Чрезвычайные ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:51, реферат

Описание работы

Природная чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате источника чрезвычайной ситуации, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Содержание

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера……………….......3
Чрезвычайные ситуации аварийного характера на автомобильном транспорте…..6
Ситуации аварийного характера в жилище…………………………………………11
Чрезвычайные ситуации локального характера в природной среде………………13
Чрезвычайные ситуации криминогенного характера………………………………16
Чрезвычайные ситуации экологического характера………………………………..20
Список литературы……………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

обж.doc

— 121.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Чрезвычайные  ситуации природного и техногенного характера……………….......3

Чрезвычайные  ситуации аварийного характера на автомобильном  транспорте…..6

Ситуации  аварийного характера в жилище…………………………………………11

Чрезвычайные  ситуации локального характера в природной среде………………13

Чрезвычайные  ситуации криминогенного характера………………………………16

Чрезвычайные  ситуации экологического характера………………………………..20

Список  литературы……………………………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

      Чрезвычайную  ситуацию определяют как резкое отклонение протекающих явлений и процессов  от нормальных (нормативно установленных), что отрицательно сказывается на условиях жизнеобеспечения объектов окружающей среды (искусственных и природных).

      Природная чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате источника  чрезвычайной ситуации, которая может  повлечь или повлекла за собой  человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

      Природные явления и процессы могут приводить  к природным бедствиям, которые  ежегодно уносят тысячи человеческих жизней и наносят огромный материальный ущерб. Природные бедствия представляют собой сложную совокупность разнообразных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов (НОЯ), которые в зависимости от их масштабов и интенсивности подразделяются на неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия и природные катастрофы.

      Под неблагоприятным природным явлением понимается стихийное событие природного происхождения, вызывающее сравнительно небольшие негативные последствия  для жизнедеятельности людей  и экономики.

      Стихийным бедствием называется разрушительное или природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого возникла угроза жизни и здоровью людей, могут произойти разрушения или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды. Стихийные бедствия — основной источник чрезвычайных ситуаций природного характера, возникающих достаточно часто и имеющих значительный масштаб.

      Техногенные чрезвычайные ситуации классифицируются по типам аварий, которые являются источниками основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера, и частично характеризуют также сферу и особенности проявления этих опасных событий.

      Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с  производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, радиационные аварии, аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и др.

      Нарастание  риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50–70%, иногда достигая предаварийного уровня. В техногенной безопасности есть и другие общие черты неблагополучия: снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности, производственной и технологической дисциплины; распространены технологическая отсталость производства и низкие темпы внедрения безопасных технологий. Показатели риска возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах в России превышают показатели приемлемых рисков, достигнутых в мировой практике.

      На  территории страны функционирует более 45 тыс. опасных объектов. В их числе 3 600 объектов, имеющих значительные запасы аварийно химически опасных веществ (АХОВ), свыше 8 тысяч взрыво- и пожароопасных объектов, 10 АЭС с 30 ядерными энергетическими установками, 113 исследовательских ядерных установок, 12 предприятий ядерного топливного цикла, 16 специальных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Все они представляют потенциальную опасность в случае возникновения на них аварий и катастроф, сопровождающихся выбросами АХОВ и радиоактивных веществ. Тяжесть последствий может усугубляться и тем, что на радиационно дестабилизированных территориях проживает 10 млн. человек, а на территориях возможного химического заражения — 60 млн. человек.

      За  год происходит около 220 тыс. пожаров, 70% которых приходится на непроизводственную сферу. Ежегодно во время пожаров погибает 12–16 тыс. человек. Величина потерь от пожаров превышает общий ущерб государства от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и является, по существу, безвозвратной. Урон от пожаров не только невосполним, но и требует еще больших затрат для восстановления уничтоженных материальных ценностей.

      В стране эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен  накопителей промышленных отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов эксплуатируются без реконструкции более 50 лет и находятся в предаварийном состоянии.

      В целом на территории страны в период до 2010 г. не исключается возникновение 1 трансграничной, 1–2 федеральных, 2–10 региональных, 50–100 территориальных, до 3 000 местных аварий и катастроф.

      Чрезвычайные  ситуации техногенного характера нередко  обуславливаются факторами экстремального воздействия со стороны природной  среды. Поэтому целесообразно рассматривать  общую классификацию ЧС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Чрезвычайные ситуации аварийного характера на автомобильном транспорте

      ЧС  аварийного характера в жилище и  на транспорте: угроза жизни и здоровью человека в результате аварий транспортных средств, бытовой техники, систем жизнеобеспечения и т.д.

      Значительное  число техногенных катастроф происходит на транспорте. Транспорт является важнейшим связующим звеном частей любой страны, звеном современного многоотраслевого хозяйства. Транспорт, кроме пассажиров, перевозит массу разнообразных грузов. Многие из этих грузов представляют для человека значительную угрозу. Они могут гореть, взрываться, отравлять и заражать окружающую среду.

