Землеустроительное проэктирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

В процессе использования земли между людьми возникают определенные земельные отношения.

Земельные отношения представляют собой общественные отношения людей, связанные с владением и пользованием землей; они являются составной частью производственных отношений и относятся к экономическому базису общества. Основа земельных отношений любого общества — собственность на землю.

Система общественного и государственного устройства, характеризующаяся определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией общества по их регулированию, определяет земельный строй общества.

Содержание

Содержание:

1. Земля как объект социально-экономических интересов.
2. Характеристика состояния и использование земельного фонда России.
3. Принципы землеустроительного проектирования.
4. Особенности землеустройства при передаче земли в аренду.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по зем.docx

— 40.66 Кб (Скачать)

Контрольная по зем. проэкту. 
 

Содержание: 

1. Земля как объект  социально-экономических интересов.

2. Характеристика  состояния и использование земельного  фонда России.

3. Принципы землеустроительного  проектирования.

4. Особенности землеустройства  при передаче земли в аренду.

 

Земля как объект социально-экономических  интересов 

В процессе использования  земли между людьми возникают  определенные земельные отношения.

Земельные отношения представляют собой общественные отношения людей, связанные с владением и пользованием землей; они являются составной частью производственных отношений и относятся к экономическому базису общества. Основа земельных отношений любого общества — собственность на землю.

Система общественного  и государственного устройства, характеризующаяся определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией общества по их регулированию, определяет земельный строй общества.

Цель землеустроительных органов — обеспечивать ясность  и порядок в использовании  земель, охранять и закреплять право  собственности на землю, облегчать  переход права собственности  от одного лица (учреждения, организации) к другому, при необходимости облагать землю налогом, изымать дифференциальную земельную ренту, организовывать хозяйственно целесообразное использование земли. Поэтому на эти органы возлагают учет, экономическую оценка предоставление и изъятие земель, разрешение земельных споров, организацию территории, планирование и контроль за использованием земель и осуществление земельного законодательства.  Основная задача землеустроительных органов — организация и проведение землеустройства, то есть системы мероприятий по организации такого использования земель, которое соответствует интересам государства и прежде всего тех социальных групп, которые находятся у власти.

Государственный характер землеустройства определяет и соответствующий землеустроительный процесс, то есть землеустроительное делопроизводство, которое имеет юридическую, техническую и экономическую стороны.

Юридическая сторона  землеустроительного процесса определяет порядок возбуждения, исполнения, утверждения и движения землеустроительного дела; техническая ~ порядок составления, оформления, выдачи и содержание документов; экономическая — организацию и технологию землеустроительных работ, их финансирование, стоимость и т. д.

Вместе с тем  понятие «землеустройство» не следует  связывать исключительно с государством. Это объясняется рядом причин.

Во-первых, какова бы ни была степень активности государства в области управления земельным фондом и осуществления земельной политики, землепользование (землевладение) самоорганизуется, в нем происходят различные внутренние процессы, обусловленные развитием производительных сил и производственных отношений.

Во-вторых, наряду с осуществлением решений государственных органов в области землеустройства у землепользователей возникают различные экономические интересы, связанные со сведением земель в крупные компактные массивы удобной конфигурации, с трансформацией и улучшением угодий в целях повышения эффективности хозяйства и учета конъюнктуры рынка.

В-третьих, землеустройство  проявляется в определенных формах организации территории, соответствующих данному уровню развития производства.

На взаимосвязь  организации производства и территории, последовательного развития хозяйства и реорганизации его земель обращали внимание ряд ученых.

Согласно их определению можно дать следующее  объяснение понятию «землеустройство»  — это социально-экономический процесс целенаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей, происходящий под воздействием развития и совершенствования производительных сил и производственных отношений общества.

Приведенная формулировка характеризуется следующими основными преимуществами.

Во-первых, она  применима к различным общественно-экономическим  формациям.

