Чрезвычайные ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:51, реферат

Описание работы

Природная чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате источника чрезвычайной ситуации, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Содержание

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера……………….......3
Чрезвычайные ситуации аварийного характера на автомобильном транспорте…..6
Ситуации аварийного характера в жилище…………………………………………11
Чрезвычайные ситуации локального характера в природной среде………………13
Чрезвычайные ситуации криминогенного характера………………………………16
Чрезвычайные ситуации экологического характера………………………………..20
Список литературы……………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

обж.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

      Защищенный человек - это тот, кто умеет разговаривать на любом языке, в том числе и на том, на котором говорят люди криминального типа. По крайней мере, умеет понимать его. Лучшее средство самозащиты - это попросту избегать контактов с преступным миром, но не превращайте идею избегания контактов с криминалом в практику бегства от него с закрытыми глазами и ушами. Здесь было бы интересно привести слова Морихэя Уэсиба: "Необходимо разработать стратегию, которая использовала бы все доступные физические условия и элементы. Лучшая стратегия самозащиты - это та, которая полагается на неограниченный диапазон реакций".

      Если  столкновения не избежать или оно  уже произошло, то тогда вам надо сделать следующий шаг: определить тип агрессора, понять его мотивы и цели, прочувствовать степень серьезности его намерений, ответить самому себе на вопросы:

      1. Кто перед вами - мелкий уличный хулиган, дебошир, рэкетир, бандит-грабитель, представитель той или иной группировки, мафиози?

      2. Чего он хочет от вас?

      3. Сильнее ли он вас или нет?

      Оценивать нужно, учиться мгновенно, желательно без слов или задавая себе несколько ключевых вопросов и включая свою интуицию. Ответив на эти три вопроса (кто он, какой он и что он хочет), вы должны мгновенно выбрать для себя стратегию дальнейшего поведения. В зависимости от того, как вы ответили на эти вопросы самому себе, вы можете выбрать три варианта действия:

      1. Бежать в прямом или переносном  смысле;

      2. Принять бой и сражаться до  конца;

      3. Принять вызов, но затем смягчить  или разрядить ситуацию и после отступить, сохранив лицо и стараясь погасить ссору.

      Решимости и одновременно гибкости требует  еще один способ действия - принятие боя с попыткой смягчить ситуацию и несколько отступить, сохранив лицо. Выбрав этот тип реакции, вы должны проверить самого себя - есть ли внутри вас этот запас гибкости, расслабления, внутренней свободы, который позволяет принять ситуацию столкновения с грубой силой спокойно и легко, без дрожи в коленях и мышечных зажимов, даже с юмором, иногда очень хорошо разряжающим напряжение? Если есть, то пробуйте разряжать агрессивное поле спокойными словами, шутками или переключением негативной криминальной энергии на другой канал, объект, действие или тему. Только осмотрите себя и проверьте, чтобы у вас не дрожал голос, была естественная интонация и мимика, свободные, уверенные движения. Излишне напряженный человек, пытающийся натужно шутить или демонстрировать некоторую крутость, будет красной тряпкой для людей криминального типа, которые являются превосходными практическими психологами и легко обнаружат обман. Потому расслабьтесь, попробуйте мгновенно отпустить мускульное и психическое напряжение и войти в состояние добродушной, внутренне защищенной свободы и попытайтесь всю ситуацию перевести на иную психологическую температуру и понизить градус кипения. Отвечайте из этого состояния легкости, расслабленности и попытайтесь, чтобы эта смягчающая энергия была более сильной, нежели скрытая или явная агрессия хулигана или бандита.

      Но  в то же время старайтесь, чтобы  внутри вас оставался твердый стержень воли. Граница допустимых уступок в конфликте должна быть вами очерчена предельно четко. Вы должны быть готовы к тому, что если ваша смягчающая стратегия не сработает, и криминальные люди продолжат свое давление, то нужно будет мгновенно перевести ситуацию либо в режим открытого противостояния, либо драки, либо в режим бегства. Хуже всего ввязываться в заведомо проигрышный диалог, наполненный извинительными интонациями с вашей стороны и напористо-изощренной агрессией со стороны хулиганов. Вы никогда их не переиграете.

