Земли лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей состава земель лесного фонда Республики Беларусь, рассмотрение правового регулирования, определение функций и значения государственного управления землями лесного фонда.
Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- понятие и состав земель лесного фонда;
- право пользования землями лесного фонда;
- правовая охрана земель лесного фонда;
- особенности государственного управление землями лесного фонда;
- ответственность за нарушение законодательства земель лесного фонда.

Работа содержит 1 файл

Курсовая земельное право.docx

— 43.58 Кб (Скачать)

• выделение средств из республиканского и местного бюджетов для восстановления земель;

• освобождение от платы  за земельные участки, находящиеся  
в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния в период, предусмотренный проектом работ;

• поощрение за улучшение  качества земель, повышение плодородия почв и другие меры.

 

 

§2 Правовая охрана и защита  лесов

 

 

Охрана лесов представляет собой комплекс организационных, правовых и других мероприятий по предупреждению пожаров в лесах, своевременному их обнаружению и тушению, а также по охране лесов от самовольных порубок, загрязнения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами, хищений и иных негативных воздействий.

Для обеспечения охраны и  защиты лесов, животного мира, осуществления  государственного контроля в рассматриваемой  сфере организуется государственная  лесная охрана, а также авиационная  охрана, осуществляемые специализированными  подразделениями Министерства лесного  хозяйства Республики Беларусь. Перечень должностных лиц, на которых возлагаются  функции государственной лесной охраны, определен Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства». [7]

Лесное законодательство предусматривает ряд обязанностей местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц, ведущих

лесное хозяйство, лесопользователей, иных юридических и физических лиц, деятельность которых может оказать  негативное воздействие на состояние  лесов, направленных на охрану и защиту леса.

Местные исполнительные и  распорядительные органы в целях  охраны и защиты лесов организуют ежегодно разработку и выполнение юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, и  лесопользователями мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах; утверждают оперативные противопожарные  мероприятия; предусматривают на периоды  особо высокой опасности возникновения  пожаров в лесах создание пожарных подразделений и обеспечивают содержание их в готовности к немедленному выезду в случае возникновения лесного  пожара; организуют регулярное освещение  в средствах массовой информации вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах; обеспечивают координацию всех мероприятий  по борьбе с лесными пожарами, по борьбе с вредителями и болезнями  леса и улучшению санитарного  состояния лесов на территории области, района.

Юридические лица, ведущие  лесное хозяйство, организуют ежегодно разработку и выполнение мероприятий  по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах; проводят противопожарное и санитарное благоустройство лесов, принимают  меры по предотвращению и пресечению лесонарушений; проводят мероприятия  по профилактике и своевременному выявлению  вредителей и болезней леса и борьбе с ними; оказывают содействие лесопользователям  в проведении работ по противопожарному обустройству участков лесного фонда, переданных им в пользование; обеспечивают своевременную ликвидацию очагов возгорания леса, координацию всех мероприятий  по борьбе с лесными пожарами, вредителями  и болезнями леса; осуществляют другие мероприятия по предупреждению и  ликвидации пожаров, борьбе с вредителями  и болезнями леса, предусмотренные  законодательством. [3].

Лесопользователи обязаны  проводить работы способами и  с соблюдением технологий, которые  обеспечивают улучшение санитарного  состояния лесов; осуществлять мероприятия  по защите лесного фонда от вредителей и болезней леса, предусмотренные  договорами и разрешительными документами; разрабатывать, утверждать и реализовывать  в установленные сроки планы  противопожарных мероприятий; в  случае обнаружения очагов возгорания леса обязаны срочно сообщить об этом юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, и принять меры по ликвидации очагов возгорания леса; соблюдать санитарные правила в лесах.

Юридические и физические лица при осуществлении деятельности, которая может оказать или  оказывает негативное воздействие  на состояние лесов, обязаны проводить  согласованные с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, и местными исполнительными и распорядительными органами технологические, санитарные и другие мероприятия по охране и

защите лесов. 