      Ежегодно  в России перевозится транспортом около 900 млн. тонн грузов и свыше 3 млрд. пассажиров. На железнодорожный транспорт приходится до 60% грузовых перевозок, автомобильный - 26, речной и морской - 14. Взрывоопасные, пожароопасные, химические и другие опасные вещества составляют 155 общего объема перевозок.

      Чтобы предотвратить вредное влияние  перевозимых грузов на окружающую среду, транспортные средства специально оборудуются. Но, несмотря на это, далеко не всегда удается избежать чрезвычайного происшествия, в том числе и с человеческими жертвами. 50% всех аварий и катастроф, возникающих в хозяйстве, приходится на транспорт.

      Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций являются ошибки человека и техническое состояние того или иного транспортного средства. Усилия в борьбе с транспортными авариями и катастрофами должны быть направлены на их предотвращение. Вовремя принятые меры полностью их исключают или значительно уменьшают потери.

      Проблемы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте, присущи всем странам мира. В последние  годы резко возросло число личных автомобилей, движение стало намного  интенсивнее и как следствие возрастает риск различного рода аварий. Согласно принятым в России критериям, к чрезвычайным ситуациям на автомобильном транспорте относятся те дорожно-транспортные происшествия, следствием которых была гибель 3 и более человек или когда число пострадавших составило 5 и более человек.

      Главные причины ЧС на автомобильном транспорте:

      - различные нарушения правил дорожного  движения;

      - техническая неисправность автомобиля;

      - превышение скорости движения;

      - управление автомобилем в нетрезвом состоянии;

      - плохие дороги (в том числе  и скользкие);

      - неисправности автомобилей (прежде  всего - тормозной системы и  рулевого управления);

      - недостаточная подготовка лиц,  управляющих автомобилями, слабая  их реакция, низкая эмоциональная  устойчивость;

      - невыполнение правил перевозки  опасных грузов и несоблюдение  при этом необходимых требований  безопасности;

      - неудовлетворительное состояние  дорог. 

      Иногда  на проезжей части можно видеть открытые люки, не огороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

      Если  авария неизбежна:

      - не покидайте машину до ее  остановки (выжить в машине  легче, чем вне ее);

      - следует управлять машиной до  последней возможности, сохраняя самообладание;

      - нужно сделать все возможное,  чтобы уйти от встречного удара.  Кювет, забор, кустарник и даже  дерево лучше идущего на вас  автомобиля;

      - если нет такой возможности,  постарайтесь перевести встречный  удар в скользящий, боковой.

      Самое важное в любой аварии - не препятствовать перемещению тела вперед и защитить голову. Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться набок, напрячь все мышцы и не расслабляться до полной остановки автомобиля. Если рядом находится ребенок - необходимо крепко прижать его к себе, накрыть собой и также завалиться набок. Следует помнить, что наиболее опасное место пассажира в автомобиле - переднее сиденье.

      После того как удар произошел, прежде всего, необходимо определиться, где (в каком  месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не подтекает ли бензин и т.д. В зависимости от ситуации нужно покинуть автомобиль через дверь или окно. Помните! Делать это нужно как можно быстрее. Очень часто происходит загорание автомобиля с последующим взрывом. Если не открываются ни двери, ни окна - следует разбить стекло.

      Основные  работы при крупных автомобильных  авариях проводят специальные команды, имеющие автокраны, машины техпомощи  с приспособлениями для резки  металла, реечными домкратами, клиньями, тросами и другим необходимым инструментом.

      Для ликвидации последствий аварий с  автомобилями, перевозящими химически  опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные  вещества, привлекаются специализированные формирования.

      Первоочередной  задачей при оказании доврачебной  помощи является устранение опасности, угрожающей жизни пострадавшего. При автокатастрофе главное - своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это сделано не позднее первых 20, от силы 30 мин. Иначе будет поздно.

      Главные опасности: потеря сознания; обильное кровотечение; нарушение сердечной деятельности и дыхания; шок; тяжелые черепно-мозговые травмы и повреждения позвоночника; клиническая смерть.

      Надо  иметь в виду, что водитель и  пассажиры чаще всего получают ранения  головы, конечностей и грудной клетки от ударов конструкциями дверей, рулевой колонки, передней стенки кузова и ветровым стеклом. Дополнительные травмы наносят предметы, находящиеся в машине. Пешеходы наибольшие повреждения получают от ударов бамперами, крыльями, фарами и капотом. Около 60% всех ранений - результат вторичного удара о дорожное полотно, бордюрный камень.

      Что делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. На место происшествия вызываются работники ГАИ, скорая медицинская и техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации