Земельное законодательство и земельные отношения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:24, реферат

Описание работы

Земельные отношения немыслимы без государственного их регулирования, без разработки и реализации мероприятий, способствующих развитию эффективных форм земельной собственности и хозяйствования на земле, без создания эффективного земельного законодательства.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика земельного законодательства Российской Федерации 4
Земельные отношения на современном этапе 14
Государственное регулирование земельных отношений 20
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Реферат Microsoft Office Word (2).docx

— 36.26 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра УРИКОСТ 
 
 
 
 

Реферат

по оценки недвижимости

Тема: Земельное  законодательство и земельные отношения  РФ 
 
 

                                                                   Выполнила: студентка: 8301гр

                                                                                Уразова А.С.

                                                                   Проверил: доктор с/х наук,

                                                                                        проф. Шипилин 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011

Оглавление

Введение 3

Общая характеристика земельного законодательства Российской Федерации 4

Земельные отношения на современном  этапе 14

Государственное регулирование земельных  отношений 20

Заключение 25

Список  литературы 27

 

Введение

     Земельные отношения - это совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права. Основу земельных отношений  составляют факторы материального  порядка: количество и качество земли, её местоположение, отраслевая принадлежность, территориальное устройство и другие.

     Основную  роль в земельных отношениях играет сама земля, которая является одним  из важнейших и особенных факторов производства. В связи с этим вопрос о земельных отношениях в России является актуальным на сегодняшний  день. Рассматривая данный вопрос, в  своей курсовой работе, хотелось бы отметить, что земельный вопрос России это не только экономический, хозяйственный  вопрос, определяющий макроэкономическое поведение нации. Что земля не только главное средство производства в сельском хозяйстве, но и основа государственности, национального  самоопределения и функционирования всего народного хозяйства, пространственный базис и кладовая полезных ископаемых, бесценное богатство страны.

     Земельные отношения немыслимы без государственного их регулирования, без разработки и  реализации мероприятий, способствующих развитию эффективных форм земельной  собственности и хозяйствования на земле, без создания эффективного земельного законодательства.

 

  Общая характеристика земельного законодательства Российской Федерации

     Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения - как обладающих, так и не обладающих земельными участками. Основной закон  Российской Федерации - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.

     Так, непосредственно на регулирование  земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

    1. ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
    2. ст. 36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
    3. ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
    4. ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
    5. ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

     Статья 36 (ч. 2), например, устанавливает, что  владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах  указанная статья вводит ограничения  хозяйственной свободы пользователей  земли, которые состоят в том, чтобы при этом не наносился ущерб  окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц.

     В то же время ст. 72 определяет, что  в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п. "к"), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п. "в"). 

     Несомненную значимость для регулирования земельных  правоотношений представляют собой  также положения Конституции  РФ:

    1. о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);
    2. об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.

     Вступивший  в силу 30 октября 2001 г. Земельный  кодекс РФ вслед за Гражданским (ст. 3 ГК РФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в  п. 1 ст. 1, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и  законов субъектов Российской Федерации.

     Земельный кодекс 2001 г. является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в  регулировании земельных отношений. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний  Земельный кодекс РСФСР 1991 г. давно  не отвечал потребностям современных  общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных  с землей, регулировалась подзаконными актами. Отныне содержавшие нормы  земельного права законодательные  акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25 октября  № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.

     Новый Земельный кодекс разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель.

     Разграничив компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, Земельный кодекс в ст. 9 отнес к ведению Федерации:

    1. установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
    2. установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
    3. государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
    4. установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
    5. изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
    6. разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель;
    7. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности);
    8. иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.

     Упоминаемые в ст. 9 иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации  другими федеральными законами, закреплены, в частности, в Водном кодексе 1995 г., Лесном кодексе 1997 г., Законах об охране окружающей среды 2002 г., о плате  за землю 1991 г., об основах градостроительства в Российской Федерации 1992 г., о природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах 1995 г., об особо  охраняемых природных территориях 1995 г., о мелиорации земель 1996 г., о государственном регулировании агропромышленного комплекса 1997 г., о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами 1997 г.

     Субъекты  Федерации на основании ст. 10 Земельного кодекса наделены полномочиями:

    1. по изъятию, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;
    2. по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
    3. по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
    4. иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

     Очевидно, что наряду с самостоятельной  компетенцией, указанная статья предусматривает  и остаточную.

     Среди нормативно-правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации в области  регулирования земельных отношений  в рамках указанной компетенции, можно назвать Закон Свердловской области о регулировании земельных  отношений от 6 декабря 1995 г.; Закон  Воронежской области о регулировании  земельных отношений от 25 мая 1995 г.; законы "О земле", "О земельной  реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Республики Дагестан; Временное положение о регулировании земельных отношений в Тверской области, принятое 25 июля 1996 г., Законодательным собранием Тверской области.

       Наконец, к полномочиям органов  местного самоуправления в области  земельных отношений Земельный  кодекс (ст. 11) относит: 

    1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
    2. установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
    3. разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;
    4. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
    5. иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

     Наибольшие  полномочия в области земельных  отношений принадлежат органам  местного самоуправления на землях поселений (гл. 15 Земельного кодекса).

     Вместе  с тем необходимо иметь в виду, что имущественные отношения  по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними являются, по существу, гражданско-правовыми  и регулируются гражданским законодательством (ст. 3 Земельного кодекса). Например, к  ст. 10 непосредственное отношение имеет  ст. 129 ГК РФ, согласно которой "земля  и другие природные ресурсы могут  отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами  в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле  и других природных ресурсах".

     В связи с тем что Земельным  кодексом регулируется оборот лишь около 2,5% земель Российской Федерации, важная роль в земельном законодательстве отводится специальному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения", принятый Государственной  думой 25 июня 2002 г.и вступивший в силу 25 января 2003 г. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (ст. 1).

     Принятие  субъектами Российской Федерации законов  и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила  и ограничения оборота земельных  участков из земель сельскохозяйственного  назначения, не допускается.

     При этом Закон определил следующие  принципы, на которых должен основываться оборот земель сельскохозяйственного  назначения:

    1. сохранение целевого использования земельных участков;
    2. установление размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут одновременно находиться в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции или вклады (доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц;
    3. преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
    4. преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;
    5. установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%;
    6. предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами.

Информация о работе Земельное законодательство и земельные отношения РФ