Земельные правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:19, реферат

Описание работы

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Одно из отличительных особенностей земельных правоотношений является то, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, могут выступать в них в двух качествах. Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории.

Работа содержит 1 файл

Тема 3.docx

— 49.49 Кб (Скачать)

      4. Субъекты  земельных правоотношений. Граждане  Российской Федерации, лица без  гражданства, иностранные граждане, юридические лица как субъекты  земельных правоотношений. Участие  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований в отношениях, регулируемых  земельным законодательством.

      4.1 Субъекты  земельных правоотношений.

      Земельные  правоотношения возникают между  государством, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами - субъектами  этих отношений. следовательно,  субъектами - это носители прав  и обязанностей в земельных  отношениях. Провозглашенное Конституцией  РФ разнообразие форм и видов  собственности, естественно, обусловило (предопределило) расширение круга  субъектов земельных правоотношений. Если в условиях исключительной  государственной собственности  на землю единственным субъектом  права собственности могло выступать  советское государство, то в  нынешний период этим правом  наделены 89 субъектов Российской  Федерации. Еще более разнообразным  и многочисленным по своему  составу выглядит круг субъектов  права муниципальной собственности.  Утверждение частной собственности  породило десятки миллионов носителей  прав и обязанностей по владению, пользованию и распоряжению частной  собственности.

      Не уступает  в разнообразии видов субъектов  и управленческие земельные правоотношения. На федеральном уровне такими  субъектами, например, выступают федеральные  государственные органы общей  компетенции (Правительство РФ), специальные органы управления  в области охраны окружающей  среды и земельными ресурсами  (Минприрода РФ, Федеральная служба  лесного хозяйства и др.). отдельно  можно дать перечень ведомственно-отраслевых  органов управления (Министерство  путей сообщения РФ, Министерство  обороны РФ и др.). на региональном  уровне субъектами управленческих  земельных правоотношений выступают  исполнительные органы государственной  власти, территориальные органы  управления земельными ресурсами  и др. на муниципальном уровне - органы местного самоуправления  района, города, поселка, села и  других административных образований.

      Наибольший  удельный вес в системе субъектов  занимают участники правоотношений  в сфере землепользования, поскольку  оно наряду с титулами права  собственности может осуществляться  на праве пожизненного наследуемого  владения, постоянного (бессрочного)  пользования, аренды, сервитута,  безвозмездного срочного пользования.

      Характерной  особенностью охранительных отношений  является то обстоятельство, что  наряду с исполнительными органами  государственной власти, судебными  органами субъектами этих правоотношений  выступают правоохранительные специальные  органы или должностные лица.

      Круг субъектов  земельных правоотношений законодатель  определяет в ст.5 Земельного кодекса.  Для того чтобы быть субъектом  земельных правоотношений, граждане  должны обладать земельной правосубъектностью, которая раскрывается в двух  применяемых законодательством  понятиях: правоспособности и дееспособности. Если содержание земельной правоспособности  гражданина составляют определенные  земельные права и юридические  обязанности, которые он может  иметь в силу норм земельного  права, то содержание земельной  дееспособности характеризуется  способностью гражданина приобретать  эти права.

      Таким образом,  состав субъектов правоотношений  предопределяется видами и целями  землепользования, а иногда видами  служебной или производственной  деятельности. Например, субъектами  сельскохозяйственного землепользования  выступают крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные  коммерческие и некоммерческие  организации, предприятия, садоводческие,  огороднические, дачные товарищества, потребительские кооперативы, коммерческие  партнерства, акционерные общества, унитарные государственные предприятия,  отдельные граждане РФ, апатриды, иностранные юридические лица  и граждане. К числу субъектов  земельных правоотношений относятся  многочисленные должностные лица  лесного хозяйства, водного хозяйства,  охотничьего хозяйства, железнодорожного  транспорта, имеющие служебные земельные  наделы.

