Земельное законодательство и земельные отношения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:24, реферат

Описание работы

Земельные отношения немыслимы без государственного их регулирования, без разработки и реализации мероприятий, способствующих развитию эффективных форм земельной собственности и хозяйствования на земле, без создания эффективного земельного законодательства.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика земельного законодательства Российской Федерации 4
Земельные отношения на современном этапе 14
Государственное регулирование земельных отношений 20
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Реферат Microsoft Office Word (2).docx

— 36.26 Кб (Скачать)

     Развивая  положение Земельного кодекса (п. 3 ст. 15) о том, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается  Президентом Российской Федерации  в соответствии с федеральным  законодательством о Государственной  границе Российской Федерации, и  на иных установленных особо территориях  Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, "Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3).

     Важно также помнить, что указанный  Закон не распространяет своего действия на земельные участки, предоставленные  из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального  жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и  дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные  участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

     Важной  составляющей земельного законодательства Российской Федерации являются подзаконные  акты: указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, ведомственные  акты.

     Так, на развитие земельных отношений  оказали значительное влияние следующие  Указы Президента РФ:

      "О дополнительных мерах по  наделению граждан земельными  участками" от 23 апреля 1993 г. №  480;

      "О регулировании земельных  отношений и развитии аграрной  реформы в России" от 27 октября  1993г. № 1767 и от 24 декабря 1993 г. № 2287;

      "О налогообложении продажи  земельных участков и других  операций с землей" от 7 декабря  1993 г. № 2118;

     "О  государственном земельном кадастре  и регистрации документов о  правах на недвижимость" от 11 декабря  1993 г. № 2130;

      "О праве собственности граждан  и юридических лиц на земельные  участки под объектами недвижимости  в сельской местности" от 14 февраля 1996 г. № 198;

      "О реализации конституционных  прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. № 337;

      "О государственной поддержке  садоводов, огородников и владельцев  личных подсобных хозяйств" от 7 июня 1996 г. № 819;

      "О гарантиях собственникам  объектов недвижимости в приобретении  в собственность земельных участков  под этими объектами" от 16 мая  1997 г. № 485.

     Правительство РФ, во исполнение своих полномочий, также активно участвует в  формировании земельного законодательства. Им, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления:

      "О проведении инвентаризаций  земель для определения возможности  их предоставления гражданам"  от 12 июля 1993 г. № 659;

      "Об утверждении Положения  о порядке установления границ  землепользования в застройке  городов и других поселений"  от 2 февраля 1996 г. № 105;

      "Об утверждении Федеральной  целевой программы "Создание  автоматизированной системы ведения  государственного земельного кадастра" от 3 августа 1996 г. № 932;

      "О мерах по стабилизации  экономического положения агропромышленного  комплекса Российской Федерации  в 1996 г." от 7 февраля 1996 г. №  135;

      "О мерах по обеспечению  сельскохозяйственных товаропроизводителей  минеральными удобрениями и химическими  средствами защиты растений в  1997 г." от 14 февраля 1997 г. № 166;

      "Об экономических условиях  функционирования агропромышленного  комплекса Российской Федерации  в 1997 г." от 26 февраля 1997 г. №  224;

     "О  порядке определения нормативной  цены земли" от 15 марта 1997 г.  № 1319.

     К ведомственным актам принято  относить приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к  которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Центральный банк, Федеральная служба лесного хозяйства и др)

     Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить:

       Приказ Государственного комитета  РФ по охране окружающей среды  "Об утверждении Порядка выдачи  разрешений на добывание объектов  животного мира, принадлежащих к  видам, занесенным в Красную  книгу Российской Федерации"  от 4 апреля 1997 г. (Бюллетень нормативных  актов. 1997. № 12);

       Инструкция о ввозе на территорию  Российской Федерации и вывозе  с территории Российской Федерации  семян сортов растений и племенного  материала пород животных. Утверждена  Министерством сельского хозяйства  и продовольствия РФ и Государственным  таможенным комитетом РФ 8 мая  1997 г.;

       Приказ Государственного комитета  РФ по охране окружающей среды  "О порядке рассмотрения материалов  на ввоз в Российскую Федерацию  ядовитых веществ" от 16 января 1997 г.

