Землеустройство как объективное социально-экономическое явление. Основные закономерности развития землеустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Землеустройство проводится по решениям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, по инициативе Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов РФ, административных районов и городов или по ходатайству заинтересованных собственников и пользователей земли, а также граждан и юридических лиц, претендующих на получение земельного участка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Понятие землеустройства и его сущности…………………………………………..5

2. Землеустройство – социально-экономическое явление…………………………….7

3. Основные задачи землеустройства на современном этапе…………………………9

4. Основные закономерности развития землеустройства……………………………11

Заключение……………………………………………………...………………………18

Список литературы……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

ТОЗ реферат.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

       9)проведение  внутрихозяйственной организации  территорий землепользований с  созданием пространственных условий,  обеспечивающих рациональное функционирование  объекта землеустройства. 

       Так как землеустройство, по своей сути, является экономическим мероприятием. Оно всегда направлено на  организацию использования средств производства и проводится в конкретной экономической ситуации, обусловленной экономическими законами. При его осуществлении учитываются многие факторы экономического порядка: перспективы экономического развития, валовая и товарная продукция, организационно-хозяйственная структура сельскохозяйственных предприятий, трудовые ресурсы, структура земельных угодий, посевных площадей, обеспеченность производственными фондами, энерговооружённость, специализация, производительность труда, себестоимость продукции, экономическая оценка земель.

       Учёт  экономических условий при землеустройстве  производится двояко. С одной стороны, происходит приспособление территории к нуждам производства путём предоставления земель, установления целесообразного состава, площадей и размещения угодий, мелиорации земель, приближения грузоёмких и трудоёмких культур к хозяйственным центрам, улучшения конфигурации земельных массивов, ликвидации мелкоконтурности. С другой стороны, осуществляется  приспособление сельскохозяйственного производства к территории с учётом её конкретных особенностей. В результате приводится в порядок существующее использование земель, осуществляется их рациональное использование, которое способствует эффективному ведению сельскохозяйственного производства. (14) 

       Основные  закономерности развития землеустройства.

       Содержание  современного землеустройства складывается на основе закономерностей. Как социально-экономическое явление землеустройство возникло в глубокой древности и развивается по мере развития земельных отношений. Земельные отношения также формируются не изолированно, а являются составной частью производственных отношений.

       Производственные  отношения охватывают все стороны жизни и деятельности человеческого общества.

       Поскольку всякое производство есть общественное производство, то люди, участвующие в процессе труда, вступают в производственные отношения.

       Средства  производства и люди, приводящие в движение эти средства, составляют производительные силы общества. Производительные силы создаются человеком в процессе его исторического развития и являются продуктом всей предшествующей деятельности. Определяющим элементом производительных сил служат орудия труда — машины, инструменты, оборудование и, конечно, земля как всеобщее средство производства и пространственный операционный базис.

       Производительные  силы и производственные отношения в их противоречивом единстве составляют способ производства. Способ производства определяет общий уровень развития человеческого общества и характеризует использование всех ресурсов: природных, земельных, трудовых, материально-технических и т. д. Землеустройство как социально-экономическое явление в полной мере зависит от сложившегося способа производства, поскольку оно является одновременно элементом и производительных сил, и производственных отношений.

       В качестве элемента производительных сил  землеустройство проявляется в том, что способствует улучшению использования земли, накоплению ее производительного потенциала. Организация территории, формирование землевладений и землепользовании есть важнейшая составляющая размещения производительных сил и территориальной организации производства.

       Землеустройство так же заметно влияет на размещение средств производства, неразрывно связанных с землей: мелиоративных и водохозяйственных систем, дорожной сети, зданий и сооружений, противоэрозионных и других элементов организации территории.

       Одновременно  землеустройство является элементом  производственных отношений, так как  в ходе организации использования земли (как природного ресурса) воспроизводятся условия существования человека и всякого производства. Реализация производственных отношений неосуществима без землеустройства, поскольку строительство любых предприятий требует выделения конкретных земельных участков.

       В системе земельных отношений  роль землеустройства еще более значима. Посредством землеустройства (как мы рассматривали выше) реализуются права на земельные участки, организуются землевладения и землепользования, устанавливаются границы земельных участков и осуществляются другие мероприятия. Таким образом, землеустройство является одновременно элементом производительных сил и элементом производственных отношений, а в итоге составной частью общественного способа производства. В этом заключается первая закономерность землеустройства.  

       Вторая  закономерность заключается в том, что землеустройство имеет государственный характер. На первый взгляд, это противоречит представлениям о землеустройстве как социально-экономическом явлении. На самом деле противоречия нет, если исходить из того, что государство концентрирует и выражает общественные интересы, объективные закономерности. Территория государства суверенна, поэтому оно заинтересовано в регулировании земельных отношений, организации использования всей земли, независимо от видов и форм собственности. Землеустройство нацеливается государством на укрепление и развитие новых, современных форм землевладения и землепользования, улучшения территориальной организации народного хозяйства, прежде всего в агропромышленном комплексе.

       Государство посредством землеустроительных мероприятий охраняет землю, устанавливает рациональные формы использования земли, распределяет ее по функциональному назначению, между отраслями и субъектами хозяйствования. Поэтому по своему содержанию землеустройство превращается в государственный механизм регулирования земельных отношений и организации использования земельных ресурсов.

