Земельные правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:19, реферат

Описание работы

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Одно из отличительных особенностей земельных правоотношений является то, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, могут выступать в них в двух качествах. Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории.

Работа содержит 1 файл

Тема 3.docx

— 49.49 Кб (Скачать)

      К числу  субъектов земельных правоотношений  относятся также муниципальные  образования - городское, сельское  поселение, несколько поселений,  объединенных общей территорией,  часть поселения или территория, в пределах которой в соответствии  с Законом "Об общих принципах  местного самоуправления" осуществляется  местное самоуправление, имеются  муниципальная собственность, местный  бюджет и выборные органы.

      Теория зафиксировала  целый ряд особенностей, которыми  обладают Российская Федерация,  ее субъекты, муниципальные образования  как участники земельных правоотношений. При этом они вправе участвовать  в земельных отношениях на  равных началах с другими субъектами  таких отношений - гражданами  и юридическими лицами. В таком  качестве государство и муниципальные  образования отказываются от  своей властной роли и принимают  на себя обязательство, вступая  в земельные отношения, подчиняться  публичным и частным принципам  и правилам земельного права.  В земельных правоотношениях  с гражданами и юридическими  лицами Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - участники земельного оборота выступают как равная сторона.

      Развивая  положения ст.ст.71, 72, 73 и 76 Конституции  РФ Земельный кодекс в ст.9, 10 и 11 разграничил компетенцию  и полномочия Российской Федерации,  ее субъектов и муниципальных  образований. Так, к ведению  Российской Федерации Кодекс  отнес:

установление основ федеральной  политики в области регулирования  земельных отношений;

установление ограничений  прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

государственное управление в области осуществления мониторинга  земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения  государственного земельного кадастра;

установление порядка  изъятия земельных участков, в  том числе путем выкупа, для  государственных и муниципальных  нужд;

изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в  том числе путем выкупа;

разработку и реализация федеральных программ использования  и охраны земель;

управление и распоряжение земельными участками, находящимися в  собственности Российской Федерации (федеральной собственности);

иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации  Конституцией Российской Федерации, Земельным  кодексом, федеральными законами.

 

Упоминаемые в ст.9 иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации другими федеральными законами, закреплены, в частности, в Водном кодексе 1995 г., Лесном кодексе 1997 г., Законах об охране окружающей среды 2002 г., о плате за землю 1991 г., об основах градостроительства в  Российской Федерации 1992 г., о природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах 1995 г., об особо  охраняемых природных территориях 1995 г., о мелиорации земель 1996 г., о  государственном регулировании  агропромышленного комплекса 1997 г., о безопасном обращении с пестицидами  и ядохимикатами 1997 г.

      В качестве  примера таких полномочий, которые  закреплены в других федеральных  законах, можно сослаться на  Водных кодекс РФ, которым предусматриваются  основные сферы государственного  управления и полномочия РФ  в области использования и  охраны водных объектов, существенно  влияющие на земельные отношения:

водохозяйственные балансы - расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами (ст.75);

схемы комплексного использования  и охраны водных ресурсов (ст.76);

государственные программы  по использованию, восстановлению и  охране водных объектов - федеральные  государственные, в том числе  бассейновые, и территориальные  государственные (ст.77);

государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод  и государственный водный кадастр (ст.78 79);

государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст.81);

нормирование и лицензирование в области использования и  охраны водных объектов (ст.82 и 83).

 

Субъектам РФ на основании  ст.10 Земельного кодекса предоставляется  следующая компетенция:

изъятие, в том числе  путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;

разработка и реализация региональных программ использования  и охраны земель, находящихся в  границах субъектов Российской Федерации;

управление и распоряжение земельными участками, находящимися в  собственности субъектов Российской Федерации.

иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации  или к полномочиям органов  местного самоуправления.

 

В качестве примеров можно  назвать: Закон Республики Калмыкия от 14 февраля 1992г. №293-1Х "О статусе  региона "Черные земли"; Закон  республики Адыгея от 27 апреля 1999г. №122 "О государственном регулировании  обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного  назначения в республике Адыгея"; Закон Ставропольского края от 7 апреля 1995г. № 4-КЗ "Об охране почв и  земель, предотвращении их деградации".

      Так, решением  нижегородского областного представительного  органа "Об утверждении программы  приватизации земли и реорганизации  сельскохозяйственных предприятий  нижегородской области" было  начато реформирование сельского  хозяйства по нижегородской модели. По этому пути пошли многие  хозяйства Ростовской, Рязанской,  Орловской и ряда других областей, отразивших эту модель в своем  законодательстве.

      В соответствии  со ст.11 Земельного кодекса к  полномочиям органов местного  самоуправления в области земельных  отношений относятся:

изъятие, в том числе  путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских  и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

разработка и реализация местных программ использования  и охраны земель;

управление и распоряжение земельными участками, находящимися в  муниципальной собственности;

иные полномочия на решение  вопросов местного значения в области  использования и охраны земель.

