Чрезвычайные ситуации и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:20, доклад

Описание работы

В начале ХХI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.

Работа содержит 1 файл

рефеерат.doc

— 468.50 Кб (Скачать)

Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами повседневного управления РСЧС данного уровня. Решение на задействование системы оповещения любого уровня принимает соответствующий глава администрации (начальник гражданской обороны). 

Следует подчеркнуть, что промедление с задействованием  системы оповещения в значительной мере снижает эффективность защитных мероприятий и может привести к неоправданным жертвам и потерям среди населения. Это подтверждается трагическими событиями в первые сутки при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. 
 
 
 

Эвакуационные мероприятия.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В отдельных  ситуациях (например, возникновение  зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение  местности с плотностями выше допустимых и другие) этот способ является наиболее эффективным способом защиты.

Сущность эвакуации  заключается в организованном перемещении  населения и материальных ценностей  в безопасные районы. 

Виды эвакуации  могут классифицироваться по разным признакам:

по видам опасности: эвакуация из зон возможного и  реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и  других;

по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом; по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа; государственная (в пределах Российской Федерации);

по временным  показателям: временная (с возвращением на постоянное местожительство в  течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более  месяца.

В зависимости  от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная). 

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных  чрезвычайных ситуаций проводится при  получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. 

В случае возникновения  чрезвычайной ситуации с опасными поражающими  воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями. 

В зависимости  от охвата эвакуационными мероприятиями  населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и  частичная эвакуация.

Общая эвакуация  предполагает вывоз (вывод) всех категорий  населения из зоны чрезвычайной ситуации.

Частичная эвакуация  осуществляется при необходимости  вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей  дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей и т.п.).

Выбор указанных  вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Основанием для  принятия решения на проведение эвакуации  является наличие угрозы жизни и  здоровью людей, оцениваемой по заранее  установленным для каждого вида опасностям критериям.

Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно  из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Одним из специфических  способов эвакуации является рассредоточение  населения. Рассредоточение населения - это организованный вывод его из потенциально опасных зон и размещение на безопасной территории.

Способы эвакуации  и сроки ее проведения зависят  от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной  зоне населения, наличия транспорта и др. местных условий.

В безопасных районах  эвакуированное население находится  до особого распоряжения, в зависимости  от обстановки. 

Планирование, организация  и проведение эвакуации населения  непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС.

К эвакуационным  органам относятся: эвакуационные  комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах  Российской Федерации, звеньях, соответствующих  административно-территориальному делению  их территорий, на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих. 

Председателем эвакокомиссии назначается, как  правило, заместитель главы административно-территориального образования. Членами эвакокомиссий  назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, органов управления ГОЧС, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и (или) военных комиссариатов.  

Для ведения  делопроизводства эвакокомиссий и  технической работы из сотрудников администраций территориальных органов управления назначается рабочий аппарат, комплектуемый по направлениям работы, который может состоять, с учетом местных условий, из нескольких групп: по учету, приему и размещению эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечению эвакомероприятий и др.

Объектовую эвакокомиссию  возглавляет, как правило, один из заместителей руководителя предприятия, учреждения, организации. В ее состав входят начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители. 

Эвакоприемные комиссии создаются для разработки планов и организации непосредственного  приема, размещения и обеспечения  населения, эвакуированного из зон  чрезвычайных ситуаций. Комиссии формируются  при органах местного самоуправления. В их состав включаются представители местной администрации, а также предприятий, объединений, учреждений, организаций сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от их организационно-правовой формы.

Все эвакуационные  и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям органов исполнительной власти и работают в тесном контакте с органами управления ГОЧС.

Сборные эвакуационные  пункты (СЭП) предназначаются для  сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения. СЭПы размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах обеспечивающих условия для сбора людей.

Приемные эвакуационные  пункты (ПЭП) развертываются в пунктах  высадки эвакуируемого населения  и предназначаются для его  встречи и отправки в места  последующего размещения.

Местами для  развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и др. общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева.

В зависимости  от количества прибывающего населения  и времени его прибытия на ПЭП  предусматривается организация питания и снабжения питьевой водой. 

Обеспечение транспортом  эвакоперевозок возлагается на транспортные органы, министерства, ведомства и  объекты экономики, располагающие  транспортными средствами. В их обязанности  входит:

участие в планировании эвакоперевозок;

обеспечение подготовки транспортных органов и транспорта для выполнения эвакоперевозок населения, а также пунктов посадки и  высадки;

организация материально-технического обеспечения эвакоперевозок (обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение ГСМ и запасными частями);

организация управления эвакоперевозками;

подготовка к  специальной обработке транспортных средств.

Организация медицинского обеспечения эвакоперевозок возлагается  на органы здравоохранения. В их обязанности  входят:

планирование медицинского обеспечения эвакуации;

подготовка медицинских  учреждений и формирований;

подготовка к  оказанию первой медицинской помощи эвакуируемому населению на СЭП, маршрутах эвакуации, ППЭ, ПЭП и  в районах размещения. 

Планы эвакуации  оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 

С целью создания условий для организованного  проведения эвакуации планируются  и осуществляются мероприятия по транспортному, медицинскому, инженерному и материально-техническому обеспечению, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, связи и оповещению, разведке. 

Транспортное  обеспечение эвакуации населения - это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок.

Для организованного  осуществления автотранспортных перевозок  и создания условий устойчивого  управления ими на всех этапах эвакуации  создаются специальные автомобильные формирования: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан. 

Медицинское обеспечение  эвакуируемого населения организуется по территориально-производственному  принципу. Руководство медицинским обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов здравоохранения данной территории.

Инженерное обеспечение  эвакуации населения организуется с целью создания необходимых  условий для эвакуации населения  из зон чрезвычайных ситуаций путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эваконаселения, на маршрутах эвакуации и в районах размещения.

Для получения  наиболее полной картины условий  проведения эвакуации органами управления ГОЧС организуется ведение воздушной, морской и наземной разведки, а также специальных видов разведки: радиационной, химической, пожарной, инженерной, медицинской, ветеринарной, фитопатологической и т.п.

Материально-техническое  обеспечение эвакуации заключается  в организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации, снабжения ГСМ, и запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, в обеспечении эвакоорганов необходимым имуществом. 

Проведение эвакуации  населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и развития. 

При получении  достоверного прогноза возникновения  чрезвычайной ситуации проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается  в создании благоприятных условий для организованного вывоза (вывода) людей из зоны чрезвычайной ситуации. 

Информация о работе Чрезвычайные ситуации и их классификация