      Новый Земельный  кодекс РФ устанавливает не  только круг участников земельных  отношений, но и обозначающие  их термины. Согласно ч.2 ст.5 для  целей Земельного кодекса используются  следующие понятия и определения:

собственники земельных  участков - лица, являющиеся собственниками участков;

землепользователи - лица, владеющие  и пользующиеся земельными участками  на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения;

землевладельцы - лица, владеющие  и пользующиеся земельными участками  на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных  участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного  пользования чужими земельными участками (сервитут).

 

4.2. Граждане Российской  Федерации, лица без гражданства,  иностранные граждане, юридические  лица как субъекты земельных  правоотношений.

      Статья 3 ФЗ "О гражданстве" 2002г. дает  следующее определение гражданства  Российской Федерации: "устойчивая  правовая связь лица с Российской  Федерацией, выражающаяся в совокупности  их взаимных прав и обязанностей". Термин "граждане" используется  в Земельном кодексе в общеупотребительном  значении. В зависимости от контекста  речь может идти о правах  и свободах человека и гражданина  или о гражданах (физических  лицах) как субъектах вещных  и иных прав на землю.

      При этом  ФЗ "О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации" 2002г. определяет в ст.2 иностранного  гражданина как "физическое  лицо, не являющееся гражданином  Российской Федерации и имеющее  доказательства гражданства (подданства) иностранного государства".

      Лицом без  гражданства, по смыслу того  же закона, признается "физическое  лицо, не являющееся гражданином  Российской Федерации и не  имеющее доказательств наличия  гражданства иностранного государства".

      К иностранным  гражданам и лицам без гражданства  фактически применяется (без воспроизведения  в тексте Земельного кодекса)  норма ч.3 ст.62 Конституции РФ, в  соответствии с которой, иностранные  граждане и лица без гражданства  пользуются в РФ правами и  несут обязанности наравне с  гражданами РФ, кроме случаев,  установленных федеральным законом  или международным договором.

      Права иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц  на приобретение в собственность  земельных участков в Земельном  кодексе определяются в ст.15, 22, 28, 30, 35, 36. При этом российское  законодательство (ст.48 ГК РФ) понимает  под юридическим лицом организацию,  которая имеет в собственности,  хозяйственном управлении обособленное  имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может своим имени приобретать  и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права,  нести обязанности, быть истцом  и ответчиком в суде, иметь  самостоятельный баланс или смету.

      Развивая  положение Земельного кодекса  (п.3 ст.15) о том, что иностранные  граждане, лица без гражданства  и иностранные юридические лица  не могут обладать на праве  собственности земельными участками,  находящимися на приграничных  территориях, перечень которых  устанавливается Президентом Российской  Федерации в соответствии с  федеральным законодательством  о Государственной границе Российской  Федерации, и на иных установленных  особо территориях Российской  Федерации в соответствии с  федеральными законами, "Закон  об обороте земель сельскохозяйственного  назначения" устанавливает, что  иностранные граждане, иностранные  юридические лица, лица без гражданства,  а также юридические лица, в  уставном (складочном) капитале которых  доля иностранных граждан, иностранных  юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст.3).

      Пункт 5 ст.28 устанавливает, что иностранным  гражданам, лицам без гражданства  и иностранным юридическим лицам  в соответствии с данной статьей  земельные участки предоставляются  в собственность только за  плату, размер которой устанавливается  Земельным кодексом.

      Пункт 12 ст.30 предусматривает, что иностранным  гражданам, лицам без гражданства  и иностранным юридическим лицам  земельные участки для строительства  могут предоставляться в порядке,  установленном этой статьей, в  соответствии с п.2 ст.5, п.3 ст.15, п.1 ст.22 и п.4 и 5 ст.28 Земельного кодекса.

      Согласно  п.5 ст.35 иностранные граждане, лица  без гражданства и иностранные  юридические лица - собственники  зданий, строений, сооружений, находящихся  на чужом земельном участке,  имеют преимущественное право  покупки или аренды земельного  участка в порядке, установленном  данной статьей, и в соответствии  с п.2 ст.5., п.3 ст.15, п.1 ст.22 и п.4 и  5 ст.28 Земельного кодекса. Президент  РФ может установить перечень  видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не  распространяется.