 

Законодательную основу деятельности органов местного самоуправления, наряду с Конституцией РФ, составляют Закон "О местном самоуправлении", Закон "об общих принципах местного самоуправлении", Федеральный закон  от 25 сентября 1997г . "О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. №39. Ст.44640), уставы и конституции субъектов  РФ, их законодательные акты, например, Закон Ставропольского края от 1 августа 2000 г. №34-КЗ "О порядке  наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ставропольского края и порядке  контроля за их реализацией", Закон  Республики Дагестан от 9 декабря 1996 г. №14 "О разграничении предметом  ведения муниципальных образований", Закон Республики Адыгея от 8октября 1997 г. №58 "О местном самоуправлении", уставы муниципальных образований, отраслевые законодательные акты, в  частности, ГК, градостроительный кодекс, Закон "О разграничении государственной  собственности на землю", Водный кодекс.

      Если ранее  в Союзе ССР местные Советы  составляли одну систему с  вышестоящими звеньями Советов  народных депутатов, то в настоящее  время согласно ст.12 Конституции  РФ в Российской Федерации  признается и гарантируется местное  самоуправление - в пределах своих  полномочий оно самостоятельно. Органы местного самоуправления  не входят в систему органов  государственной власти.

      В соответствии  со ст.6 Федерального закона от 28 августа 1995г. "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации" в  ведении муниципальных образований  находятся вопросы местного значения, к которым относятся:

владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью;

комплексное социально-экономическое  развитие муниципального образованию (предполагающее сбалансированное развитие экономики и экологии);

регулирование и планирования и застройки территории муниципального образования (включающих использование  природных ресурсов местного значения для обеспечения пожарной безопасности, рекреации и т.д.).

участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

обеспечение противопожарной  безопасности в муниципальном образовании.

 

5. Содержание земельных  правоотношений.

      Содержание  земельного правоотношения - это  составляющие его субъективные  права (правомочия) и обязанности.  Название "субъективные" они получили  потому, что принадлежат конкретным  участникам правоотношений.

      Содержание  земельных правоотношений определяется  наличием зафиксированных в законодательных  нормах конкретных прав и обязанностей  субъектов таких правоотношений. При этом право землепользователя  нередко корреспондируется с  их обязанностью. Например, праву  собственности на землю корреспондирует  обязанность охраны земли как  объекта права собственности;  праву целевого использования  - обязанность использовать землю  строго по целевому назначению; праву свободы хозяйствования - обязанность рационально хозяйствовать на предоставленном земельном участке.

 

Земельный кодекс РФ

      Федеральный  закон об обороте земель сельскохозяйственного  назначения

 

Вопросы для самопроверки:

 

1.Дайте определение земельных  правоотношений.

      2.Какие особенности  присущи земельным правоотношениям  в России?

      3.Из каких  элементов земельное правоотношение?

      4.Какие общие  права и обязанности присущи  собственникам, пользователям, владельцам  и арендаторам земельных участков?

      5.Какие виды  земельных правоотношений Вам  известны?

      6.В каких  случаях происходит изменение  содержания земельных правоотношений?

      7.Какими  могут быть земельный правоотношения  по функциональному назначению?

      8.На какие  виды могут быть классифицированы  земельные правоотношения по  критерию содержания и критерию  определенности состава субъектов?

      9.Назовите  причины, вызывающие необходимость  отграничения земельных правоотношений  от иных правоотношений.

      10.Какими  правилами руководствуется земельное  законодательство для отграничения  земельных правоотношений от  смежных предметов регулирования?

      11.Что лежит  в основе возникновения, изменения  и прекращения земельных правоотношений?

      12.Что представляют  собой юридические факты?

      13.Какие  изменения претерпели основания  возникновения, изменения и прекращения  земельных правоотношений в процессе  земельной реформы в России?

      14.В чем  заключается динамичный характер  земельных правоотношений?

      15.Назовите  примеры оснований прекращения  земельных правоотношений.

      16.Что выступает  общим объектом земельных отношений?

      17.Что выступает  объектом управленческих земельных  правоотношений в сфере осуществления  государственного земельного контроля, ведения земельного мониторинга,  земельного кадастра, учета и  регистрации?

      18.Что выступает  объектом правоотношений, складывающихся  по поводу муниципальной собственности?

      19.Какие  виды объектов земельных правоотношений  можно выделить, исходя из целевого  назначения земель?

      20.Какое  значение имеет деление земель  на категории по их целевому  назначению?

      21.Что понимается  под целевым назначением?

      22.В каком  документе целевое назначение  и категории земель?

      23. На какие  категории подразделяются земли  в РФ по их целевому назначению?

      24.Является  ли перечень земель по категориям, содержащийся в Земельном кодексе  РФ, исчерпывающим?

      25.Какие  изменения внес Земельный кодекс  в РФ в категоризацию земель  в РФ по сравнению с Земельным  кодексом РСФСР?

      26.В чем  заключается смысл отнесения  земель к определенной категории?

      27.Какие  критерии лежат в основе отнесения  земель к той или иной категории?

      28.В чью  компетенцию входит отнесение  земель к определенной категории  и их перевод из одной категории  в другую?

      29.Имеется  ли в России единый федеральный  закон, которым определяется порядок  отнесения и перевода земель  из одной категории в другую?

      30.Приведите  примеры подзаконных актов, которыми  в настоящее время регулируется  вопрос об отнесении земель  к определенной категории и  об их переводе из одной  категории в другую.

Информация о работе Земельные правоотношения