Законодательство предусматривает  также необходимость защиты лесов как системы мероприятий по защите леса от болезней и вредителей, неблагоприятных факторов окружающей среды [1;ст.1]. Защита лесов

осуществляется с учетом их биологических и иных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер, в частности:

• организацию авиационной  охраны лесов;

• проведение мероприятий  по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах, профилактике и своевременному выявлению  вредителей и болезней леса и борьбе с ними;

• осуществление противопожарного и санитарного благоустройства  лесов; 

• своевременную ликвидацию очагов возгорания леса;

• ограничение пребывания граждан в лесах и осуществления  лесопользования в период высокой  пожарной опасности, а также при  проведении мероприятий по борьбе с  вредителями и болезнями леса с использованием химических, биологических  и иных средств;

• осуществление работ  в лесу способами и с соблюдением  технологий, которые обеспечивают улучшение  санитарного состояния лесного  фонда;

• предоставление лесопользователями своевременной информации юридическим  лицам, ведущим лесное хозяйство, о  появлении в лесном фонде вредителей и болезней леса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4

 

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ ЛЕСНОГО ФОНДА

 

Особенности государственного управления использованием и охраной  этой категории земель обусловлены  естественно-биологической взаимностью  двух элементов экологической системы  – земель и лесов, их функционированием  как самостоятельных правовых категорий.

Указанное выше организационно-хозяйственное  единство земель лесного фонда и  лесов проявляется в организации  управления этими землями. Оно осуществляется в границах лесного фонда, которые  определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий  в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь[1;ст.4].

Взаимность земель и лесной растительности проявляется в наличии  некоторых единых органов управления использованием и охраной земель и лесов, их взаимодействии при осуществлении  различных функций управления в  этих областях. Это взаимодействие складывается на уровне общего управления ( Президент Республики Беларусь, Совет  Министров Республики Беларусь, местные  исполнительные и распорядительные органы), специального управления землями (органы по земельным ресурсам) и  ведомственного управления (органы лесного  хозяйства).

Предусмотрено совместное участие  этих органов в осуществлении  таких функций, как планирование использования земель лесного фонда, распределение и перераспределение, территориальное устройство этих земель, контроль за их использованием и охраной.

Полномочия органов общей  компетенции по управлению землями  в определенной степени подчинены  задачам ведения лесного хозяйства. Это особенно проявляется в выполнении действий по предоставлению и изъятию  земель лесного фонда. [4;94].

Земли лесного фонда предоставляются  и изымаются в порядке, установленном  земельным законодательством. Лесной кодекс не регулирует этот порядок специально, затрагивая только вопрос о переводе земель лесного фонда в другие категории для использования не по целевому назначению. Предоставление земель лесного фонда и внутрихозяйственное устройство этих земель осуществляется в процессе лесоустройства, порядок которого определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Определение лесохозяйственного назначения земельных территорий проводится в процессе лесоустройства, а предоставление соответствующих земельных участков – в порядке, установленном земельным  законодательством. Отвод земельных  участков юридическим лицам для нужд лесного хозяйства (кроме размещения объектов) осуществляется без материалов предварительного согласования его места размещения.

Организация земельной территории на землях лесного фонда включает межхозяйственное и внутрихозяйственное  землеустройство. Когда эта функция  затрагивает непосредственно нужды  лесного хозяйства, организация  земельной  территории охватывается понятием «лесоустройство».

Внутрихозяйственное лесоустройство проводится с целью определения  границ участков лесного фонда, переданных юридическим лицам для ведения  лесного хозяйства, внутрихозяйственной  организации территорий лесного  фонда этих юридических лиц. Объектом данного вида лесоустройства, которое  проводится государственной лесоустроительной организацией Министерства лесного хозяйства, является лесной фонд в границах территории, переданной в установленном порядке юридическому лицу для ведения лесного хозяйства.

Компетенция исполнительных и распорядительных органов, предоставляющих земельные участки для лесохозяйственных нужд, не совпадает с полномочиями по распределению лесного фонда. Решение о передаче участков лесного фонда юридическим лицам для ведения лесного хозяйства и об их изъятии принимает Совет Министров Республики Беларусь.