Во-вторых, отмечается объективный характер землеустройства, проявляющийся в изменении форм организации использования земли (территории) под влиянием объективно действующих экономических законов.

В-третьих, предполагается, что землеустройство осуществляют в интересах государства и его могут проводить государственные органы.

В процессе землеустройства  изменяются в первую очередь территориальные свойства земли (состав и площади угодий, размещение угодий и севооборотов, границы, форма, конфигурация земельных массивов и т. д.). Такое изменение нельзя рассматривать вне процессов хозяйственной деятельности, поэтому при землеустройстве обязательно решают две важнейшие задачи:

  • приспособление территории к производству (отвод земель для соответствующих нужд, установление состава и площадей угодий, формирование земельных массивов, размещение границ и т. д.);
  • приспособление производства к территории (установление специализации, структуры посевов с учетом качества земель, проектирование различных севооборотов и т. п.).

Организация территории затрагивает различные объекты. При технической организации  таковым является земля как главное  средство производства, при экономической  организации — землевладение  или  землепользование,  социальной  организации — землевладелец (землепользователь). Землеустройство в отличие от мелиорации имеет не только техническую, но также экономическую и юридическую стороны. Соответственно при землеустройстве не только наводят порядок в существующем использовании земель (ликвидация меж, клиньев, введение севооборотов, проектирование рабочих участков), но и устанавливают наилучшие способы развития хозяйства (мелиорация, производственное строительство, размещение дорог и т. д.). Во избежание ошибок все перечисленные задачи решают при непосредственном участии землеустроительных органов или по согласованию с ними. Это же касается и территориального планирования производства. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Характеристика  состояния и использование  земельного фонда  России 
 

Земля, находящаяся в пределах внешних  границ России, составляет ее земельный фонд. Земельный фонд России составляет 1709,8 млн га, протяженность территории с запада на восток 9,5 тыс. км, с севера на юг 4,5 тыс. км. На одного человека приходится 11 га общей земельной площади (данные на I января 1996 г.).

Земельным законодательством нашей страны установлено разделение всех земель на определенные категории.

Категория земель — это часть земельного фонда, выделенная по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим пользования и охраны. 

1. Распределение земель Российской Федерации по категориям

    Категория земель
1992 г. 1995 г. 1998 г.
млн .га % млн .га % млн .га %
Земли сельскохозяйственных предприятии 620,3 36,3 656,7 38,4 662,2 38,7
Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых, сельских администрации 36,2 2,1 38,7 2,3 38,6 2,3
Земли промышленности, транспорта

и иного несельскохозяйственного  назначения

18,2 1,1 17,6 1,1 18,3 1,1
Земли природоохранного назначения 20,7 1,2 28,9 1,7 32,5 1,9
Земли лесного фонда 878,3 51,4 843,8 49,3 828,4 48,4
Земли водного фонда                   18,1 1,0 19,4 1,1 19,4 1,1
Земли запаса 117,8 6,9 104,7 6,1 110,4 6,5
Итого 1709,6 100 1709,8 100 1709,8 100

 
Распределение земель по категориям постоянно  меняется в связи с необходимостью развития отдельных отраслей народного  хозяйства (промышленности, транспорта, энергетики и др.), требованиями охраны природы.

Категории земель и последующие изменения  их площади формируются в результате создания новых или реорганизации  существующих землевладений и землепользовании.

Основа  перераспределения земель между  категориями — проекты межхозяйственного землеустройства, утверждаемые и реализуемые в установленном законом порядке.

Земельный фонд страны также подразделяют на отдельные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, леса, болота и др.).

Земельные угодья — это участки земли, систематически используемые для определенных производственных и других целей, имеющие характерные природные различия или вновь приобретенные свойства.

Земельные угодья
Ктегории зел»ель Общая площадь Сельскохозяйственные угодья В том числе Лесные площади Древесно-кустарнниковая растительность Болота Под водой Под постройками, дорогами,

улицами и т. п.

