Чрезвычайные ситуации мирного времени. Техногенные ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:38, реферат

Описание работы

Цель исследования данной работы – изучение техногенных чрезвычайных ситуаций, и нахождение методов решения их последствий. Отсюда вытекают задачи:

1) определить, что такое чрезвычайные ситуации в целом, и дать им классификацию;

2) определить, что такое техногенные чрезвычайные ситуации, и их виды;

3) рассмотреть каждую группу ЧС;

4) сделать определённые выводы.

Содержание

I. Введение __________________________________________-3 - 4-

II. Основная часть

1. Определение ЧС и их классификация __________________________-5-

2. Техногенные ЧС ____________________________________ -5 – 7-

1) Радиационно-опасные объекты _____________________ -8 – 9-

2) Опасные химические вещества ______________________-9 – 10-

3) Аварии на гидротехнических сооружениях ____________-10 – 11-

4) Аварии на транспорте:

а) аварии на железнодорожном транспорте___________-11-

б) аварии в метрополитене_______________________-11 – 12-

в) аварии на автомобильном транспорте______________-12-

г) аварии на морском и речном транспорте__________-12 – 13-

д) аварии на авиационном транспорте_______________ -13-

III. Заключение ____________________________________-14 – 15-

VI. Литература _______________________________________-16-

V. Приложение _____________________________________-17 – 19-

Работа содержит 1 файл

Чрезвычайные ситуации мирного времени.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №9. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по основам безопасности жизнедеятельности.

Тема: Чрезвычайные ситуации мирного времени.

Техногенные ЧС. 
 

                Подготовила: ученица 11б класса

                гимназии №9

                Паздникова  Дарья Владимировна 

                   Руководитель: преподаватель по          основам безопасности жизнедеятельности

                гимназии  №9

                  Малунова  Ольга Николаевна 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

г. Краснокаменск

2008 г.

Оглавление. 

I. Введение __________________________________________-3 - 4-

II. Основная часть

1. Определение ЧС и их классификация __________________________-5-

2. Техногенные ЧС ____________________________________ -5 – 7-

        1) Радиационно-опасные объекты _____________________ -8 – 9-

        2) Опасные химические вещества ______________________-9 – 10-

        3) Аварии на гидротехнических сооружениях ____________-10 – 11-

        4) Аварии на транспорте:

          а) аварии на железнодорожном транспорте___________-11-

          б) аварии в метрополитене_______________________-11 – 12-

          в) аварии на автомобильном транспорте______________-12-

          г) аварии на морском и речном транспорте__________-12 – 13-

          д) аварии на авиационном транспорте_______________ -13- 

III. Заключение ____________________________________-14 – 15-

VI. Литература _______________________________________-16-

V. Приложение _____________________________________-17 – 19- 
 
 
 
 

I. Введение 

  Современный человек на протяжении своей жизни  находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.

  Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние  может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).

  Негативные  воздействия факторов природной  среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.

  Итак, тема моей работы «Чрезвычайные ситуации мирного времени. Техногенные ЧС». Таким образом, объектом моего исследования являются чрезвычайные ситуации техногенного характера.

  Цель  исследования данной работы – изучение техногенных чрезвычайных ситуаций, и нахождение методов решения их последствий. Отсюда вытекают задачи:

      1) определить, что такое чрезвычайные  ситуации в целом, и дать  им классификацию;

       2) определить, что такое техногенные  чрезвычайные ситуации, и их виды;

       3) рассмотреть каждую группу ЧС;

       4) сделать определённые выводы.

  На  мой взгляд, актуальность данного  исследования состоит в том, что  в последнее время техногенные ЧС случаются всё чаще и чаще. Надо знать к каким последствиям они приводят, и как избежать их.

  Анализируя  данную тему, я применила некоторые методы исследования:

       1) углублённое изучение ЧС;

       2) конспектирование литературы (библиография  прилагается);

       3) синтез полученных знаний.

  Данная  тема показалась мне очень интересной и актуальной, потому что я изучила чрезвычайные ситуации мирного времени, и пришла к выводу, что промышленные аварии и катастрофы на транспорте, экологические последствия антропогенного воздействия на биосферу, применение противником в случае военных действий различных видов оружия, создают ситуации, опасные для жизни и здоровья населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Основная часть

1.Определение ЧС 

  ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ  СИТУАЦИЯ – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

    ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам. К первому относятся такие ЧС, как локальные (т.е. местные, не выходящие за определённые пределы), местные (т.е. относящиеся только к определённой местности, не общий), территориальные (т.е. на ограниченном земельном пространстве), региональные (т.е. местные, относящиеся к какой-нибудь определённой области, региону), федеральные (т.е. выходящие за пределы более чем двух субъектов РФ), трансграничные (т.е. выходящие за пределы РФ, либо ЧС за рубежом, затрагивающие территорию РФ). Все эти чрезвычайные ситуации отражены в Приложение 1.

  Но  по характеру источника чрезвычайные ситуации делятся на техногенные и природные. Однако в моём реферате я рассмотрю только техногенные ЧС. 
 

2.Техногенные ЧС 

  ЧС  техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время – это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене. 

    

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

  Независимо  от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:

    • число погибших во время катастрофы;
    • число раненных (погибших от ран, ставших инвалидами);
    • индивидуальное и общественное потрясение;
    • отдалённые физические и психические последствия;
    • экономические последствия;
    • материальный ущерб.

  К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растёт. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

  Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надёжности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует.

  Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжёлыми экологическими последствиями (например – Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.

  На  первой  из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому ещё возможно предотвращение аварии.

  На  второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у операторов обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.

  Собственно  авария происходит и на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.

  Основные  причины аварий:

    • просчёты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;
    • некачественное строительство или отступление от проекта;
    • непродуманное размещение производства;
    • нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

  В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п. 
 
 
 
 

1) Радиационно-опасные объекты

  К радиационно-опасным объектам относятся  атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д.

  В 26 странах мира на АЭС насчитывается 430 энергоблоков (строится еще 48). Они вырабатывают электроэнергии: во Франции –75%, в Швеции – 51%, в Японии – 40%, в США – 24%, в России – 12%. У нас работает 9 АЭС, имеющих 29 блоков.

  При авариях или катастрофах на объектах атомной энергетики образуется очаг радиоактивного заражения (территория, на которой произошло радиоактивное  заражение окружающей среды, повлекшее поражение людей, животных, растительного мира на длительное время).

  Очаг  поражения делится на зоны:     Г \\  В \\  1  \\  2  \\  3 

Зона  Г – чрезвычайно опасного заражения Р > 250 рад/ч;

Зона  В – опасного заражения Р > 30 рад/ч;

1 зона    - зона отчуждения 30 км Р > 20 мР/ч или D > 40 бер/год;

2 зона    - зона отселения Р = 5-20 мР/ч или D = 10-40 бер/год;

3 зона    - зона жёсткого радиоактивного контроля Р < 5 мР/ч или  D не превышает 10 бер/год.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации мирного времени. Техногенные ЧС