Землеустройство как объективное социально-экономическое явление. Основные закономерности развития землеустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Землеустройство проводится по решениям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, по инициативе Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов РФ, административных районов и городов или по ходатайству заинтересованных собственников и пользователей земли, а также граждан и юридических лиц, претендующих на получение земельного участка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Понятие землеустройства и его сущности…………………………………………..5

2. Землеустройство – социально-экономическое явление…………………………….7

3. Основные задачи землеустройства на современном этапе…………………………9

4. Основные закономерности развития землеустройства……………………………11

Заключение……………………………………………………...………………………18

Список литературы……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

ТОЗ реферат.doc

— 88.00 Кб (Скачать)
 
 

План.

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Понятие  землеустройства и его сущности…………………………………………..5

2. Землеустройство – социально-экономическое явление…………………………….7

3. Основные задачи землеустройства на современном этапе…………………………9

4. Основные закономерности развития землеустройства……………………………11

Заключение……………………………………………………...………………………18

Список  литературы……………………………………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       Одним из основных механизмов осуществления  земельной политики государства  и регулирования земельных отношений является землеустройство. Система землеустройства является главным звеном, обеспечивающим повышение экономической эффективности использования составных частей земельно-имущественного комплекса страны, ведения государственного кадастра недвижимости, управления земельными ресурсами государства, осуществления полноценного земельного контроля. В любой стране эффективность земельной политики определяется уровнем государственного регулирования проведения землеустройства.

       Отечественный и зарубежный опыт показывает, что только на основе землеустроительной документации, в комплексе увязывающей правовые, экономические, социальные, экологические, технологические и технические вопросы создания и совершенствования землепользования, возможно обеспечить повышение эффективности проводимых земельных преобразований, законодательное оформление и обеспечение гарантий прав земельной собственности, что является основным условием развития рыночной экономики. (1)

       Землеустроительная  деятельность осуществляется на всех землях независимо от их целевого назначения и форм собственности через научно-обоснованную, гласно обсужденную и в установленном порядке утвержденную землеустроительную документацию - прогнозы, программы, схемы и проекты, материалы обследований изысканий.

       Режим и целевое использование земель, организация территории, комплекс мер  по поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель являются обязательными  для собственников и пользователей  земли, а также органов государственной  власти и управления.Внесение изменений в землеустроительную документацию допускается лишь с разрешения утвердившего ее органа. 

       Землеустройство проводится по решениям органов государственной  власти и управления, местного самоуправления, по инициативе Комитета РФ по земельным  ресурсам и землеустройству, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов РФ, административных районов и городов или по ходатайству заинтересованных собственников и пользователей земли, а также граждан и юридических лиц, претендующих на получение земельного участка. (2)

       Землеустроительная  деятельность регулируется Конституцией РФ, земельным законодательством  РФ, законодательными и правовыми  актами субъектов РФ, а также нормативными актами, определяющими содержание, порядок разработки, утверждения  и реализации землеустроительной документацию. (3) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Термин  «землеустройства» появился в русском  лексиконе в 1906 г. (4) До этого работы, связанные с распределением земель, называли межеванием, под которым понимался процесс, установленный законом и направленный на разграничение земельной собственности. (5) Межевание определялось также как деятельность государственных органов по юридическому оформлению земель и не относилось к поземельно-устроительным мерам. (6)

       В отличие от межевания, землеустройство в это время понималось шире и преследовало не только цели правового оформления границ земельных собственников, но и приспособления земли и наивыгоднейшему хозяйственному использованию, т.е. «экономического устройства землевладения». (5)

         В дальнейшем между терминами «межевание» и «землеустройство» грани стерлись и под землеустройством стали понимать все вышеперечисленные действия.

       Однако  понятие землеустройства трактовалось по-разному. Первое время доминировали административно-правовое, технико-экономическое и организационно-хозяйственное понимание его сущности, задач и содержания.

       Административно-правовое содержание землеустройства было заложено в трудах профессоров О.А. Хауке, Н.П. Рудина, Б.С. Мартынова. Понятие землеустройства включало в себя правовое содержание и определялось как основанная на установленных в законе началах деятельность государственной власти, направленная на преобразование существующих земельных прав отдельных владельцев с целью создания самостоятельных подземельных владений. (7) При этом землеустройство связывалось с преобразованием имеющихся земельных отношений. (8)

         Технико-экономической позиции придерживались профессора Ф.Г. Некрасов, К.Н. Сазонов, В.И. Киркор, А.А. Ржаницын. Они считали, что в основе землеустройства лежат технические действия по приспособлению земельных площадей (размеров, конфигурации, размещения) к социально-производственным целям и задачам.

       Профессор Ф.Г. Некрасов писал, что «землеустройством надлежит называть лишь такую социальную организацию землепользования (территории), которая сопровождается технической реорганизацией площади в пространственном отношении». (4)

       Организационно-хозяйственную  точку зрения на содержание землеустройства  выдвинул профессор И.Е. Герман. Он определил землеустройство как «переделку имений по форме и содержанию в состояние наиболее удобное и выгодное в целях сельского хозяйства…». (9)

         Данную точку зрения развивали  затем многие ученые: И.В. Мозжухин, Н.П. Огановский, В.В. Редькин и др.

