Земли лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей состава земель лесного фонда Республики Беларусь, рассмотрение правового регулирования, определение функций и значения государственного управления землями лесного фонда.
Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- понятие и состав земель лесного фонда;
- право пользования землями лесного фонда;
- правовая охрана земель лесного фонда;
- особенности государственного управление землями лесного фонда;
- ответственность за нарушение законодательства земель лесного фонда.

Работа содержит 1 файл

Курсовая земельное право.docx

— 43.58 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Земли лесного фонда занимают самую большую площадь по сравнению  со всеми территориями земель в нашей  стране. Основное их назначение - использование  в качестве средства производства в  лесном хозяйстве. Использование и  охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния земель данной категории. В свою очередь  эксплуатация лесных ресурсов оказывает  непосредственное влияние на состояние  земель лесного фонда. Естественно, биологические связи земли и  лесов определяют сущность правового  понятия земель лесного фонда, которое  представляет собой самостоятельную  правовою категорию по отношению к лесному фонду. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются разновидностью земельных отношений и регулируются земельным и лесным законодательством.

Земельное законодательство регулирует отношения, связанные с  определением порядка использования  и охраны земель, т.е. земельные отношения. Предмет лесного законодательства - лесные отношения, т.е. отношения по поводу эксплуатации лесов, защите их от пожаров, вредителей, болезней и  воспроизводству.

Земли лесного фонда обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами, которые с течением времени  утрачивают указные качества по различным  причинам. В этой связи, в настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества. В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.

Вышесказанное определяет актуальность настоящей курсовой работы, целью  которой является исследование особенностей состава земель лесного фонда Республики Беларусь, рассмотрение правового регулирования, определение функций и значения государственного управления землями лесного фонда.

Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо рассмотрть следующие вопросы:

- понятие и состав земель лесного фонда;

- право пользования землями лесного фонда;

- правовая охрана земель  лесного фонда;

- особенности государственного  управление землями лесного фонда;

- ответственность за нарушение  законодательства земель лесного  фонда.

Объектом исследования являются правовые отношения между субъектами хозяйствования и государством, возникающие  в процессе пользования первыми  землями лесного фонда в современных условиях экономической деятельности.

Предмет исследования –  нормативно-правовая база, регулирующая правовой режим земель и лесов Республики Беларусь, определяющая полномочия органов государственной власти в области охраны и использования лесных ресурсов.

Практическая значимость работы состоит в том, что рассматривается  вопрос эффективности использования  земель лесного фонда в Республике Беларусь на современном этапе, определение эффективности государственного управления земельным фондом, на основании изучения практики деятельности в этом направлении органов местного управления и самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 

 ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

 

Земли лесного фонда –  одна из значительных по площади категорий  земель. Эти земли служат главным  средством производства в лесном хозяйстве. Отношения, связанные с  использованием и охраной этих земель, урегулированы как земельным, так  и лесным законодательством.

Основную часть лесного фонда образуют леса. К лесному фонду и к землям лесного фонда не относятся: деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, каналов; деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

   Все леса образуют  единый государственный лесной  фонд. Этот фонд состоит из:

  1. лесов государственного назначения, т.е. лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;
  2. колхозных лесов, т.е. лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в пользование.

   Леса составляют  собственность государства и  предоставляются только в пользование.  Действия, в прямой или скрытой  форме нарушающие право государственной  собственности на леса, запрещаются.

   В соответствии  с хозяйственным значением лесов,  их местоположением и выполняемыми  функциями устанавливается деление  лесов на группы.[6;377]

   К первой группе  относятся леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические,  оздоровительные и иные функции,  связанные с сохранением природного  баланса, поддерживанием экологического  благополучия, леса заповедников, национальных  и природных парков, заповедные  лесные участки, леса, имеющие  научное или историческое значение, природные памятники, лесопарки, лесоплодовые насаждения.

  Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение, а также леса с недостаточными лесосырьевыми ресурсами, для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощенности пользования ими требуется более строгий режим лесопользования; все колхозные леса, не вошедшие в состав первой группы.

   К третьей группе  относятся леса многолесных районов,  имеющие преимущественно эксплуатационное  значение и предназначенные для  непрерывного удовлетворения потребностей  народного хозяйства в древесине  без ущерба для защитных свойств  этих лесов. Леса этой группы  делятся на освоенные и резервные.  Резервными признаются леса, которые  не вовлечены в эксплуатацию  вследствие их удаленности от  транспортных путей и по другим  причинам.

   При отнесении  лесов к соответствующим группам  одновременно определяются границы  земель, занятых лесами каждой  группы.

