Чрезвычайные ситуации мирного времени. Техногенные ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:38, реферат

Описание работы

Цель исследования данной работы – изучение техногенных чрезвычайных ситуаций, и нахождение методов решения их последствий. Отсюда вытекают задачи:

1) определить, что такое чрезвычайные ситуации в целом, и дать им классификацию;

2) определить, что такое техногенные чрезвычайные ситуации, и их виды;

3) рассмотреть каждую группу ЧС;

4) сделать определённые выводы.

Содержание

I. Введение __________________________________________-3 - 4-

II. Основная часть

1. Определение ЧС и их классификация __________________________-5-

2. Техногенные ЧС ____________________________________ -5 – 7-

1) Радиационно-опасные объекты _____________________ -8 – 9-

2) Опасные химические вещества ______________________-9 – 10-

3) Аварии на гидротехнических сооружениях ____________-10 – 11-

4) Аварии на транспорте:

а) аварии на железнодорожном транспорте___________-11-

б) аварии в метрополитене_______________________-11 – 12-

в) аварии на автомобильном транспорте______________-12-

г) аварии на морском и речном транспорте__________-12 – 13-

д) аварии на авиационном транспорте_______________ -13-

III. Заключение ____________________________________-14 – 15-

VI. Литература _______________________________________-16-

V. Приложение _____________________________________-17 – 19-

Работа содержит 1 файл

Чрезвычайные ситуации мирного времени.doc

— 129.50 Кб (Скачать)
align="justify">  Опасность, возникающая во время аварий на РОО, связана с выходом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Радиоактивность – это способность ядер некоторых элементов к самопроизвольному распаду. (Характеристика радиоактивных излучений представлена в таблице Приложения 2).

  Распад (превращение) ядер атомов под воздействием условий, созданных человеком, называется искусственной радиацией.

  Рассматривая  ионизирующую и проникающую способность, можно сделать выводы:

    1. Альфа – излучение опасно при попадании во внутрь организма.

    2. Защитой  от гамма и нейтронного излучения  могут быть убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. 
     

Радиоактивное загрязнение (заражение).

  Радиоактивное загрязнение (заражение) местности  происходит в двух случаях: при взрывах ядерных боеприпасов или при аварии на объектах ядерной энергетики.

  При ядерном взрыве преобладают радионуклиды с коротким периодом полураспада. Поэтому происходит быстрый спад уровней радиации. При авариях на АЭС характерно, во-первых, радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий, стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительным периодом полураспада. Поэтому резкого спада уровней радиации нет. При ядерном взрыве главную опасность представляет внешнее облучение (90 – 95% от общей дозы). При авариях на АЭС значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии. Доза внешнего облучения здесь составляет 15%, а внутреннего – 85%.  

2) Опасные химические вещества (ОХВ)

  Опасными  химическими веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве, которые при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений.

  Крупными  запасами ядовитых веществ обладают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей промышленности, чёрной и цветной металлургии.

  Значительные  их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясомолочной промышленности, холодильниках, торговых базах.

  На  предприятиях создаются запасы ОХВ, обеспечивающие трёхсуточную работу. Их хранение осуществляется на специальных складах в ёмкостях повышенной прочности. Для каждой группы ёмкостей по периметру оборудуется замкнутая земляная обваловка или ограждающая стенка их несгорающих или антикоррозийных материалов.

  Наиболее распространённые ОХВ – хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др. В большинстве случаев при обычных условиях ОХВ находятся в газообразном или жидком состояниях. Однако газообразные ОХВ обычно сжижают. При авариях жидкость переходит в газообразное состояние, образуя зоны поражения различной площади и концентрации в зависимости от приземного ветра. Зоны поражения иногда достигают десятки километров. 

3) Аварии на гидротехнических сооружениях

  Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и всё сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

  Высота  и скорость волны прорыва зависят  от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.

  Значительные  участки местности через 15 – 30 минут  обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

  По  каждому гидроузлу имеются схемы  и карты, где показаны границы  зоны затопления и даётся характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.