Нарушенные

земли

Земли сельскохозяйственных предприятий, организаций  и граждан  
670085,5
 
184132,6
 
120039,4
 
128710,5*
 
13153,7
 
13828,2
 
19380,7
 
3486
 
300,2
Земли, находящиеся в ведении

городских, поселковых и сельских

администраций

 
 
38171,9
 
 
24890,4
 
 
6240,4
 
 
3758,6
 
 
1146,8
 
 
1238,8
 
 
790,5
 
 
4093,5
 
 
105
Земли промышленности, транспорта и иного

несельскохозяйст-

венного назначения

 
 
18244,1
 
 
1161,7
 
 
171,3
 
 
3349,9*
 
 
419,6
 
 
337,4
 
 
835,9
 
 
3026
 
 
573,5
Земли природоохранного назначения  
29759,1
 
386,3
 
13,9
 
14179,1*
 
492,7
 
1889,8
 
1507,5
 
66,7
 
1,2
Земли лесного фонда 825582,0 3787,1 178,1 608342,8* 78268,9 12868,5 1703,6 124,7
Земли водного фонда 19390,7 24,1 0,8 18,4 15,1 738 18496,4 18,3 3,4
Земли запаса 108527,4 7216,7 2229,6 9439,6* 3008,1 11861,5 18148,4 95,7 71,6
Итого 1709760,7 221598,9 128873,5 767798,9* 18236 108162,6 72027,9 12489,8 1179,6
* Включая парки, бульвары, скверы.

Наиболее  характерными для России являются бореальные (таежные и лесолуговые) типы ландшафтов. Они занимают 1076,3 млн га (63 % территории). Субарктические тундровые и лесотундровые ландшафты занимают 15 %. Большие площади составляют суббореально-южные, полупустынные, пустынные аридные и экстрааридные ландшафты. То есть большая часть территории России непригодна для земледелия или находится в зоне рискованного земледелия'.

Земли России характеризуются также низким качественным состоянием. Так, из 186,6 млн га сельскохозяйственных угодий, находящихся у сельскохозяйственных предприятий, около 60 млн га подвержено эрозии, 40 млн га представлено засоленными и солонцовыми комплексами, 26 млн га переувлажнено и заболочено, 73 млн га земель кислые, 12 млн га засорено камнями, 7 млн га заросло кустарником и мелколесьем, около 5 млн га загрязнено радионуклидами, во многих регионах России прогрессирует опустынивание.

Одна  из наиболее острых проблем в Российской Федерации — продолжающееся сокращение площадей сельскохозяйственных угодий. Только за период 1981 — 1994 гг. площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась на 8,2 млн га. 

На 1 января 1998 г. в стране имелось более 5,2 млн га орошаемых и 7,5 млн га осушенных сельскохозяйственных угодий.

Анализируя  состояние и использование земель в Российской Федерации, можно сделать  следующие основные выводы.

1.   Низкая сельскохозяйственная освоенность территории и естественная продуктивность земель в России определяют необходимость проведения большого объема культуртехнических работ и мелиорации. Поэтому задача сельскохозяйственного освоения, мелиорации и организации рационального использования земли в России является определяющей в повышении эффективности землепользования.

2.   Сокращение площадей сельскохозяйственных угодий и пашни, происходящее за счет отводов для несельскохозяйственных целей, требует экономической и правовой защиты этих земель, разработки при землеустройстве системы мер по введению в оборот новых продуктивных земель взамен изымаемых или повышению плодородия почв и мелиорации используемых угодий.

3.   Зарастание земель кустарником и мелколесьем, развитие эрозии почв и ухудшение качественного состояния земель обусловливают необходимость усиления государственного контроля за количественными и качественными изменениями земель, находящихся у землевладельцев и землепользователей, разработки и осуществления мер экономического воздействия при нерациональном использовании земельного фонда вплоть до его полного изъятия и, наоборот, экономического стимулирования рационального природопользования.

Информация о работе Землеустроительное проэктирование