Право государственной собственнсти на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:29, реферат

Описание работы

Изменение государственного устройства нашей страны и проводимые в последние годы экономические реформы потребовали коренным образом пересмотреть сложившиеся за многие десятилетия подходы в решении проблем, связанных с собственностью на землю

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИСПРВЛЕННАЯ.doc

— 254.00 Кб (Скачать)


45

Введение

Изменение государственного устройства нашей страны и проводимые в последние годы экономические реформы потребовали коренным образом пересмотреть сложившиеся за многие десятилетия подходы в решении проблем, связанных с собственностью на землю.

До недавнего времени государственная собственность рассматривалась как единственно возможная форма собственности на землю. В соответствии с этим постулатом формировалась теория земельного права и законодательство. Общепризнанным считалось, что государственная собственность на землю является единой и неделимой. Теперь, когда появилась частная собственность на землю, а государственная земельная собственность должна быть разграничена на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность соответствующее законодательство и его теоретическая база оказались несостоятельными.

Исторически сложилось так, что Россия почти всегда являлась унитарным государством. Объявление СССР федеративным государством во многом носило формальный характер. Кроме того, государственная собственность рассматривалась и в Российской империи и в СССР не столько с экономической или правовой точки зрения, сколько с политической. Таким образом, в России налицо отсутствие необходимого опыта решения вопросов, связанных с государственной земельной собственностью в федеративном государстве в условиях рыночной экономики.

Целью данной курсовой работы является характеристика права государственной собственности на землю в Российской Федерации и освещение  проблем её разграничения.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью систематизации и обобщения представлений о разграничении государственной собственности на землю. Изучение исторического происхождения разграничения государственной собственности в России, его понятия, принципов и порядка могут послужить основой для совершенствования действующего законодательства и порядка его применения. На всех этапах сложного развития земельной реформы главным ее содержанием было становление частной собственности на землю, неизвестной советскому законодательству. Споры о собственности граждан и юридических лиц на земельные участки не утихают до сих пор, причем эта проблема ошибочно расценивается как наиважнейшая и единственная. В то же время публичная земельная собственность долгое время оставалась вне сферы пристального и постоянного внимания законодателя.

Для достижения поставленной цели, необходима реализация следующих основных задач:

Во-первых, охарактеризовать право государственной собственности на землю в РФ в историческом и современном аспекте;

Во-вторых, раскрыть содержание права государственной собственности на землю;

В-третьих, классифицировать основные принципы и дать общую характеристику правового регулирования разграничения государственной собственности на землю;

В-четвертых, выделить основания и раскрыть порядок отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.                

Структура работы обусловлена целью и поставленными задачами для раскрытия избранной нами темы и состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

При написании работы было изучено действующее законодательство и судебная практика Верховного Суда РФ, нами при написании настоящей курсовой работы, также изучены труды ученых-правоведов на эту тему, например, работы Шершеневича Г.Ф., Венедиктова А. В, Иконицкой И.,

Иоффе О. С. и многих других ученых юридических наук. Ведь собранный ими в своих работах теоретический и практический материал представляет собой большой структурированный объем аналитического видения проблемы института права собственности, а также вопросов разграничения государственной собственности на землю в России.


§ 1. Общая характеристика права государственной собственности на землю в РФ

В России публичная собственность на землю традиционно играла особую роль. На протяжении столетий происходило то усиление роли государственной собственности и ограничение пределов права частной собственности на землю, то намечалась тенденция к их расширению. В целом развитие института права собственности в России можно охарактеризовать словами профессора М.Ф. Владимирского-Буданова: «История собственности развивается в соответствии с историей гражданских прав лица: право собственности растет вместе с возрастанием свободы лица и понижается вместе с понижением ее»[1].

Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, осуществленной на основании Декрета от 26 октября (8 ноября) 1917 г. «О земле», принятого II Всероссийским съездом Советов.

На основе Декрета о земле был уничтожен земельный строй дореволюционной России и создан новый земельный строй России. Была отменена частная собственность на землю без вознаграждения крупных собственников. Уничтожение частной собственности на землю фактически явилось национализацией земли[2].

