Анализ гигиенических условий труда и разработка мероприятий по их улучшению

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Важную роль в обеспечении и сохранении здоровья работников, создании благоприятных условий труда играет производственная санитария - система организованных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на рабочего вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые (ГОСТ 12.0.002-80).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………
Глоссарий …………………………………………………………………………………..
Глава 1. Описание технологического процесса ………………………………………….
Глава 2. Анализ вредных факторов техпроцесса ………………………………………...
Глава 3. Организационные мероприятия …………………………………………………
3.1.Надзор и контроль за соблюдением предприятием гигиенических, санитарно-эпидемических норм ……………………………………………………………………….
3.2. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда ……………….…………
3.3. Организация и поведение периодических медосмотров, перечень профессий и работ, при выполнении которых необходимы периодические медосмотры……….…..
3.4. Порядок обеспечения рабочих спецодеждой, спецобувью, СИЗ ………………….
3.5. Санитарно-бытовое обеспечение работников ……………………………………….
3.6. Источники питьевого водоснабжения ………………………………………………
Глава 4. Требования к санитарному содержанию участка работ на производственном предприятии ………………………………………………………………………………..
4.1. Размещение, содержание территории и генеральные планы производственных объектов……………………………………………………………………………………...
4.2 Требования к производственным зданиям, помещениям и сооружениям………….
4.3. Требования к административным и бытовым зданиям и помещениям…………….
4.4. Требования к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха……………
4.5. Гигиенические требования к водоснабжению………………………………………..
4.6. Гигиенические требования к канализованию………………………………………...
4.7. Требования к освещению производственных объектов……………………………..
Глава 5. Мероприятия по снижению (ликвидации) вредных производственных факторов на участке работ (цехе) …………………………………………………………
5.1.Определение категории работ по тяжести, выбор необходимых параметров микроклимата ………………………………………………………………………………
5.2. Выбор системы отопления ……………………………………………………………
5.3.Вентиляция ………………………………………………………………………….…
5.4.Шум и вибрация……………………………………………………………….……….
5.5.Производственное освещение …………………….………………………………….
5.6.Биологические факторы производственной среды..………………………………..
5.7.Напряженность трудового процесса …………………………………………………
5.8. Динамика работоспособности, фазы работоспособности. Пути повышения работоспособности …………………………………………………………………………
5.9.Психология безопасности труда, производственные психологические состояния
5.10.Правила организации рабочего места ………………………………………………
5.11.Доплаты за вредные условия труда на рабочем месте …………………………….
Приложения ………………………………………………………………………………...
Заключение …………………………………………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Kursach_Dimy.docx

— 292.02 Кб (Скачать)

- обеспечивать нормирование продолжительности труда во вредных условиях;

- обеспечивать возможность повышения сопротивляемости организма (профилактическое питание).

 

 

5.7. Напряженность трудового процесса.

Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

 

Нагрузки интеллектуального характера

"Содержание  работы" указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

Лаборант химического анализа решает  простые задачи по инструкции. Класс условий труда – 2.0

"Восприятие  сигналов (информации) и их оценка" – Восприятие сигналов с последующей  коррекцией действий и операций, класс условий труда – 2.0

"Распределение  функций по степени сложности  задания". Любая трудовая деятельность  характеризуется распределением  функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций  на работника, тем выше напряженность  его труда. На лаборанта возложена  обработка и выполнение задания, класс условий труда – 1.0

"Характер  выполняемой работы" - работа протекает  по строго установленному графику  с возможной его коррекцией  по мере необходимости, напряженность  относится ко 2 классу.

Сенсорные нагрузки

"Длительность  сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)" - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%.

У лаборанта химического анализа по этому фактору напряженность труда относится к классу 2.0 – наблюдение в промежутке 26-50 от общего рабочего времени.

"Плотность  сигналов (световых, звуковых) и сообщений  в среднем за 1 ч работы" - количество  воспринимаемых и передаваемых  сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы подаются со специальных устройств (световые - пульт управления, звуковые сигнальные устройства – газоанализатор, шкалы приборов,) и при речевом сообщении (по телефону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников).