      Наконец,  в соответствии с п.9 ст.36 иностранные  граждане, лица без гражданства  и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений  имеют право на приобретение  земельных участков в собственность  в порядке, установленном данной  статьей, и в соответствии с  п.2 ст.5, п.3 ст.15 и п.4 и 5 ст.28 Земельного  кодекса.

      Длительное  время земельно-правовой статус  иностранных граждан, лиц без  гражданства и иностранных юридических  лиц практически не был определен  в земельном законодательстве  России. Ранее, в начале реформ, было установлено положение, согласно  которому перечисленные лица  в России могли лишь арендовать  земельные участки. Из этого  же до недавнего времени исходило  и законодательство определенного  числа субъектов Российской Федерации.  Хотя по этому поводу было  указано, что закрепление данных  положений на уровне субъекта  Федерации противоречит ст.62 Конституции  РФ.

      Земельный  кодекс РСФСР не предусматривал  права собственности и права  пожизненного наследуемого владения  иностранных граждан. Нормы ст.7 ЗК РСФСР, закрепившие порядок,  согласно которому иностранные  граждане могут выступать лишь  арендаторами земельных участков, официально утратили юридическую  силу 24 декабря 1993г. Необходимые  условия для реализации инвестиционного  потенциала земли и развития  регулируемого оборота земель  заложил Указ Президента РФ  от 14 июня 1992г. №631, установивший  порядок продажи земельных участков  при приватизации государственных  и муниципальных предприятий,  а также участков, предоставленных  гражданам и их объединениям  для предпринимательской деятельности. Нормы п. 3 данного Указа признавали  любых юридических и физических  лиц, включая иностранных, покупателями  земельных участков.

      Закон "О  крестьянском (фермерском) хозяйстве"  предоставлял право на создание  крестьянского хозяйства и на  получение земельного участка  для этих целей только гражданину  РСФСР, достигшему 18-летнеговозраста,  имеющему опыт работы в сельском  хозяйстве и сельскохозяйственную  квалификацию либо прошедшему  специальную подготовку. Аналогичные  ограничения прав иностранных  граждан содержались в Законе "О сельскохозяйственной кооперации", который предусматривал, что членами производственного кооператива могут быть граждане РФ, достигшие 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности.

      Сравнительный  анализ приведенных законов с  актами земельного законодательства  России начала ХХI века позволяет  заключить, что в настоящее  время государственная земельная  политика изменилась в сторону  существенного расширения прав  иностранных граждан и лиц  без гражданства.

      Особое правовое  положение среди иностранных  граждан имеют граждане Республики  Беларусь. В соответствии с Договором  от 8 декабря 1999г. "О создании  Союзного государства", заключенным  между Российской Федерацией  и Республикой Беларусь, в Союзном  государстве признаются и защищаются  равным образом все формы собственности,  признаваемые на территориях  государств-участников, обеспечиваются  равные права граждан на приобретение, владения, пользование и распоряжение  имуществом. В Союзном государстве  принимаются необходимые законодательные  и иные меры по обеспечению  равных прав, обязанностей и гарантий  субъектам хозяйствования любых  организационно-правовых форм, а  также гражданам, обладающим статусом  предпринимателя, в соответствии  с законодательством государств-участников (ст.8).

      4.3 Участие  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований в отношениях, регулируемых  земельным законодательством.

      Наряду с  гражданами и юридическими лицами  возможными субъектами земельных  правоотношений являются также  Российская Федерация, субъекты  Российской Федерации, муниципальные  образования. Этому посвящены  нормы п.1 ст.5 Земельного кодекса,  в которых развиваются положения,  содержащиеся в ст.124 ГК об участии  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований в отношениях, регулируемых  гражданским законодательством.  При этом имеются в виду  земельные отношения, субъектом  которых является Российская  Федерация. В качестве субъектов  земельных отношений выделяются  также субъекты РФ: республики, края, области, города федерального  значения, автономная область, автономные  округа. Поскольку земельное законодательство  регулирует отношения в области  государственного управления земель. Субъектами земельных отношений  помимо указанных в п.1 ст.5 являются  также государственной органы  исполнительные власти.

Информация о работе Земельные правоотношения