  В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

  При возвращении на прежние места  остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться – возможно, присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор. 

4) Аварии на транспорте 

Аварии  на железнодорожном  транспорте.

  Чрезвычайные  ситуации на железной дороге могут  быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.

  При возгорании непосредственную опасность  для пассажиров представляют огонь  и дым, а также удары о конструкции  вагонов, что может привести к  ушибам, переломам или гибели людей.

  Для уменьшения последствий возможной  аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах. 

Аварии  в метрополитене.

  Чрезвычайные  ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути. 

Аварии  на автомобильном транспорте.

  Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.

  Одним из правил безопасности является неукоснительное  выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удаётся избежать дорожно-транспортного  происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

  Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребёнок, крепко прижать его, накрыть собой  и также упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нём.

  Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из неё нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД. 

Аварии на морском и речном транспорте.

  Ежегодно  в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.

  При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.

  Все плавучие средства со спасёнными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца. 

Аварии  на авиационном транспорте.

  Безопасность  полёта зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.

  Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.

  Заняв своё место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

  Если  полёт будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.

  При взлёте и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолёта эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолёт, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета. 
 
 
 
 
 

III. Заключение

  Человек всегда  использовал  окружающую  среду в основном как источник ресурсов,  однако,  в течение  очень  длительного времени  его  деятельность  не  оказывала заметного влияния на биосферу.  Лишь в конце прошлого столетия  изменения  биосферы под  влиянием  хозяйственной  деятельности  обратили  на  себя внимание ученых.  Эти изменения нарастали и в настоящее время обрушились  на человеческую цивилизацию.  Стремясь к улучшению условий своей жизни человечество  постоянно  наращивает  темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. При таком  подходе  большая  часть  взятых  от природы   ресурсов возвращается   ей  в  виде  отходов,  часто  ядовитых  или  не пригодных для утилизации.  Это приносит угрозу и существованию биосферы, и самого человека.

       Современное человечество использует  не  только  огромные энергетические  ресурсы биосферы,  но и небиосферные источники энергии    (например,    атомной),    ускоряя    геохимические преобразования    природы.   Некоторые   процессы,   вызванные технической деятельностью человека,  направлены противоположно по  отношению  к естественному ходу их в биосфере (рассеивание металлов,  руд, углерода и др. биогенных элементов, торможение минерализации и гумификации,  освобождение законсервированного углерода и его окисление, нарушение крупномасштабных процессов в атмосфере, влияющих на климат и т.п.).

  Промышленные  аварии и катастрофы на транспорте, экологические последствия антропогенного воздействия на биосферу, применение противником в случае военных действий различных видов оружия, создают ситуации, опасные для жизни и здоровья населения.

       В XX веке,  бурное развитие  энергетики,  машиностроения, химии,   транспорта   привело   к   тому,   что   человеческая деятельность  стала  сравнима  по  масштабам  с  естественными энергетическими  и  материальными процессами, происходящими в биосфере.  Интенсивность потребления человечеством  энергии  и материальных   ресурсов   растет  пропорционально  численности населения и даже опережает его прирост.  В.И.Вернадский писал: "Человек становится  геологической силой,  способной изменить лик  Земли".  Это   предупреждение   пророчески   оправдалось.

  Последствия   антропогенной  масштабной (предпринимаемой человеком) деятельности  особенно  проявляется  в   истощении   природных ресурсов,  загрязнении  биосферы  отходами  производства, разрушении   природных    экосистем,    изменении    структуры поверхности    Земли,    изменении    климата.   Антропогенные воздействия приводят к нарушению  практически  всех  природных биогеохимических циклов.

  В законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

  В условиях чрезвычайных ситуаций общество, движимое естественным стремлением к самосохранению, предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Проблема защиты в чрезвычайных ситуациях включает в себя множество аспектов, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий по обеспечению безопасности населения, устойчивости объектов народного хозяйства и охране биосферы от антропогенного воздействия.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации мирного времени. Техногенные ЧС