По этому показателю напряженность относится к классу 1.0 – количество сообщений до 75.

"Число  производственных объектов одновременного  наблюдения" - указывает, что с  увеличением числа объектов одновременного  наблюдения возрастает напряженность  труда. Класс 1.0 – 5 объектов наблюдения.

"Размер  объекта различения при длительности  сосредоточенного внимания (% от  времени смены). Чем меньше размер  рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной  информации и т.д.) и чем продолжительнее  время наблюдения, тем выше нагрузка  на зрительный анализатор. Соответственно  возрастает класс напряженности  труда. В качестве основы размеров  объекта различения взяты категории  зрительных работ из СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное  освещение". Данный показатель  напряженности трудового процесса  отсутствует, следовательно, класс 1.

"Нагрузка  на слуховой анализатор". Степень  напряжения слухового анализатора  определяется по зависимости  разборчивости слов в процентах  от соотношения между уровнем  интенсивности речи и "белого" шума. Работа лаборанта относится  к1 классу, разборчивость слов и сигналов от 100% до 90%. Помехи отсутствуют.

"Нагрузка  на голосовой аппарат (суммарное  количество часов, наговариваемых  в неделю)". Степень напряжения  голосового аппарата зависит  от продолжительности речевых  нагрузок..

Значения этого критерия наименьшие 1 класс.

Эмоциональные нагрузки

"Степень  ответственности за результат  собственной деятельности. Значимость  ошибки" - указывает, в какой мере  работник может влиять на результат  собственного труда при различных  уровнях сложности осуществляемой  деятельности. С возрастанием сложности  повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия  приводят к дополнительным усилиям  со стороны работника или целого  коллектива, что, соответственно, приводит  к увеличению эмоционального  напряжения. Для лаборанта класс  условий труда 1.0.

"Степень  риска для собственной жизни" – исключена (класс 1.0)

"Степень  ответственности за безопасность  других лиц" – исключена (класс 1.0)

Монотонность нагрузок

"Число  элементов (приемов), необходимых для  реализации простого задания  или многократно повторяющихся  операций" не характерен(класс 1.0)

"Продолжительность (с) выполнения простых производственных  заданий или повторяющихся операций"–не характерен (Класс 1.0)

"Время  активных действий (в % к продолжительности смены)"- не характерен (Класс 1.0)

"Монотонность  производственной обстановки (время  пассивного наблюдения за ходом  техпроцесса в % от времени смены)"–не характерен (Класс 1.0)

 

Режим работы

"Фактическая  продолжительность рабочего дня" - чем продолжительнее работа  по времени, тем больше суммарная  за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда. По  этому показателю работа лаборанта  относится к классу 3.1. Продолжительность рабочего дня составляет 12 часов.

"Сменность  работы" определяется на основании  внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда  на данном предприятии, организации. Класс 3.1 – работа в ночное  время.

"Наличие  регламентированных перерывов и  их продолжительность (без обеденного  перерыва)". По технологической  схеме и по правилам внутреннего  распорядка перерывы в работе  лаборантане регламентированы. Отсутствие перерывов усугубляют напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды - класс 3.1.

 

5.8. Динамика работоспособности, фазы работоспособности. Пути повышения  работоспособности.

Сидячий режим работы.

Условия труда влияют на работоспособность работника. Работоспособность — состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени. Работоспособность — величина переменная, изменение ее во времени называют динамикой работоспособности.

 

Рисунок 4 - Фазы работоспособности человека в течение рабочего дня.

Вся трудовая деятельность протекает по фазам (рис 4).

I .Предрабочее состояние (фаза мобилизации) — субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы, вызывает определенные рабочие сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующее характеру предстоящей нагрузки.