Правда, в самом Декрете термин «национализация земли» не содержится; тем не менее, его положения законодательно закрепили именно национализацию земли. Декрет установил, что помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа, все земли обращаются во всенародное достояние и переходят в пользование всех трудящихся[3].

Юридическим выражением национализации земли явилось право исключительной собственности государства на землю – запрещались какие-либо сделки с землей купля-продажа, аренда, залог.

Декрет о земле ввел принцип трудового землепользования, определил принципы и формы владения и пользования землей. Земельные участки с высококультурными хозяйствами превращались в государственные хозяйства. Основная масса земель передавалась на основе уравнительного землепользования крестьянам по трудовым или потребительско-трудовым нормам и подвергалась периодическим переделам.

Установление национализации земли привело к возникновению и последующему развитию земельного законодательства.

Положения Декрета о земле вскоре были включены в Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая вошла затем в первую Конституцию РСФСР 1918 года.

III Всероссийский съезд Советов 18 января 1918 г принял основные положения Декрета о социализации земли. Съезд поручил ВЦИК доработать и утвердить весь Декрет в целом. Под влиянием большевиков проект Декрета был существенно исправлен, а ряд положений принципиально изменены. 9 февраля 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о социализации земли[4].

Декрет состоял из 13 разделов, в которых были развиты и более детально сформулированы основные принципы и положения Декрета о земле. Новый закон подтвердил национализацию земель, недр, лесов и вод. Декрет о социализации земли также подтвердил положение о праве исключительной государственной собственности на землю и ее недра. Земля передавалась без всякого выкупа в пользование трудящегося народа.

В 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию.

Это Положение неразрывно связало мероприятия по землеустройству и переустройству сельского хозяйства. В Положении обосновывалась необходимость перехода от единоличных форм землепользования к землепользованию совхозов, сельскохозяйственных коммун, артелей, товариществ по общественной обработке земли. Положением предусматривались всякого рода преимущества и создавались благоприятные условия для развития коллективных форм землепользования. Содержались требования рационального использования сельскохозяйственных земель, охраны земли от истощения, строительства оросительных и осушительных сооружений, насаждения защитных лесов, укрепления песков и т.д.

Положение впервые ввело понятие единого государственного земельного фонда, который находится в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих органов государственной власти и управления (ст. 1 и 2). Составные части единого государственного земельного фонда хотя и не перечислялись, но упоминались такие категории земель, как земли сельскохозяйственного назначения, земли, занятые промышленными предприятиями, транспортом, курортами, городские и поселковые земли.

Положение определило цели и задачи землеустройства, круг землеустроительных действий, очередность и порядок составления и исполнения государственных записей и учета землепользования.

В первый же год после Октябрьской революции были предприняты попытки кодификации земельного законодательства. В начале 1918 г. Наркомземом был разработан проект Земельного кодекса РСФСР[5].

На III Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. говорилось о необходимости перехода к практическим мерам помощи крестьянскому единоличному хозяйству. IX Всероссийский съезд Советов (декабрь 1921 г) поручил Наркомзему пересмотреть действующее земельное законодательство в целях полного согласования его с основами новой экономической политики.

В целях упорядочения и создания устойчивого трудового единоличного хозяйства третья сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г. приняла Закон «О трудовом землепользовании» и постановление «По вопросу о кодексе земельных законов».

Четвертая сессия ВЦИК девятого созыва 30 октября 1922 г утвердила ЗК РСФСР, который вступил в действие 1 декабря 1922 г. Вскоре земельные кодексы были приняты (в основном на базе ЗК РСФСР) и в других союзных республиках созданного в 1922 г. Союза ССР.

Кодексом довольно подробно регулировалось землепользование совхозов, сельскохозяйственных артелей и коммун, товариществ по общественной обработке земли. Другая его задача заключалась в правовом регулировании землепользования единоличных крестьянских хозяйств, в обеспечении устойчивости их землепользования, которое, как и все другие виды землепользования, считалось производным от права исключительной государственной собственности на землю. Большое внимание в Кодексе уделено правовому положению земельного общества, а также крестьянского двора.

