Управление земельными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Управление земельными ресурсами включает следующие аспекты: политический, административно-управленческий, правовой, научный, технико-технологический. Поэтому управление земельными ресурсами является результатом определенного сочетания объективных и субъективных факторов.

Работа содержит 1 файл

UZR.docx

— 43.50 Кб (Скачать)

      Экономическую эффективность системы управления земельными ресурсами подразделяют на абсолютную (прямую), фактическую, расчетную.

      Абсолютную (прямую) эффективность определяют как реальную экономическую отдачу от управленческих действий (увеличение сбора земельного налога, плата за информацию и оказание услуг и т. д.). Абсолютная эффективность системы управления складывается из прямого эффекта и части косвенного и опосредованного эффектов, получаемых вследствие принятия экономически эффективного управленческого решения по развитию территории.

      Фактическую эффективность системы определяют по осуществленным единовременным затратам и ежегодным издержкам для освоения и ведения системы управления земельными ресурсами с корректировкой в случае получения низкой фактической эффективности. Корректировку осуществляют в ходе авторского контроля, позволяющего установить степень полезности системы для развития территории.

      Расчетная эффективность определяется количеством и составом расходов, их окупаемостью на перспективу с учетом нормативных показателей. Фактическая и расчетная эффективности часто не совпадают вследствие экономических, организационных, административных, правовых и других причин.

      Социальная эффективность - это создание благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности населения, социального развития общества, получаемые в результате принятия управленческого решения.

      Организационно-технологическая эффективность системы управления земельными ресурсами отражает эффективность процесса планирования, организации, управления и технико-технологического обеспечения земельно-кадастрового процесса.

      Информационная эффективность управления земельными ресурсами - это улучшение информационного обеспечения системы землеустроительных органов информацией для обоснования принятия решений.

      Основной критерий эффективности системы управления земельными ресурсами - значительное увеличение доходной части федерального, региональных и муниципальных бюджетов за счет операций, связанных с земельными участками и иными объектами недвижимости, контроль за субъектами и объектами земельных отношений при разумной экономии бюджетных средств, направляемых на осуществление функций управления.

3.2 Расчет эффективности  управления земельными  ресурсами на уровне  региона Российской  Федерации

1 этап. Определение вида эффективности  и эффекта

В данном случае был выбран экономический вид  эффективности;

2 этап. Определение критерия эффективности:

      В качестве критерия эффективности может быть выбран один из трех вариантов:

1) максимум доходов  от действий системы управления  земельными ресурсами;

2) минимум расходов  на функционирование земельной  службы;

3) максимум доходов  от действий системы управления  земельными ресурсами при достаточном  (или минимальном) финансировании  земельной службы.

      Был выбран 1 вариант: максимум доходов от действий системы управления земельными ресурсами.

      В данном случае критерием эффективности системы управления земельными ресурсами может быть максимальная сумма поступающих земельных платежей (доходная часть) на 1000 кв.м от земель используемых для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства;

3 этап. Выбор метода определения эффективности:

      При определении эффективности государственного управления земельными ресурсами могут быть использованы последовательно или отдельно (независимо друг от друга) следующие методы:

* сравнения;

* индексный;

* балансовый;

* графический;

* экономико-математические  методы (моделирование, кластерный  анализ, расчетно-корреляционный анализ, метод нейронных сетей и др.).

      Для расчетов эффективности системы управления земельными ресурсами был выбран экономико-математический метод;

4 этап. Определение состава показателей:

      На этапе определения состава показателей в качестве доходных показателей были выбраны общие размеры поступления земельных платежей в виде земельного налога Центральном федеральном округе, причем налог брался средний по субъекту РФ на 1000 кв.м от земель используемых для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства;

5 этап. Сбор и обработка информации:

     При сборе показателей были использованы приемы статистического анализа кадастровых стоимостей исследуемых земель за 4 года, а так же ставки земельного налога на эти земли.

      В качестве источников информации были использованы: материалы землеустроительной службы и ее организаций, статистических органов.

