Земельные правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Сфера земельных отношений - одна из наиболее интенсивно развивающихся. Земля, особенно в России, исконно крестьянской стране, всегда была основным средством производства и вложения капитала. С течением времени менялись институты, правоотношения и характер их регулирования, но материальная сущность оставалась прежней. Только сравнительно недавно земля стала выступать катализатором дальнейшего развития рыночных отношений, важным элементом создания инвестиционной привлекательности того или иного региона, той или иной сферы бизнеса.

Содержание

Введение
1. Понятие земельных правоотношений
2. Субъекты земельных правоотношений и их полномочия
3. Объекты земельных правоотношений
4. Классификация земельных правоотношений
Заключение
Список использованных нормативных актов, литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая иутин.doc

— 125.00 Кб (Скачать)
     ОГЛАВЛЕНИЕ
 

Введение

  1. Понятие земельных правоотношений
  2. Субъекты земельных правоотношений и их полномочия
  3. Объекты земельных правоотношений
  4. Классификация земельных правоотношений

Заключение

Список использованных нормативных актов, литературы

 

Введение 

     Советское землеустройство рассматривалось как определенная группа общественных отношений по организации земельной территории страны в целом и ее частях в целях ее использования в соответствии с требованиями экономических законов социалистического способа производства. Так, субъектами правоотношений землеустройства по отводу земель выступали, с одной стороны, органы общего государственного управления землями, а с другой — социалистические организации, органы ведомственного управления землями и граждане, имеющие право на получение земли в пользование. Субъектами правоотношений внутрихозяйственного землеустройства выступали органы общего государственного управления землями (главным образом, сельскохозяйственные органы) и социалистические сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения, осуществляющие право землепользования конкретными земельными участками, в то время как субъектами правоотношений землеустройства территории в связи с установлением и изменением административных границ являются, с одной стороны, органы общегосударственного управления землями, а с другой — органы общего управления землями, подведомственные первым.1

     Российская  земельная реформа, обусловленная  необходимостью отказа от господствующих в советскую эпоху методов  голого администрирования в области управления экономикой, в том числе и в области регулирования земельных отношений, преобразила содержание всей системы земельных отношений. С изменением содержания общественных отношений по поводу земли происходят изменения в предмете и задачах земельного права. В условиях земельной реформы и совершенствования управления экономикой гарантируется хозяйственная самостоятельность правообладателей земли, расширяются права собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, становится более эффективной организация использования земли и землеустройства. Земельные участки признаются недвижимым имуществом, а земельные отношения, возникающие в связи с использованием и охраной земель, - имущественными отношениями, т.е. во многом родственными имущественным гражданским отношениям. Поэтому при регулировании земельных отношений допускается применение норм гражданского права, однако с учетом особенностей земельного и иного природоресурсного законодательства. Административно-правовые нормы если и применяются при регулировании земельных отношений, то ограничиваются сферой государственного управления в этой области, поскольку земельная реформа осуществляется в России по инициативе государства и под его руководством, но на демократической основе, закрепленной в Конституции Российской Федерации.

     Конституция РФ в статье 9 придает земле и  другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского  общества.

     Сфера земельных отношений - одна из наиболее интенсивно развивающихся. Земля, особенно в России, исконно крестьянской стране, всегда была основным средством производства и вложения капитала. С течением времени менялись институты, правоотношения и характер их регулирования, но материальная сущность оставалась прежней. Только сравнительно недавно земля стала выступать катализатором дальнейшего развития рыночных отношений, важным элементом создания инвестиционной привлекательности того или иного региона, той или иной сферы бизнеса.

     В работе будут изучены земельные правоотношения.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие - земельных правоотношений;
  • рассмотреть состав земельных правоотношений;
  • выстроить их классификацию;
  • выявить особенности земельных правоотношений.

     Объектом  изучения будут нормативно-правовые акты и научная литература. Предметом исследования – земельные правоотношения.

 

    1. Понятие земельных правоотношений
 

     Под земельными правоотношениями понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники  которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Иными словами, это — отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются в соответствии с предписаниями норм земельного права. Права и обязанности участников и субъектов земельных правоотношений, предусмотренные нормами земельного права, составляют содержание земельных правоотношений.1

     К земельным относятся те правоотношения, которые связаны с приобретением (приватизацией, куплей-продажей), использованием и охраной земель между органами власти, организациями и частными лицами, регулирующиеся нормами земельного права. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанности участников земельных правоотношений, а процессуальные - устанавливают формы реализации материальных норм (правила оспаривания решений государственных органов и должностных лиц, процедуру рассмотрения земельных споров и т.д.).2

     Правоотношениям в любой отрасли права, равно  как и в земельном, присуще  наличие нескольких элементов:

     1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;

     2) субъекты права, т. е. участники  земельных отношений;

     3) объект права — индивидуально-определенный  земельный участок, по поводу  которого возникают земельные  отношения. Объектами земельных отношений является также все недвижимое имущество, которое прочно связано с землей; в сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь федеральный или субъектов Федерации земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ республик, областей, административно-территориальных образований, отдельные участки;