  1. Врабатываемость или стадия нарастающей работоспособности (фаза гиперкомпенсации) — период, в течении которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, т.е. преодоление инертности покоя системы и налаживания координации между участвующими в деятельности системами организма. Длительность периода вырабатываемости может быть значительной. Например, утром после сна все характеристики сенсомоторных реакций значительно ниже, чем в дневные. Производительность труда в эти часы ниже. Период может занять от нескольких минут до двух-трех часов. На длительность сказываются: интенсивность работы, возраст, опыт, тренированность, отношение к работе.
  2. Период устойчивой работоспособности (фаза компенсации) — устанавливается оптимальный режим работы систем организма, вырабатывается стабилизация показателей, а его длительность составляет ко всему времени работы примерно 2/3. Эффективность труда в этот период максимальная. Период устойчивой работоспособности служит важнейшим показателем выносливости человека при данном виде работы и заданном уровне интенсивности.

Выносливость обуславливается следующими факторами:

1.Интенсивностью  работы. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивости  работоспособности.

2.Спецификой  работы. Например, динамическая работа  может продолжаться без признаков  утомления в десятки раз дольше, чем статическая. Имеет значение то, какой орган включен в действие. Для мышц ног выносливость в 1,5...2 раза больше, чем для мышц рук. Среди мышц рук выносливее сгибатели, среди мышц ног — разгибатели.

3.Возрастом. В юношеском и молодом возрасте  выносливость увеличивается, в пожилом — снижается.

  1. Полом. При нагрузке, равной половине максимальных возможностей, выносливость при статической и двигательной деятельности у мужчин и женщин одинакова. При больших нагрузках женщины выносливее.
  2. Концентрацией внимания и волевым напряжением при интенсивной работе снижают показатели выносливости.
  3. Эмоциональным состоянием. Положительное — уверенность, спокойствие, хорошее настроение — активизируют деятельность, удлиняя период устойчивой работоспособности. Отрицательные — страх, неуверенность, плохое настроение — оказывает угнетающее действие, снижая период устойчивой работоспособности.
  4. Наличием умений, навыков, тренированностью — снижают волевое и эмоциональное напряжение, повышая работоспособность.
  5. Типом высшей нервной деятельности (индивидуальные природные возможности нервной системы). Сила нервной системы характеризует работоспособность и надежность работы оператора особенно в экстремальных ситуациях.
  1. Период утомления (фаза декомпенсации). Характеризуется снижением продуктивности, замедляя скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость. Утомление может быть мышечным (физическим), умственным (психическим). Утомление — временное снижение работоспособности из-за истощения энергетических ресурсов организма.
  1. Период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напряжения.
  2. Период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения.

 

Рисунок  5 - Колебания работоспособности в течение суток.

 

 

Рисунок 6 - Колебания работоспособности в течение недели.

 

После рабочего процесса организму необходим период восстановления работоспособности. Продолжительность этого периода определяется тяжестью проделанной работы, величиной кислородного долга, величиной сдвигов в нервно-мышечной системе. После легкой однократной работы период может длиться 5 минут. После тяжелой однократной работы — 60...90 минут, а после длительной физической нагрузки восстановление может наступить через несколько дней.

В каждом из рассмотренных периодов работоспособности используются определенные возможности организма. Периоды I — III используют максимальные энергетические возможности организма. В дальнейшем поддержание работоспособности происходит за счет эмоционально-волевого напряжения с последующим прогрессивным снижением продуктивности труда и ослаблением контроля за безопасностью своей деятельности.

В течении суток работоспособность также меняется определенным образом. На кривой работоспособности, записанной в течении суток, выделяются три интервала, отражающие колебания работоспособности (рис.7). С 6 до 15 ч — первый интервал, во время которого работоспособность постепенно повышается. Она достигает своего максимума к 10-12 ч, а затем постепенно начинает понижаться. Во втором интервале (15...22 ч) работоспособность повышается, достигая максимума к 18 ч, а затем начинает уменьшаться до 22ч. Третий интервал (22...6 ч) характеризуется тем, что работоспособность существенно снижается и достигает минимума около трех часов утра, затем начинает возрастать, оставаясь при этом, однако, ниже среднего уровня.

По дням недели работоспособность также меняется (рис. 8). Врабатывание приходится на понедельник, высокая работоспособность на вторник, среду и четверг, а развивающиеся утомление на пятницу и особенно субботу.

Информация о работе Анализ гигиенических условий труда и разработка мероприятий по их улучшению