  Земли лесного фонда одновременно являются самостоятельным объектом правового регулирования. Кодекс о земле устанавливает общий порядок предоставления земель лесного фонда, основные черты их правового режима, основание прекращения права землепользования этими землями. Одновременно использования лесных земель регулирует и лесное законодательство.

 В Республике Беларусь земли лесного фонда составляют одну из самых больших категорий земель.

 Земли лесного фонда выполняют важные функции: служат главным средством производства в лесном хозяйстве, поддерживает экологический баланс, служат резервом для расширения хозяйственной деятельности, непосредственно не связанной с использованием лесов (сельского хозяйства, строительной, транспортной отраслей).

Внутренняя структура  земель лесного фонда закреплена в законодательстве. Эти земли  подразделяются на земли покрытые лесом, и земли, не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.

В состав нелесных площадей входят[6;378]:

  1. Угодья – пашни, сенокосы, пастбища, другие сельскохозяйственные угодья;
  2. Земли под озерами, реками, водоемами;
  3. Лесные дороги, просеки, торфоразработки, земельные участки, занятые питомниками, карьерами, противопожарными разрывами;
  4. Другие земельные участки, не пригодные для выращивания лесов,- болота, пески, овраги, крутые склоны и т.п. участки.

   Биологическое единство  леса и земель лесного фонда  оказывает влияние на взаимодействие  правовых режимов лесов и земель. В тесной взаимосвязи находятся государственное управление лесным фондом и землями лесного фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ  ЗЕМЛЯМИ ЛЕСНОГО ФОНДА

 

Участки лесного фонда  могут быть предоставлены в аренду или пользование для осуществления  следующих видов лесопользования:

  1. заготовка древесины;
  2. заготовка второстепенных лесных ресурсов;
  3. побочное лесопользование;
  4. пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
  5. пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических, рекреационных и иных целей.

Различают временное пользование  участками лесного фонда и  постоянное пользование. Временное пользование, в свою очередь, может быть краткосрочным – до 1 года, и долгосрочным – до 15 лет. [5;172]

Участки лесного фонда  могут быть предоставлены в аренду лесопользователям на основании  решений местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых  по согласованию с Министерством  лесного хозяйства Республики Беларусь или по результатам лесных аукционов.

Запрещена субаренда участков лесного фонда, их выкуп, передача в  частную собственность арендатора. Участки лесного фонда предоставляются  в пользование лесопользователям  для использования лесных ресурсов, проведения научных экспериментов  и т. д. как с изъятием у владельцев лесного фонда, так и без изъятия. Один и тот же участок лесного фонда может предоставляться в пользование нескольким лесопользователям для осуществления разных видов лесопользования с определением для каждого лесопользователя соответствующих условий. Предоставление земель лесного фонда для лесопользования должно производиться с учетом защиты интересов населения и охраны окружающей среды.

Самовольно занятые земли  лесного фонда возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного  пользования.

 

 

ГЛАВА 3

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

 

§1 Правовые меры по охране земель

 

Правовая охрана земель представляет собой систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование  земель, предотвращение их необоснованного  изъятия из сельскохозяйственного  оборота, защиту от вредных антропогенных  воздействий, а также на воспроизводство  и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как сложным  природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера  их использования.

В соответствии с главой 29 Кодекса о Земле землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков обязаны эффективно использовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель.

Основные меры по охране земель включают:

• рациональную организацию  территории;

• восстановление и повышение  плодородия почв, а также других полезных свойств земли;

• защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, загрязнения и других процессов разрушения и ухудшения  состояния земель;

• рекультивацию нарушенных земель и другие.

Порядок охраны земель устанавливается  законодательством Республики Беларусь применительно к различным категориям и видам земель. В целях обеспечения  охраны и рационального использования  земель могут устанавливаться ограничения  и дополнительные обязанности по использованию земельных участков. [3]

В ряду мер охраны земель выделяются экономические методы обеспечения  рационального использования и  охраны земель, которые предусматривают  применение механизма платности  землепользования и экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель. Платежи за землю взимаются в форме земельного налога и арендной платы. За земельные участки, находящиеся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или пользовании, взимается земельный налог по ставкам, установленным Законом Республики Беларусь «О платежах за землю». За переданные в аренду земельные участки уплачивается арендная плата, размер которой определяется соглашением сторон. Следует отметить, что законодательством Республики Беларусь может устанавливаться предельный размер арендной платы за земельный участок. Экономическое стимулирование охраны земель направлено на повышение заинтересованности землевладельцев, землепользователей, собственников земельных участков в сохранении  
и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности и предусматривает, в частности:

Информация о работе Земли лесного фонда