Республики Беларусь или иного органа государственного управления в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Заказники местного значения создаются соответствующими исполнительными  комитетами по предложению территориальных  органов Министерства природных  ресурсов и охраны окружающей  среды Республики Беларусь.

Заказник   местного   значения,   расположенный на  территории нескольких   административно-территориальных   единиц,  объявляется,  преобразуется   или   прекращает   функционирование   на   основании совместных   решений   соответствующих   местных   исполнительных  и распорядительных органов.

Заказники местного    значения    передаются    в    оперативное    управление соответствующих районных исполнительных и распорядительных органов.

Положение   о   заказнике   местного  значения разрабатывается государственным  органом, представление о его объявлении или  преобразовании.

Для создания заказника  по заказу природоохранных органов  составляется проект организации заказника. Проект включает: научно-экологическое  обоснование необходимости создания заказника, планово-картографические материалы, состав и экспликацию земель по землевладельцам, землепользователям и собственникам, намечаемых для включения в заказник, описание границ заказника и его особо защитных участков, проект положения о заказнике.

Проекты организации  заказников согласовываются с землевладельцами, землепользователями и собственниками земельных участков, а для заказников республиканского значения - также с соответствующими исполнительными комитетами, Академией наук Беларуси и заинтересованными министерствами.

В положении о заказнике указывается его наименование, цели и задачи создания, запрещения и ограничения видов хозяйственной деятельности за нарушение режима заказника.

Изменение или лишение  статуса заказника осуществляется в связи с выполнением возложенных  на них задач, с их уничтожением или нанесением им непоправимого ущерба. Заказники прекращают свое существование также в связи с окончанием срока, на который они созданы.

Строительство зданий и  сооружений, линий электропередач и  дорог, прокладка трубопроводов  и прочих инженерных коммуникаций на территории заказников республиканского значения осуществляется по согласованию с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, а на территории заказников местного значения - с территориальными органами министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Объявление  территории  заказником  допускается как с  изъятием, так   и   без   изъятия   земельных  участков  у  землевладельцев  и землепользователей.

Не    изымаются   земельные   участки   у   землевладельцев   и землепользователей  при  условии  соблюдения  ими  режима  охраны  и использования заказника.

Заказник  вправе  иметь  собственную символику (флаги, вымпелы,  эмблемы   и   др.). 

Для  управления  заказником  или группой заказников юридическое  лицо,   как   правило,  не  создается.  Организация природоохранной деятельности  в границах  заказника обеспечивается государственным органом, в оперативное управление которого он передан.

В  случаях  необходимости  для управления заказником или группой  заказников  может  создаваться  юридическое  лицо  - государственное природоохранное учреждение.      

Особенности  режима  охраны  и  использования каждого  заказника согласовываются  с  землепользователями  и  землевладельцами,  земли которых расположены в  границах заказника.

Землепользователи и  землевладельцы, земли которых расположены  в границах  заказника,  обязаны  соблюдать установленный режим  охраны и использования заказника.

На  территории  заказника  в зависимости от целей его  объявления могут быть запрещены:

1) распашка   земель,  отдельные  виды  лесопользования,  охота  и рыболовство,  выпас  скота, сенокошение, сбор ягод, плодов и цветов, выкапывание корней, клубней и луковиц растений;

2) добыча   полезных   ископаемых  и  производство  других  работ, связанных с пользованием недрами;

3) предоставление участков под застройку;

4) мелиоративные  работы, а также другие действия, могущие вызвать изменение естественного гидрологического режима;

5) использование ядохимикатов;

6) туризм и другие формы организованного отдыха населения;

7) движение  механизированного транспорта вне дорог и водных путей  общего   пользования,   вызывающее   или   могущее   вызвать  гибель растительного и животного мира;

8) изыскания  и  научные  исследования, связанные с нарушением или разрушением природных комплексов и объектов;

9) другие  виды  хозяйственной  и  иной деятельности, отрицательно влияющие   на   сохранность   природных   комплексов   и   объектов,  расположенных на территории заказника.

Функционирование заказников на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению, осуществляется в порядке и на условиях, установленных Законом Республики Беларусь "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Информация о работе Понятие и состав особо охраняемых природных территорий