ЗК РСФСР 1922 г. допускал в виде исключения трудовую аренду и вспомогательный наемный труд.

С образованием же Союза ССР земельное законодательство стало совершенствоваться не только как республиканское, но и как общесоюзное.

Первая Конституция СССР 1924 г., закрепив право исключительной государственной собственности на землю, отнесла к ведению Союза ССР установление общих начал землепользования и землеустройства, а равно пользования недрами, лесами и водами на всей территории СССР.

15 декабря 1928 г. ЦИК СССР утвердил Общие начала землепользования и землеустройства, которые урегулировали основной круг земельных отношений: определили цели и задачи земельного законодательства; установили, что субъектом права собственности на землю является СССР; разграничили компетенцию Союза ССР и союзных республик в области регулирования земельных отношений; подробно регламентировали землеустройство; определили правовой режим сельскохозяйственных земель, земель специального назначения, городских земель, земель государственного запаса и других земель, а также сформулировали права и обязанности землепользователей и установили порядок разрешения земельных споров и т.д.

Дальнейшее развитие союзного и республиканского земельного законодательства пошло по линии совершенствования сложившихся в результате национализации земли основных земельно-правовых институтов права исключительной государственной собственности, права землепользования и его различных видов, правового режима различных категорий земель, землеустройства и др.

Принятый II Всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержденный СНК СССР и ЦК ВКП (б) 17 февраля 1935 г. Примерный устав сельскохозяйственной артели исходил из незыблемости национализации земли. Земля согласно Примерному уставу как общенародное достояние передается колхозам в бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Этот принцип был закреплен затем в ст. 8 Конституции СССР 1936 г. и стал, таким образом, конституционным принципом[6].

13 декабря 1968 г. в Союзе ССР было кодифицировано земельное законодательство – были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик[7].

Верховным Советом РСФСР 22 октября 1970 г. в полном соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик был принят новый ЗК РСФСР[8]. Одновременно в 1970-1971 гг. земельные кодексы были приняты во всех союзных республиках. Во всех кодексах были полностью воспроизведены Основы законодательства. Вместе с тем в них были отражены национальные, местные условия и особенности регулирования земельных отношений.

Земельным законодательством был закреплен принцип бесплатности землепользования. В качестве землепользователей выступали колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия, организации, учреждения; промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения, граждане СССР[9].

Ранее упомянутые Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. действовали до 1991 г., когда 25.04.1991 г. был принят новый Земельный кодекс 1991 г[10].

Годом ранее в 1990 г. в РСФСР был принят закон, который коренным образом изменил существовавшие ранее принципы в земельных отношениях и положил начало новому этапу развития земельных отношений в России. Это закон № 374-1 от 23.11.1990 г. «О земельной реформе»[11].

В частности данный Закон отменил монополию государственной собственности: Монополия государства на Территории РСФСР отменяется. Вводятся две основные формы собственности на землю – государственная и частная. Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РСФСР и собственность республик, входящих в состав РСФСР. Частная собственность на землю реализуется в виде индивидуальной и коллективно-долевой собственности граждан, ст.2 Закона. Ликвидация государственной монополии на право собственности было вызвано необходимостью дальнейшего развития земельных отношений, которые уже не могли дать более существенного развития ни в сельском хозяйстве, ни в целом в национальной экономике. Государственный бюджет терял значительные суммы от отсутствия поступления денежных средств от аренды земли, ее продажи, развития частного предпринимательства в сельском хозяйстве. Закон «О земельной реформе» дал возможность передавать земли для индивидуальной предпринимательской деятельности (ст. 4), что в свою очередь позволило развиваться частному фермерскому хозяйству, использовать наемный труд без опаски и получать коммерческую прибыль. Закон допустил право аренды и продажу земельных участков. Хотя государство все же поставило ряд ограничений на продажу земель. В частности, ст. 9 Закона определила следующее: В течение первых пяти лет после передачи земли в собственность граждан ее продажа разрешается только соответствующим Советам народных депутатов. По истечении данного срока сделки по купле продажи земли осуществляются на договорной основе под контролем местных Советов народных депутатов.

Информация о работе Право государственной собственнсти на землю