 

Земельные отношения на современном  этапе

 

     С распадом Союза Советских Социалистических республик возникла необходимость  разработки новых законодательных  актов, регламентирующих учет недвижимости и решения всего комплекса  вопросов по созданию кадастра. Существующие законодательные акты, действующие  на территории РФ, не регламентируют многих вопросов, возникающих при создании кадастра недвижимости. Так, по исторически  сложившимся причинам в России достаточно хорошо развиты организационно-правовые вопросы земельного кадастра, большей  степенью ориентированного на учет сельскохозяйственных земель и незастроенных территорий, в то время как организационно-правовые вопросы кадастра недвижимости городских  территорий практически еще не проработаны.

     Перемены  в жизни общества, вызванные перестройкой экономических отношений, появление  частной собственности и других форм собственности, высветили ряд  проблем в развитии городских  территорий и использовании ресурсов, среди которых проблема городского кадастра является одной из актуальных.

     Возвращение частной собственности на землю  и другие объекты как основного  вида собственности требуют в  первую очередь переориентирования правовой базы всех видов кадастров. Частная собственность создает  возможность свободной смены  владельцев, быстрому изменению стоимости  и потребует от разработчиков  кадастровых систем обеспечения  высокой оперативности и непрерывности  экономической оценки объектов кадастра.

     Правовой  основой изменения этой ситуации явились Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации  “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, Земельный кодекс РСФСР и другие нормативные акты.

     Земельная реформа проводится не только на землях сельскохозяйственного назначения, но и на землях городов и других поселений; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного и водного фонда, запаса и иного назначения, то есть на всей территории России.

     Земельные отношения - крупная и сложная  проблема, она определяется совокупностью  отношений между субъектами земельного права по поводу использования земли  как ограниченного природного ресурса. Они включают в себя отношения  по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

     Объектами земельных отношений являются земельные  участки, их части, земельные доли и  права на них. Субъектами земельных  отношений выступают физические и юридические лица.

     Принятые  законы и серия подзаконных актов  призваны служить как правовой базой, так и руководством для принятия решений на местах во всех регионах России.

     Земельные отношения, регулируемые Конституцией Российской Федерации, земельным и  другим законодательством, являются составной  частью общественных отношений между  органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами по поводу владения, пользования  и распоряжения землей. В процессе земельных отношений земля рассматривается  как общенациональное достояние. Она  используется и охраняется как основа жизни, деятельности и благосостояния народов России.

     Главная цель земельных преобразований в  Российской Федерации состоит в  обеспечении рационального использования  и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и  других условий для воспроизводства  и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.

     Участниками земельных отношений являются граждане и юридические лица. Правовое положение  участников земельных отношений  определяется земельным законодательством, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Земля  в Российской Федерации может  находиться в государственной, муниципальной, коллективной, кооперативной, частной  и иных формах собственности. Иностранные  граждане, лица без гражданства, иностранные  юридические лица выступают участниками  земельных отношений только в  случае аренды земли. Объектами земельных  отношений являются земельные участки, части земельных участков, земельные  доли в праве общей собственности  на землю и права на них.

     Использование земли в Российской Федерации  является платным за исключением  случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю  являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование  землей, плата за приобретение земельных  участков в собственность, плата  за приобретение права аренды земельных  участков, компенсационные платежи  за потери сельскохозяйственного производства, плата за пользование земельным  участком при установлении сервитута.

     Платежи за землю направляются на финансирование мероприятий по охране земель и повышению  их плодородия, освоению новых земель, обустройство территории, на компенсацию  затрат на эти цели собственников  земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также на проведение землеустройства (включая работы по установлению границ земельных участков в натуре, изготовлению их планов или чертежей границ), ведение  государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

     Все земли Российской Федерации подлежат охране

     Охрана  включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и  других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, сохранение почв, предотвращение их от деградации и  недопущение необоснованного изъятия  ценных сельскохозяйственных и лесных земель, а также восстановление и  повышение плодородия почв. Особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья.

     Приватизация  земли колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, которым она передана в бессрочное (постоянное) пользование, и земли, которая находится в  государственной или муниципальной  собственности, осуществляется на добровольной основе по решению общего собрания работников предприятия.

     В целях регулирования земельных  отношений и управления земельными ресурсами в Российской Федерации  проводится землеустройство, мониторинг земель, ведется государственный  земельный кадастр и регистрация  прав на землю, осуществляется государственный  контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель, ведутся научные исследования по этим направлениям.

     В результате осуществления первого  этапа земельной реформы исключительная государственная собственность  на землю частично, в основном, на сельскохозяйственных землях, заменена частной земельной собственностью.

Информация о работе Земельное законодательство и земельные отношения РФ