       Если  обобщить теоретические доводы, высказанные  данными учеными по поводу различного понимания землеустройства, а также учесть исследования в этом направлении, (10) то можно сделать следующие выводы:

       1. Появление различных теорий землеустройства было обусловлено многообразным содержанием и видами землеустроительных работ, включающих в себя юридические, технические, социально-экономические действия, и их абсолютизацией, а также недостаточным уровнем развития землеустроительной науки и практики.

       2. Говоря о различных сторонах землеустройства, следует иметь в виду, что оно влияет на все стороны общественного производства. Поэтому, признавая административно-правовое значение землеустройства, необходимо иметь в виду также, что юридические, правовые нормы, по сути дела, выражают определенные производственные отношения, соответствующие экономическому строю общества. По этому поводу К. Маркс писал: «Как политическое, так и юридическое законодательство всего только выражает, протоколирует требования экономических отношений». (11)

       3. Аналогичным образом нельзя абсолютизировать технико-экономическую и организационно-хозяйственную стороны землеустройства. Это может повлечь за собой отрицание народнохозяйственной значимости землеустройства, его классового характера, необоснованно сократить границы применения, снизить социально-экономическую роль. (12) 
 
 

       С точки зрения развития общества и производства землеустройство представляет собой социально-экономическое явление, имеет социально-экономическую природу, содержание и экономическую сущность. В этой же связи землеустройство может являться предметом исследования. Землеустроительная наука при этом относится к системе экономических наук и изучает действие системы экономических законов, формы их проявления в процессе использования земли и вскрывает на этой основе закономерности организации территории в общественном производстве и его составных частях.

             Сформулируем понятие землеустройства как социально-экономического явления. При этом будем иметь в виду следующее. В буквальном смысле слово землеустройство представляет собой наведение определенного порядка в распределении и использовании земли, которое проявляется через соответствующую организацию территории и средств производства, неразрывно связанных с землей.

       Известно  также, что под процессом вообще понимается ход, развитие явления, последовательная смена состояний чего-либо.

      В этой связи землеустройство –  это социально-экономический процесс  целенаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей, происходящий под воздействием развития и совершенствования производительных сил и производственных отношений общества.

       Данное  определение землеустройства обладает следующими основными преимуществами:

         Во-первых, оно применимо к различным общественно-экономическим формациям.

         Во-вторых, землеустройство носит объективный характер, проявляющийся в последовательном изменении различных форм организации использования земли (территории) под влиянием объективно действующих экономических законов общества.

         В-третьих, данное определение предполагает, что землеустройство осуществляется в интересах господствующего класса и может проводиться государственными органами.

         В-четвертых, диалектически изменяющаяся организация территории представляет собой своеобразную форму движения материи, подчиняющуюся определенным законам и закономерностям, которые вскрываются в ходе научного познания. (13)

       Экономическая  сущность землеустройства заключается в наиболее полном соответствии форм и элементов организации территории (площади, размещение, конфигурация, структура земельных участков, их границы) потребностям и формам организации и повышения эффективности общественного производства, технологии выполнения производственных процессов на земле и задачами её рационального использования.

       Общая цель землеустройства - получение определённого экономического результата. Для этого организация территории должна быть в максимальной степени подчинена настоящим и будущим потребностям производства, а так как любое производство направлено в той или иной степени на решение социальных вопросов, следовательно, это ещё раз подтверждает то, что землеустройство также носит социальный характер.  
 
 
 
 

       Основные  задачи землеустройства  на современном этапе.

       1)реализация  земельной политики государства  путем экономически и экологически  обоснованного распределения земель по формам собственности и субъектам права на  землю, создание социальных фондов земель, формирования рациональной системы землепользования, обеспечение социальной справедливости преобразований и гарантией конституционных прав на землю;

       2)осуществление перспективного распределению земель по организации рационального использования всех категорий земель.

       3)проектирование  и закрепление границ муниципальных  и других административно-территориальных  образований, закрепление на местности  черты городов и других поселений;

       4)образование  новых и упорядочение существующих  земельных участков, оформление  планов их границ и закрепление  границ земельных участков на  местности;

       5)подготовка  землеустроительной документации, необходимой для принятия органами  государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами, а также для осуществления оборота земель и государственной регистрации прав на землю;

       6)получение  информации о количественном  и качественном состоянии земель, об их использовании и оценке  качества, необходимой для разработки землеустроительной документации, ведения государственного земельного и иных кадастров, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель.

       7)разработка  мероприятий по сохранению и   улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению и  плодородия почв;

       8) рекультивация нарушенных земель, землевание малопродуктивных угодий, защита земель от эрозии, опустынивания,  подтопления и предотвращение других негативных явлений в состоянии земель;

Информация о работе Землеустройство как объективное социально-экономическое явление. Основные закономерности развития землеустройства