При проведении лесоустройства разрабатываются проекты организации  и ведения лесного хозяйства, включая составление планово-картографической документации. Эти проекты являются главным документом, в котором закрепляются основные положения организации и ведения лесного хозяйства, определяется порядок использования земель лесного фонда.

Перевод земель лесного фонда  в другие категории земель для  использования их в целях, не связанных  с ведением лесного хозяйства, производится в порядке изъятия для государственных  и общественных нужд. Такое изъятие  ограничивается земельным и лесным законодательством. Запрещается изъятие  земель, занятых лесами, в пределах особо охраняемых природных территорий [2; ст.40]. Изъятие земель лесов с особым режимом лесопользования для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, проводится по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению – Советом Министров Республики Беларусь. Предоставление земель этой категории для нелесохозяйственных нужд допускается, но преимущественно за счет непокрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями [2;ст.29].

Потери лесохозяйственного производства, вызванные изъятием или  временным занятием земельных участков, относящихся к землям лесного  фонда для использования их в  целях, не связанных с ведением лесного  хозяйства, ограничением прав юридических  лиц, ведущих лесное хозяйство, уничтожением или ухудшением качественного состояния  лесного фонда в результате временного воздействия, вызванного деятельностью  юридических  и физических лиц, возмещаются  в установленном порядке.

Размеры потерь хозяйственного производства, подлежащие возмещению, определяются по специальным нормативам, учитывающим защитные, водоохранные и другие природоохранные функции лесов.

Юридические и физические лица, которым отводятся земли  лесного фонда для нужд, не связанных  с ведением лесного хозяйства, а  также юридические и физические лица, вокруг объектов которых устанавливаются  охранные, санитарные и защитные зоны с исключением земель лесного  фонда из оборота или переводом  их в менее ценные земли, до отвода им земельного участка в натуре (на местности) перечисляют средства, предназначенные  на возмещение потерь лесохозяйственного производства, в доход республиканского бюджета. Средства, предназначенные  на возмещение потерь лесохозяйственного производства, используются для проведения мероприятий по улучшению качества земель лесного фонда, в том числе:

- освоение переувлажненных,  малопродуктивных и закустаренных сельскохозяйственных земель, а также земель, передаваемых для облесения, песков и других неиспользуемых земель, улучшение их качества, строительство лесохозяйственных дорог;

- повышение продуктивности  земель лесного фонда.

Потери лесохозяйственного производства не возмещаются при  изъятии земель лесного фонда  только в случаях, предусмотренных  законодательством.

Лесной кодекс разграничивает полномочия по изъятию и предоставлению земель лесного фонда между Президентом  Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и местными Советами, исполнительными и распорядительными органами в зависимости от группы лесов [2;ст.11,13,27].

Имеется определенное несовпадение между земельным и лесным законодательством  по определению земель данной категории, для которых установлен особый режим  изъятия. Лесное законодательство несколько  расширенно подходит к установлению ограничений по переводу земель лесного  фонда в другие категории. В соответствии со ст.27 Лесного кодекса изъятие  и предоставление (передача) земельных  участков, относящихся к землям лесного  фонда, занимаемых лесами первой группы для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляются по решению Президента Республики Беларусь. [4,97].

Эти положения не соответствуют  в полной мере земельному законодательству. Включение таких норм в лесное законодательство представляется излишним, поскольку выходит за пределы предмета правового регулирования данной отрасли.

Вместе с тем земельное  законодательство недостаточно учитывает  деление лесов на группы и категории  защитности, в соответствии с которыми устанавливается порядок ведения  лесного хозяйства ,и которое  влияет на порядок изъятия земель для государственных нужд.

Следует отличать перевод  земель лесного фонда в другие категории от перевода этих земель из одного вида в другой внутри категории  без изменения целевого назначения, которое осуществляется без участия  органов управления землями.

Информация о работе Земли лесного фонда