Шпаргалки по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:02, шпаргалка

Описание работы

90 шпаргалок по БЖД 1 курс (1-2 семестр)

Работа содержит 1 файл

igjhs.docx

— 198.99 Кб (Скачать)

Шпаргалка: 90 шпаргалок  по БЖД 1 курс (1-2 семестр)

Шпаргалка: 90 шпаргалок  по БЖД 1 курс (1-2 семестр)

1.Содержание  дисциплины «БЖД» ее цели и  задачи:

Безопасность  жизнедеятельности представляет собой  область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

- идентификация  (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

- защита  от опасностей или предупреждение  воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

- ликвидация  отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

- создание  нормального, то есть комфортного  состояния среды обитания человека.

Интегральным  показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. Развитие цивилизации, под которой мы понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.

На протяжении всего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал. В настоящее время средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.

Курс  «Безопасность жизнедеятельности» предусматривает процесс познания сложных связей человеческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации. БЖД рассматривает:

- безопасность  в бытовой среде;

- безопасность  в производственной сфере;

- безопасность  жизнедеятельности в городской  среде (селитебной зоне);

- безопасность  в окружающей природной среде;

- чрезвычайные  ситуации мирного и военного  времени.

Бытовая среда - это вся сумма факторов, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие разделы науки, как коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростов.

Производственная  среда — это совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности.

Безопасность  в природной среде — это  одна из отраслей экологии. Экология изучает  закономерности взаимодействия организмов с окружающей средой.

 

10.Понятие  о естественных химических факторах  среды обитания. Биохимические провинции.

Вредные химические вещества окружающей среды, как и любые другие, можно разделить на две группы: естественные (природные) и антропогенные (попадающие в окружающую среду в связи с деятельностью человека).

Естественные: химические вещества поступающие в  организм человека с воздухом, водой, пищей. (аминокислоты, витамины, белки, жиры, углеводы, микроэлементы).

Для организма  человека разнообразие химических веществ  имеет неравноценное значение. Одни из них индифферентны, то есть безразличны  для организма, другие оказывают  на организм вредное действие, третьи обладают выраженной биологической активностью, являясь либо строительным материалом живого вещества, либо обязательной составной частью химических регуляторов физиологических функций: ферментов, пигментов, витаминов. Последние получили название биологически активных элементов (или биогенных элементов). Все биогенные элементы в зависимости от их процентного содержания в организме человека разделены на две группы:

— макроэлементы  — О,С,Н,М,Cl,S, Р,Са,Nа,Mg, содержание которых в организме человека составляет 10-3% и более;

- микроэлементы  — I, Сu, Со, Zn, Рt, Мо, Мn и др., содержание  которых в организме достигает  10-3%

— следовые элементы, обнаруживаемые в организме человека в количествах, не превышающих 10-12%.

Качественное  и количественное содержание химических элементов определяется природой организма, при этом внутренняя и внешняя среда представляет собой единую, целостную систему, находящуюся вдинамическом равновесии с окружающей средой.

Необходимо  отметить однако, что физиологические возможности процессов уравновешивания внутренней среды организма с постоянно меняющейся внешней средой ограничены. Расстройство равновесия, выражающееся в нарушении процессов жизнедеятельности или в развитии болезни, может наступать при воздействии чрезвычайного по величине или необычного по характеру фактора внешней среды. Такого рода ситуации могут иметь место на определенных территориях вследствие естественного неравномерного распределения химических элементов в биосфере: атмосфере, гидросфере, литосфере. Такие территории были названы биогеохимическими провинциями, а наблюдаемые специфические заболевания населения получили название геохимических заболеваний. Так например, если того или иного химического элемента, скажем йода, оказывается недостаточно в почве, то понижение его содержания обнаруживается в растениях, произрастающих на этих почвах, а также в организмах животных, питающихся этими растениями. В результате пищевые продукты как растительного, так и животного происхождения оказываются обедненными йодом. Химический состав грунтовых и подземных вод отражает химический состав почвы. При недостатке йода в почве его недостаточно оказывается и в питьевой воде. Йод отличается высокой летучестью. В случае пониженного содержания в почве, в атмосферном воздухе его концентрация также понижена. Таким образом, в биогеохимической провинции, обедненной йодом, организм человека постоянно недополучает йод с пищей, водой и воздухом. Следствием является распространение среди населения геохимического заболевания — эндемического зоба.