      Лучшей защитой будет все-таки включение смягчающего механизма, что позволит избежать унижения и сохранить лицо. Этот вариант поведения дает большую площадку для маневра и контратаки. Нападающая сторона, успокоенная вашей мирной интонацией, иногда совершенно не ожидает от вас ответной агрессии в виде внезапного удара. Но еще раз подчеркиваю - идти на этот мирный вариант следует с позиции внутренней силы и превосходства, как это делал бы мастер боевых искусств, не желающий связываться с уличным сопляком, а не с позиции слабости, ведущей к неуклюжим уступкам и еще большему открыванию себя для удара, при соблюдении всех условий, это прекрасный способ самозащиты.

      Однозначных рекомендаций на все случаи жизни  при попадании в криминогенные  ситуации нет, так как они зависят от многих факторов. Поэтому при обсуждении на уроке этой темы целесообразно использовать известные примеры, имевшие место в вашем городе, районе, населенном пункте. Опираясь на известные факты, выработайте свою точку зрения на правила поведения в той или иной ситуации

      Неприятное  соседство в транспорте. Если в  вагоне, куда вы уже вошли, находится  пьяная компания, проходите в следующий  по ходу движения вагон. Не отвечайте  на вызывающие реплики, не встречайтесь глазами с развязными пассажирами, будьте внешне равнодушны. Или проходите в такой вагон, где традиционно скапливаются пассажиры, например в предпоследний. Если вы опасаетесь хулиганов, садитесь ближе к пульту вызова милиции или стоп-крану.

      Безопасное  поведение на улице. Если вы идете по пустынной улице, придерживайтесь середины тротуара, чтобы вас не мог застать врасплох тот, кто прячется в дверном проеме, в кустах или в переулке. Старайтесь максимально не занимать руки и не засовывать их в карманы.

      Девушкам  советуем носить сумочку прижатой к телу и помнить: если кто-то выхватывает ее у вас - отдавайте, не раздумывая. На всякий случай кладите ключи, кошелек и кредитные карточки в один карман, а все наличные деньги распределяйте по разным карманам.

      Необходимо  постоянно приучать себя проигрывать мысленно различные ситуации (не только криминогенного характера), в которых вы можете оказаться. Тем самым вы всегда будете готовы поступить грамотно.

      Прямых  столкновений с неизвестными (опасными) людьми можно избежать, а если нападение  произошло, необходимо действовать: защищать себя всеми имеющимися под рукой средствами, отвлечь внимание нападающего (нападающих) и покинуть место событий. В настоящее время существуют специальные школы самообороны. Много литературы, где освещаются и юридические аспекты самообороны. Можно воспользоваться и учебником по ОБЖ для средней школы. 
 
 
 
 

      Чрезвычайные  ситуации экологического характера

      Все ЧС экологического характера происходят в результате техногенных и природных  чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайная ситуация, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, обстановка на определенной территории, может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

      Лесные  пожары - это бедствие. Вместе с деревьями  уничтожаются вся растительность, весь животный и микроорганический мир.

      Деградация  почвы включает процессы эрозии, сопровождается изменениями почвенной флоры и фауны, снижением плодородия, формированием бесплодных, пустынных земель.

      Под эрозией почвы понимают разнообразные  процессы разрушения почв и подстилающих пород различными природными и антропогенными факторами. В соответствии с причинами различают водную эрозию, ветровую, ледниковую, оползневую, речную, биологическую.

      За  последние 25 лет площадь сельскохозяйственных угодий, приходящихся на одного жителя России, уменьшилась на 24%, площадь  пашни - на 18%.