      Сбор показателей осуществлялся по следующим объектам анализа: по Российской Федерации (среднестатистические данные); по федеральному округу (среднестатистические данные); по субъектам Федерации, входящим в федеральный округ (первичные статистические данные).

6 этап. Определение перспективных направлений  расчета эффекта:

      На данном этапе для определения перспективных направлений расчета эффективности был составлен окончательный вариант анкеты. На основании результатов анкетирования были сделаны предварительные выводы по поставленной проблеме: резкие изменения кадастровых стоимостей по годам в одних субъектах РФ, при их постоянности в других;

      Таким образом, эффективность ГЗК во многом зависит от профессионального уровня специалистов. Поэтому на следующих этапах следует анализировать условия и динамику финансирования земельно-кадастровых работ;

7 этап. Разработка инструментария анализа:

На этом этапе  для обработки информации были выбраны: программный продукт Excel;

8 этап. Определение факторов влияющих  на эффективность управления  земельными ресурсами:

      Сначала была проанализирована динамика отдельных выбранных факторов за 2005-2008 гг. в среднем по Российской Федерации, субъекту Российской Федерации.

      Изначально на этапе расчета эффекта было составлено уравнение множественной корреляционной зависимости земельных платежей от удельного веса видов землеустроительных и земельно-кадастровых работ и числа работников земельной службы на 1 000 га. Была выбрана линейная форма зависимости. Коэффициент множественной корреляции полученной математической модели равен 0,645, коэффициент детерминации равен 0,471.

Уравнение получило следующий вид:

ЗПр = 324,01 + 19,28Х1 + 1,8Х2 - 10,90Х3 - 20,10Х4 + 8,31Х5 + 10,20Х6,

где ЗПр -расчетное  поступление земельных платежей, у.е. на 1000 га;

Х1 - число работников земельной службы на 1000 га;

Х2 - удельный вес топографо-геодезических и картографических работ, %

Х3 - составление схем и проектов по перераспределению и улучшению и охране земель, %;

Х4 - земельно-оценочные работы и мониторинг земель, %;

Х5 - межевание и инвентаризация земель, %;

Х6 - затраты на создание и ведение АИС ГЗК

Уравнение :

ЗПр =324,01+19,28*15+1,8*38-10,90*10-20,10*10+8,31*19+10,20*10=631,5

      По результатам расчетов можно сделать вывод об эффективности системы управления земельными ресурсами. Величина коэффициента эффективности земельно-кадастровых и землеустроительных действий больше единицы свидетельствует об эффективной системе управления земельными ресурсами. Коэффициент эффективности меньше единицы свидетельствует о неэффективной системе управления земельными ресурсами. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Одним из важнейших действий в сфере управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях является система государственного земельного кадастра, которая служит информационной основой государственного управления территориями и экономического регулирования земельных отношений. При этом все составные части земельного кадастра должны быть адаптированы к рыночным условиям. Особенно это важно при разработке экономически обоснованных методик массовой государственной кадастровой оценки земель различных категорий, законодательном изменении принципов и правил налогообложения объектов земельных отношений. Совершенствование системы управления позволит повысить эффективность использования земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Российская  Федерация. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании  в Российской Федерации в 2008 году./ В.В. Кулик, Г.Н. Ратникова,  С.М. Шубич, Т.В. Фатеева 2009. - 260с.

2. Варламов, А.А.: Управление земельными ресурсами.  Учебные и методические пособия  для студентов высш. Учебных заведений/  А.А. Варламов, А.А. Рассказова  2007. - 68с.

3. Варламов, А.А.  Земельный кадастр: Т.2. Управление  земельными ресурсами. Учебники  и учебные пособия для студентов  высш. Учебных заведений/ А.А. Варламов, С.А. Гальченко - М.: КолосС, 2004. - 528с.

4. Управление земельными ресурсами : лекция - А.А. Варламов 2011.

5. Управление земельными ресурсами : лекция - А.А. Мурашева 2011.

6. Эффективность системы ГЗК : лекция - А.А. Рассказова 2011.


Информация о работе Управление земельными ресурсами