     4) содержание земельных правоотношений, т. е. права и обязанности  их участников, совершающих свои  действия в точном соответствии  с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения, при этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений.1

     Российское  государство, регулируя земельные  отношения, выступает в двух качествах; прежде всего, как орган власти, суверен, и как собственник принадлежащих ему земель. К первому виду регулирования относятся экологические, санитарные, планировочные и строительные правила, различные обременения, публичные сервитута и другие ограничения и предписания в интересах охраны не только земли, но и других природных объектов и всего российского общества. Как орган власти Российское государство выступило инициатором земельной реформы и установило основные принципы и порядок ее проведения. Вместе с тем, будучи собственником земли и других природных объектов, государство в этом качестве выступает в роли хозяйствующего субъекта, заинтересованного в наиболее производительном и рациональном использовании принадлежащих ему природных ресурсов.

     Экономическую ценность земель закон учитывает в любом случае: и тогда, когда не преследуется материальный интерес государства, и тогда, когда такой интерес присутствует. В последнем случае хозяйственная ценность земли выступает на первый план. Так, если под застройку отводится участок сельскохозяйственной земли, застройщик обязан внести местным властям определенную плату, отвечающую количеству и качеству предоставленной ему земли. Если земля используется в сельскохозяйственном производстве, то ее владелец обязан вносить государству или налоговые платежи, или арендную плату на уровне этих платежей.

     В глазах общества дефицитная сельскохозяйственная (или иная) земля представляет собой  такую же ценность, как любое другое имущество, в том числе рукотворное. К этому прибавляется и такое  соображение, что почти все используемые земли в свое время были окультурены человеком. За счет общества (как правило) они были изучены, зарегистрированы, положены на карты. Их ценность неоднократно повысилась в результате создания общественной инфраструктуры, в частности дорог общего пользования. Земельные богатства требуют такого же хозяйского отношения к себе, как все другие имущественные ценности, находящиеся в распоряжении общества. В частности, предоставление государственной земли во владение государственным организациям или частному сектору должно оформляться договорами, в которых следует предусматривать права и обязанности сторон, вытекающие как из природных особенностей определенных участков земли, так и из специфики их использования. Государственные земельные органы должны отвечать за состояние, охрану, улучшение, доходность земли — как в тех случаях, когда они сдают ее в аренду, так и в ситуациях, когда они эксплуатируют ее хозяйственным способом, создавая хозяйственные организации.

     По  имущественным признакам к земле, в качестве ее принадлежности, должны относиться почвенный покров и естественная растительность. В качестве принадлежности земли следует рассматривать здания, сооружения и все, что прочно связано с земельным участком. В этом плане земельные правоотношения сближаются с гражданскими, среди которых давно известен институт «главная вещь и ее принадлежность». Принадлежностью земли являются также защитные и мелиоративные устройства и посадки, поскольку они не имеют особой от земли хозяйственной ценности или же их ценность значительно уступает ценности земли, которую они защищают и улучшают.

     Земельная реформа в России возникла на основе понимания того факта, что пользование  землей в хозяйственных целях  не может и не должно регулироваться только административными методами. Земледелец должен иметь право свободно выбирать способ использования своей земли. Однако пользование сельскохозяйственной землей бывшими колхозами и совхозами накладывало на них ряд натуральных обязательств по сдаче («продаже») государству большей части своей товарной продукции, минуя рынок. Эти обязательства по своей правовой природе приближались к налогам. Они могли быть отнесены к области административных правоотношений. Объемы натуральных обязательств в какой-то мере учитывали количество и качество земель, закрепленных за каждым хозяйством; в ряде случаев допускалась замена одних видов продукции другими. Таким образом, в своей основе это были хозяйственные отношения. Но поскольку они вытекали из факта владения колхозами и совхозами государственной землей, их с полным основанием можно отнести к земельным отношениям, правда сильно искаженным в результате отказа государства применять в расчетах за землю с сельскохозяйственными предприятиями денежные показатели в прямой форме. В настоящее время с введением института частной собственности на землю и платного землепользования данная проблема больше не беспокоит общество. Земельные отношения, как выше уже было отмечено, приобрели новое содержание, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

     Земельное законодательство отношения по использованию  и охране земель в Российской Федерации  как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) регулирует земельное законодательство.1

     К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного  мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо  охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

     К земельным отношениям нормы указанных  отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы  земельным законодательством.

     Правоотношения  землепользования являются составной  частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.2

     В соответствии с нормами права, регулирующими земельные отношения, возникновение, изменение или прекращение прав землепользования может иметь место лишь на основании актов соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Субъекты  земельных правоотношений и их полномочия 

     Различают два аспекта понятия субъектов  земельных правоотношений. В первом случае о субъекте говорится как  о возможном по закону участнике  земельных правоотношений, во втором — как о реальном носителе субъективных прав и обязанностей. Субъекты земельных правоотношений могут приобретать специальные наименования. Так, субъектами правоотношений собственности являются собственники земли, пожизненного наследуемого владения — владельцы, пользования — землепользователи, аренды — арендаторы и арендодатели.

Информация о работе Земельные правоотношения