      Объемы  мероприятий по охране и рациональному использованию почв и земельных ресурсов в последние годы существенно уменьшаются. Вследствие этого усиливаются процессы деградации, разрушения, загрязнения и захламления земель.

      Загрязнение почвенного покрова тяжелыми металлами  происходит в основном за счет промышленных выбросов и бессистемного захоронения в почву токсичных отходов.

      Опустынивание - это уменьшение или уничтожение  биологического потенциала земельного пространства, сопровождающееся сокращением  его водных ресурсов, исчезновением сплошного растительного покрова, обеднением и перестройкой фауны. Опустынивание является результатом воздействия неустойчивой среды аридных (засушливых) земель с нерациональным использованием их человеком. Например, чрезмерным выпасом скота, отсутствием рациональных соотношений между земледелием и животноводством, уничтожением растительного покрова при заготовке топлива, дорожном строительстве, геологоразведочных работах.

      До 90 % лесных пожаров возникает из-за небрежного обращения с огнем  в лесу. Очаги возгораний, как правило, расположены в местах массового скопления людей: вдоль автодорог, железнодорожных линий и вокруг населенных пунктов. Основной пик лесных пожаров приходиться на выходные и праздничные дни, время летних отпусков и каникул.

      Торф  способен гореть без доступа воздуха даже под водой.

      В лесу недопустимо:

      - пользоваться открытым огнем;

      - выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах, а также стерню на полях, в лесу;

      - разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках, в местах с сухой травой, под кронами деревьев, а также на участках поврежденного леса;

      - употреблять на охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;

      - оставлять промасленный или пропитанный горючими веществами обтирочный материал;

      - заправлять горючим баки двигателей, использовать неисправные машины, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;

      - оставлять бутылки или осколки стекла, так как они способны сработать как зажигательные линзы.

      - оставлять детей одних у костра и не давать им спички;

      - использовать при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;

      - оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла.

      Виновные  в нарушении этих правил несут  дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

      Действия  населения в зоне лесного пожара:

      - окунитесь в ближайший водоем или накройтесь мокрой одеждой;

      - для преодоления нехватки кислорода дышите через мокрый платок или смоченную одежду, пригнитесь к земле;

      - определите направление ветра и распространение огня;

      - выбрав маршрут выхода из леса в безопасное место, выходите только в наветренную сторону и вдоль фронта огня;

      - приняв решение о тушении небольшого пожара, пошлите за помощью в населенный пункт;

      - при небольшом пожаре заливайте огонь водой из ближайшего водоема, сметайте пламя 1,5-2 м пучком из веток лиственных деревьев, мокрой одеждой, плотной тканью;

      - небольшой огонь на земле затаптывайте, не давайте ему перекинуться на деревья, не уходите, пока не убедитесь, что огонь потушен.

      Телефоны  службы спасения: 01, 112 (сотовая связь).

      Ухудшение экологической ситуации сопровождается тяжелыми социальными последствиями. Прежде всего, это касается глобального  ухудшения здоровья населения.  
 
 
 
 
 

      Список  литературы

  1. Алексеев В.С., Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности Издательство: "Дашков и К", 2008.
  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Э.А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н; А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Владимиров В.А., Измалков В.И. и другие «Оценка риска и управление техногенной безопасностью», М.: ФИД «Деловой экспресс», 2002.
  4. Гринин А.С., Новиков В.Н. «Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях», М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
  5. Емельянов В.М., Коханов В.Н. и другие «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях», М.: Академический Проект, 2003.
  6. Крючек Н.А., Латчук В.Н. и другие «Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях», М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001.
  7. Мастрюков Б.С. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  8. Петров С. В., Макашев В. А. Опасные ситуации природного характера и защита от них: ЭНАС; Москва; 2008.
  9. Хван Т.А., Хван П.А. «Безопасность жизнедеятельности», Ростов н./Д.: «Феникс», 2009.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации