Единая Государственная Система Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:49, реферат

Описание работы

В нашей стране выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС – РСЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов власти всех уровней и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3
Законодательные основы защиты населения России в ЧС…………………………………………4
Назначение РСЧС………………………………………………………………………………………5
Основные задачи РСЧС………………………………………………………………………………...5
Структура РСЧС………………………………………………………………………………………6
Силы и средства РСЧС………………………………………………………………………………...7
Информационное обеспечение …………………………………………………………………………9
Режимы функционирования РСЧС…………………………………………………………………….9
Заключение ………………………………………………………………………………………………11
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по БЧС.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Законодательные основы защиты населения России в ЧС…………………………………………4

Назначение РСЧС………………………………………………………………………………………5

Основные задачи РСЧС………………………………………………………………………………...5

Структура РСЧС………………………………………………………………………………………6

Силы и средства РСЧС………………………………………………………………………………...7

Информационное обеспечение  …………………………………………………………………………9

Режимы функционирования РСЧС…………………………………………………………………….9

Заключение ………………………………………………………………………………………………11

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных  регионах, усложнения технологических  процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера.

Все это вынуждает  повысить оперативность и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий.

Комплексное обеспечение защиты населения  и территорий от ЧС природного характера  является одной из важнейших стратегических задач государства. Анализ статистики по авариям и катастрофам позволяет сделать вывод о том, что проблемы предупреждения и ликвидации ЧС существенно влияют на все составляющие факторы национальной безопасности государства – политическую, экономическую, экологическую, генетическую и ряд других видов безопасности.

Для выполнения основной задачи любого государства – защиты населения – необходима постоянная работа по совершенствованию всего комплекса мер по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное и военное время, обеспечению безопасности и защиты населения, территорий и окружающей природной среды. Поскольку предупреждение и ликвидация ЧС непосредственно связаны с проблемами национальной безопасности, возникает необходимость  в создании государственного механизма по предупреждению, прогнозированию, локализации и ликвидации ЧС.

В нашей стране выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС – РСЧС.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов  власти всех уровней и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 

 

 

 

 

Законодательные основы защиты населения России в  чрезвычайных ситуациях

Социально-экономические реформы, осуществляемые в стране, новые федеральные  законы, постановления Правительства  РФ и другие акты органов государственной  власти России создают благоприятные условия для решения проблемы защиты населения и территорий от природных и техногенных ЧС.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с изменениями от 22 августа 2004 г. определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (населения), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территории) от ЧС природного и техногенного характера.

Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области   защиты от ЧС. Реализация требований закона осуществляется органами исполнительной власти всех уровней, администрациями предприятий, учреждений и организаций, органами управлениями, специально уполномоченными решать задачи защиты населения и территорий.

В целях совершенствования  системы мероприятий по защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, принято постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. № 420 «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами», на основе которого создана Всероссийская служба медицины катастроф, входящая в Российскую систему предупреждения и действий в ЧС.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ постановлением от 13 мая 1997 г. № 576 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» утвердил правила выделения средств из резервного фонда на финансирование мероприятий по ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Необходимо отметить также важность для защиты населения и территорий от ЧС постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в редакции от 27 мая 2005 г. № 335, Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями от 22 августа 2004 г. И Федерального закона от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» с изменениями от 22 августа 2004 г.

 

Назначение  РСЧС

В соответствии с Федеральным законом  «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» создана и функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), которая предназначена для предупреждения ЧС в мирное время, а в случае их возникновения – для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

 

Основные  задачи РСЧС

В соответствии с Федеральным законом  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основными задачами РСЧС являются:

  1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
  2. Осуществление целевых и научно-технических программ , направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций , а также объектов социального назначения от ЧС;
  3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, представляемых и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
  4. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  5. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  6. Ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  7. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций
  8. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации
  9. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Структура РСЧС

Система РСЧС состоит из территориальных  и функциональных подсистем и  действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Для организации работ в области  защиты населения и территорий от ЧС федеральные органы исполнительной власти создают функциональные подсистемы РСЧС. Правительство РФ в соответствии со своими решениями утверждает положения о функциональных подсистемах, создаваемых федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Федеральные органы исполнительной власти определяют организацию, состав сил и средств функциональной подсистемы положениями, утверждаемыми по согласованию с МЧС России.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются  в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих  местному административно-территориальному делению. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяется положениями, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.

На каждом уровне РСЧС создаются  координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства и др.

Координационными  органами РСЧС являются:

    1. На федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
    2. Региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС)    органа исполнительной власти субъекта РФ;
    3. Муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) –  КЧС органа местного самоуправления;
    4. Объектовом уровне – КЧС организации.

 КЧС федеральных органов исполнительной власти руководят разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в ЧС; обеспечивают готовность органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, координируют и руководят работами по ликвидации ЧС на подведомственных объектах и т.д.

Основными задачами КЧС регионального  и муниципального уровней являются организация и контроль за осуществлением  мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС; обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС; планирование и организация эвакуации населения; руководство работами по ликвидации ЧС, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам и т.д.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

    1. На федеральном уровне -= МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
    2. Межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ.
    3. Муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
    4. Объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты  населения и территорий от ЧС.

Органами повседневного  управления РСЧС являются:

    1. Центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
    2. Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров
    3. Центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГО и ЧС
    4. Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
    5. Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований
    6. Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов)

Органы повседневного управления РСЧС размещаются в зависимости от обстановки на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащенных техническими средствами управления, связи, оповещения и жизнеобеспечения и поддерживаемых в состоянии  готовности к использованию.

 

 

 

 

Силы и  средства РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся  специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления , организаций и общественных объединений, предназначенные и  выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. Состав сил и средств РСЧС определяется Правительством РФ.

Силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий  по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального масштаба в порядке, установленном Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

В состав сил и средств каждого  уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные  для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы и формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой с учетом обеспечения снаряжением и материалами не менее чем на 3 суток для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. В состав этих сил входят:

  1. Учреждения Агентства по мониторингу ЧС;
  2. Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;
  3. Войска ГО;
  4. Поисково-спасательная служба МЧС России;
  5. Военизированные и невоенизированные и противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
  6. Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
  7. Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза России;
  8. Военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
  9. Формирование ГО территориального, местного и объектового уровней;
  10. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил России, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
  11. Аварийно-технические центры Росатома;
  12. Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федерального агентства воздушного транспорта;
  13. Восстановительные и пожарные поезда Министерства транспорта и связи РФ;
  14. Аварийно-спасательные службы и формирования Федерального агентства морского и речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.

Информация о работе Единая Государственная Система Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций