Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 39 вопросов по дисциплине "Земельное право".

Работа содержит 1 файл

ЗМ.doc

— 517.00 Кб (Скачать)

Источники права представляют собой форму закрепления обще-

обязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства

является нормативный правовой акт, который представляет собой до-

кумент, объединяющий совокупность предметно связанных между

собой норм. К ним относятся Конституция РФ, законы, кодексы, пре-

зидентские указы, постановления правительства, ведомственные акты,

конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов

РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуп-

равления.

Во-первых, для понимания структуры законодательства необхо-

димо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересека-

ющимся линиям. По одной – законодательство, делится на отрасли по

критерию предмета правового регулирования: конституционное, граж-

данское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же вы-

деляется и земельное законодательство. Подругой – законодательство

делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъек-

товФедерации и нормативные акты местных властей. Состав отраслей

законодательства на каждом уровне частично определен Конституци-

ей РФ, которая в ст. 71 и 72 устанавливает соответственно исчерпыва-

ющий перечень предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и

субъектов РФ. Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конститу-

ции РФ вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ве-

дения РФ и субъектов РФ субъекты РФ имеют право развивать

собственное законодательство, которое может формировать дополни-

тельны отрасли. В соответствии сКонституцией РФ земельное законо-

дательство относится к совместному ведению, что означает право

государственных органов Федерации и субъектов РФ принимать нор-

мативные правовые акты по земельным вопросам. Проекты федераль-

1 7

ных законов по предметам совместного ведения также в соответствии

с Регламентом Государственной Думы РФ проходят процедуру согла-

сования с субъектами РФ.

Во-вторых, распространена классификация нормативных актов по

юридической силе На законы и подзаконные акты.

Таким образом, основную группу источников земельного права

образует законодательство, представленное нормативными правовы-

ми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а так-

же местными органами самоуправления, регулирующими земельные

отношения.

Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников

земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую

очередь связано с определением соотношения системы права и систе-

мы законодательства.

Источниками земельного права являются как земельное законо-

дательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирую-

щие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и

нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законода-

тельства. но регулирующие в отдельных своих положениях земельные

отношения наряду с другими общественными отношениями.

Соответственно в части положений, регулирующих обществен-

ные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участ-

ки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются

источниками земельного права, но остаются в системе своих само-

стоятельных отраслей законодательства.

Вторую группу источников земельного права образуют норматив-

ные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конститу-

цией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об

общих принципах организации законодательных (представительных) и

исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

4.                  Состав земель в Российской Федерации.

Статья 7  ЗК Состав земель в Российской Федерации

 1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

 

5.                  Правомочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений.

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

 1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;

3.1) осуществление государственного земельного надзора;

4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

 Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

 1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

 Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

 1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

 6.                  Земельные правоотношения (понятие, структура, классификация правоотношений, основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений).

Земельно-правовые отношения – это общественные отношения, возникающие в сфере управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права, состоящие во взаимной связи взаимных субъективных прав и юридических обязанностей участников этих отношений.

Субъект земельных отношений

Структура земельных отношений включает в себя 3 элемента:

1.    субъект,

2.    объект,

3.    содержание.

Субъект – это лица (в т.ч. и публичные образования), наделенные законодательством юридическим свойством, позволяющим им участвовать в земельных правоотношениях.

Три группы субъектов в зависимости от единства их правового статуса:

1.    Физические и юридические лица – они являются участниками всех видов земельных отношений;

2.    Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица – эти субъекты участвуют в управленческих отношениях и правоохранительных отношениях по использованию (предоставляются на праве постоянного бессрочного пользования или аренды). К этой группе относятся суды и правоохранительные органы

3.    Публичные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и  муниципальные образования – в основном, являются участниками только отношений публичной (государственной и муниципальной) собственности.

Объект земельных отношений

Объект – то, по поводу чего возникают отношения.

К объектам относятся:

1.    земля, как природный ресурс, как часть окружающей среды (как природный объект);

2.    земельный участок;

3.    части земельного участка (при установлении обременений). Напр., сервитут может быть установлен на часть участка; фактического разделения участка не происходит. “Часть земельного участка” – категория временная;

4.    земельные доли или доля в праве собственности на земельный участок (в случае общедолевой собственности).

Содержание земельных отношений

Содержание земельных отношений – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей.

Субъективное право – предусмотренная правовой нормой мера возможного поведения уполномоченного субъекта, обеспеченная законом, которая включает в себя:

1.    право на обладание земельным участком;

2.    право на совершение конкретного действия или бездействия (на определенное поведение);

3.    право требовать от обязанного лица определенного поведения (активного или пассивного);

4.    право на защиту (спорный элемент).

Юридическая обязанность – это мера должного поведения участника правоотношения, обеспеченная нормой права.

Юридические обязанности бывают активные и пассивные.

Права и обязанности участников земельных отношений могут быть общими (все собственники должны использовать земельный участок по целевому назначению) и специальные (например, обязанность произвести осушение земельного участка).

Классификация земельных правоотношений

Классификация земельных правоотношений:

I.     в зависимости от содержания:

1.    отношения собственности на землю;

2.    отношения землепользования (в широком смысле);

3.    управленческие отношения;

4.    правоохранительные отношения

II.  в зависимости от характера земельных правоотношений:

1.    материальные земельные отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, устанавливающие права и обязанности участников земельных отношений (как правило, это статистические отношения);

2.    процедурные земельные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, устанавливающие порядок положительной, позитивной деятельности уполномоченных субъектов;

3.    процессуальные земельно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права, устанавливающие порядок деятельности юрисдикционных органов (как правило, это суды) по принудительной реализации земельно-правовых норм, разрешению земельных споров и привлечению виновных лиц к ответственности. Процессуальные отношения – это отношения конфликтные.

Основания изменения земельных правовых отношений:

1.    изменение качества земель;

2.    изменение категории, целевого назначения, целевого использования земельного участка;

3.    переоформление прав на земельный участок;

4.    установление охранных зон – они предполагают некоторые ограничения на использование.

7.                  Объекты земельных отношений.

В земельном праве можно говорить о сложной структуре понятия

«объект земельных правоотношений».

Во-первых, принято говорить о совокупном объекте земельных

отношений. Таким объектом является земля.

В земельном законодательстве юридическое понятие земли рас-

крывается при помощи квалификации земель на категории по призна-

ку целевого назначения. Такая квалификация дана в Земельном кодексе

РФ в разделах, устанавливающих правовой режим различных катего-

рий земель.

В соответствии со статьей 7 ЗК РФ все земли РФ делятся на семь

категорий и включают:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли поселений;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио-

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"