       Государственный характер землеустройства выражается в следующем:

       • характер и конкретное содержание землеустройства  определяется земельным законодательством;

       • организация и финансирование землеустроительных работ осуществляется в основном государством;

       • руководство землеустроительными  мероприятиями, контроль за их осуществлением и охрана земли осуществляются государственными землеустроительными органами;

       • государство определяет и регулирует землеустроительный процесс. Предоставление, изъятие земельных участков и другие землеустроительные действия осуществляются на основе решений компетентных органов государственной власти;

       • государство организует подготовку землеустроительных кадров высшего и среднего звена.

       Исторический опыт развития землеустройства в России показывает, что его содержание всегда определялось экономическими, социальными и политическими задачами государства. Вместе с тем, даже следуя государственной политике, землеустройство находило рациональные формы организации территории, объективно сглаживая негативные политические тенденции. Не случайно, что проведение земельных реформ и этапы земельных преобразований были связаны с реорганизацией землеустроительной службы.

       Третья  закономерность землеустройства, определяющая его развитие в соответствии с потребностями народного хозяйства, наиболее четко проявилась в советский период.

       Из  курса «История земельных отношений  и землеустройства» известны основные этапы реформирования земельных отношений после Октябрьской революции: земельные преобразования в период военного коммунизма; земельные отношения в период нэпа; коллективизация сельского хозяйства; земельные отношения в условиях колхозно-совхозного производства; земельная реформа 90-х годов. Известно также, что задачи, содержание и характер проведения землеустройства в эти периоды соответствовали единой политике государства.

       Следует подчеркнуть: эта закономерность проявляется не в слепом следовании указаниям политического или хозяйственного руководства страны (даже если они облачены в форму закона), а во внесении профессионально обоснованного содержания во все землеустроительные действия. Даже в период военного коммунизма на фоне сплошной ликвидации помещичьего землепользования и уравнительного перераспределения земли сохранялось рациональное звено сельскохозяйственного землепользования, обеспечивающее известные условия: сохранение крупных государственных «опорных» сельскохозяйственных предприятий, рациональное соотношение земельных, трудовых и материальных ресурсов в крестьянских хозяйствах,коллективное использование лесных, сенокосных и пастбищных угодий, охрану земель. В период нэпа в основу землеустройства также были заложены профессиональные требования: упорядочение крестьянского землепользования, повышение эффективности сельскохозяйственного производства и культура земледелия.

       В 30-е годы, в связи с коллективизацией сельского хозяйства, землеустройство  выполняло задачи по формированию землепользовании колхозов и совхозов, юридическому и физическому закреплению земель, организации севооборотов, а позднее — по межхозяйственному и внутрихозяйственному землеустройству, нацеленному на организацию рационального и эффективного использования всех земель. В течение 50-80-х годов были реализованы новые задачи землеустройства, соответствующие потребностям народного хозяйства: проводились крупномасштабные землеустроительные мероприятия в связи с освоением целинных и залежных земель; противоэрозионная организация территории, работы по укрупнению и разукрупнению хозяйств в целях оптимизации размеров землепользования; мероприятия по перераспределению земель и формирование многоукладного сельского хозяйства. В настоящее время основные землеустроительные работы направлены на реализацию земельной реформы: формирование землепользования крестьянских хозяйств, установление черты сельских населенных пунктов, реорганизация землепользовании и другие цели.

       Таким образом, землеустройство не только развивается в соответствии с потребностями народного хозяйства, выполняя при этом определенный государственный заказ, но также активно влияет на государственную земельную политику. Для осуществления такого влияния необходимы два условия: во-первых, организация территории, реализуемая в процессе землеустройства, должна быть вполне рациональна и эффективна; во-вторых, само землеустройство должно постоянно совершенствоваться и развиваться.

       Как первое, так и второе связано не только с накоплением профессионального опыта, но и с хорошо поставлен-ным научно-методическим обеспечением. Вполне закономерно поэтому, что содержание и методы землеустройства постоянно совершенствуются на научной основе.  

       Как всякое многогранное социально-экономическое  явление, землеустройство опирается  на научные достижения различных направлений: естественного, технического, правового, экономического и других циклов. Среди естественных наук широко используются достижения почвоведения, земледелия и растениеводства; в техническом отношении землеустройство базируется на передовых методах геодезии, фотограмметрии, мелиорации, информатики; правовая сторона землеустройства регулируется гражданским, земельным, административным и другими направлениями юридической науки. В экономическом отношении землеустройство опирается как на общую экономическую теорию, так и на отраслевые экономики.

       Вместе  с тем землеустройство как  социально-экономическое явление имеет свои закономерности проявления, свои предмет и методы научного исследования. На основе практического опыта и теоретического обобщения сложилась землеустроительная наука, изучающая функционирование земли и средств производства, неразрывно связанных с землей, а также методы организации территории.

       Теория  и практика землеустройства тесно  связаны с научно-техническим  прогрессом в народном хозяйстве, и особенно в агропромышленном комплексе. Связующим звеном между ними является проект, поэтому ядро землеустроительной науки составляет землеустроительное проектирование. На научной основе разрабатываются инструкции, указания, нормативы и рекомендации для осуществления землеустроительных мероприятий на практике. Кроме того, очевидно, что все землеустроительные предложения, отражаемые в схемах и проектах, должны быть всесторонне научно обоснованы.

       Общие изложенное выше, можно  сформулировать  в следующие основные закономерности:

        землеустройство является составной частью общественного способа производства;

       • землеустройство  имеет государственный  характер;

       • землеустройство  развивается и  изменяется в соответствии с изменяющимися потребностями экономического и социального развития;

Информация о работе Землеустройство как объективное социально-экономическое явление. Основные закономерности развития землеустройства