Чрезвычайные ситуации и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:20, доклад

Описание работы

В начале ХХI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.

Работа содержит 1 файл

рефеерат.doc

— 468.50 Кб (Скачать)

- местного значения - 500 тонн разлившихся нефти и  нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию населенного пункта, в котором расположен объект;

- территориального  значения - 1000 тонн разлившихся нефти  и нефтепродуктов, площадь разлива  охватывает территории субъекта  Российской Федерации;

- регионального  значения - 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территории двух субъектов Российской Федерации;

- федерального  значения - более 5000 тонн разлившихся  нефти и нефтепродуктов, площадь  разлива охватывает территории  более двух субъектов Российской Федерации. 

Эта классификация  нашла более широкое использование  сегодня при оценке фактов разлива  нефти и нефтепродуктов, планировании и осуществлении мероприятий  по их ликвидации. 

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ  СИТУАЦИИ И ГОСУДАРСТВО. 

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением различных кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. Причиной тому, с одной стороны, то, что постоянный научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводит к возрастанию риска аварий и катастроф и, прежде всего, больших технических систем. Это обусловлено увеличением числа и сложности, ростом единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их территориальной концентрацией. В России эти тенденции, присущие сегодня развитию мирового сообщества, усугубляются тем, что в условиях имеющего место длительное время экономического кризиса отмечается значительное старение основных фондов и падение производственной технологической дисциплины. 

С другой стороны, в России, как и во всем мире, в  последние годы наблюдается рост числа возникающих катастроф  природного и экологического характера, масштабов ущерба от них. Это обусловлено, прежде всего, прогрессирующей урбанизацией территорий, увеличением плотности населения Земли, и как следствие, антропогенным воздействием и наблюдающимся глобальным изменением климата на планете.

В связи с  этим проблема защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и, как правило, обусловленного ими экологического характера стала весьма актуальной. Она сформировалась в последние  годы в системе государственного регулирования страны как насущная и объективная потребность, определена как функция государства, о чем свидетельствует ниже приводимый материал. 
 
 

Роль государства в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 

В конце ХХ века во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия.

Еще уроки Чернобыльской  катастрофы 1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г.Спитак в 1988 г. (в Армении) заставила форсировать принятие решений по данному вопросу.

В связи с  этим в ст.72 Конституции Российской Федерации ( было записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится "осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий".

В Федеральном  законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принятом  в 1994 г., целью которого являлось создание правовых основ в области предупреждения катастроф, снижения размеров ущерба и потерь от них, а также ликвидации их последствий, были расписаны полномочия органов государственной власти всех уровней, в том числе Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.

Это свидетельствует  о том, что в России вопросы защиты человека при катастрофах природного и техногенного характера были подняты на уровень государственной политики.

Какова же роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных  и других опасностей и угроз?

Прежде всего, она состоит в создании системы  соответствующих организационных  структур. В России на всех уровнях  образованы органы управления, специально уполномоченные на решение задач  в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решениями Правительства Российской Федерации (постановления от 15 апреля 1992 г и от 5 ноября 1995 г. № 1113) создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Важная роль принадлежит государству в деле создания специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, часть из которых предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, другая часть - это силы ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В рамках государственной политики создана и продолжает совершенствоваться законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, функционирования РСЧС и др.

Особое внимание государство в современных условиях уделяет проведению активной научно-технической  политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных целевых  научно-технических программ. Одной  из таких программ является Государственная научно-техническая программа "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф" (ГНТП "Безопасность"). 

С каждым годом  усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. При этом речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, что само по себе крайне важно, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов. Вместе с тем следует отметить, что в современных условиях для реализации всех необходимых мероприятий одних только государственных средств не хватает. В связи с этим важное значение приобретают вопросы внедрения экономических механизмов, обеспечивающих привлечение необходимых сил и средств.  

Усиливается роль государства по расширению международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф  природного и техногенного характера. Открытость нашего государства позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в складывающиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сотрудничество организуется путем заключения договоров и иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтересованности, участия в работе крупнейших специализированных международных организаций. 

На современном  этапе основной целью государственной  политики в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Формирование  и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

- защите от  чрезвычайных ситуаций подлежит  все население Российской Федерации,  а также иностранные граждане  и лица без гражданства, находящиеся  на территории страны;

- подготовка  и реализация мероприятий по  защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- при возникновении  чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

- мероприятия  по защите населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций различного  характера планируются и осуществляются  в строгом соответствии с международными  договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

- основной объем  мероприятий, направленных на  предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

планирование  и осуществление мероприятий  по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;

- объем и содержание  мероприятий по защите населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций различного характера  определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

- ликвидация  чрезвычайных ситуаций различного  характера осуществляется силами  и средствами организаций, органов  местного самоуправления, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также, при необходимости, силы и средства других субъектов Российской Федерации. 

Реализация государственной  политики в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также с помощью комплекса мер организационного, инженерно-технического, экономического и административного характера.

Финансирование  мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как отмечалось выше, для организации реализации государственной политики в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на всех уровнях создаются специальные органы управления, уполномоченные решать эти проблемы.

В целях улучшения  работы по защите населения и территорий в России при чрезвычайных ситуациях, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики еще в 1990 г. был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета Российской Федерации, который после ряда преобразований в 1994г. превратился в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). 

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную  политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

Основными задачами МЧС являются:

1) реализация  единой государственной политики  в области гражданской обороны,  защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций, обеспечения  пожарной безопасности;

2) осуществление  по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации;

Информация о работе Чрезвычайные ситуации и их классификация