Существуют  и другие биогеохимические провинции, обедненные медью, кальцием, марганцем, кобальтом; обогащенные свинцом, ураном, молибденом, марганцем, медью и другими элементами.

 

11.Понятие  о среде обитания – окружающей, производственной и бытовой.

Курс  «Безопасность жизнедеятельности» предусматривает процесс познания сложных связей человеческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации. БЖД рассматривает:

- безопасность  в бытовой среде;

- безопасность  в производственной сфере;

- безопасность  жизнедеятельности в городской  среде (селитебной зоне);

- безопасность  в окружающей природной среде;

- чрезвычайные  ситуации мирного и военного  времени.

Бытовая среда - это вся сумма факторов, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие разделы науки, как коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростов.

Производственная  среда — это совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности.

Безопасность  в природной среде — это  одна из отраслей экологии. Экология изучает  закономерности взаимодействия организмов с окружающей средой.

Человеческий  опыт накопил определенные приемы, методы для обеспечения безопасного взаимодействия со средой обитания, особенно в производственной среде. Безопасность труда — это такое состояние его условий, при котором исключено негативное воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Техника безопасности — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Для каждого вида работ существуют определенные правила техники безопасности, человек допускается к работе только после их изучения. В паспорте любого технического устройства изложены правила эксплуатации, выполнение которых делает безопасной работу с этом устройством.

Обеспечение безопасных условий на рабочих местах является обязанностью администрации.

Охрана труда — система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Производственная санитария — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

 

12.Краткая  характеристика нервной системы.  Механизм реакции нервной сис-мы  на факторы окр. среды:

Негативн. воздейств. на организм могут оказывать различн. раздражители (факторы внешней среды) — физические, химические, биологич., и т.д. Влияние всех этих факторов происходит в конкретных социальных условиях существования, кот-ые имеют нередко решающее значение в обеспечении БЖД. Способность организма отвечать на воздейств. факторов окр. среды называется реактивностью. Реактивность — свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеят. на воздействия окр. среды. Реактивность обеспеч. защитно-компенсаторными сис-ми и механизмами, решающая роль в осуществлении которых принадлежит нервной сис-ме. В процессе развития организма нервная сис-ма стала ведущей, обеспечивающей целостность организма, его единство с окр.средой, сохранение постоянства внутр. среды, строения, функций. Нервная система вып. след. важн. функции:

- осущ. вз-ие  организма с окр. средой, обеспеч.  приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды;

- объединяет  органы и системы тела в  единое целое и согласует их  деятельность;

- на высшем  этапе развития нервная сис-ма  осущ. психич. деятельность на основе  физиологических процессов ощущения, восприятия и мышления. Нервная  сис-ма условно делится на две  части: соматическая, управляющая мускулатурой скелета и некот-ых внутр. органов (язык, гортань, глотка); вегетативная — иннервирующая все мышцы кожи, сосуды. Структурной и функциональн. единицей нервной сис-мы является нейрон — нервная клетка. Нервные клетки, которыми снабжены все органы и ткани организма, имеют несколько коротких, ветвящихся отростков - дендритов, по которым импульсы поступают в тело клетки, и один длинный отросток — аксон, по которому импульсы идут от тела клетки.

Нервы представляют собой скопление нервных волокон, идущих от нервных клеток спинного и головного мозга или узлов. Они осущ. связь между центральн. нервн. сис-мой и отдельными органами и клетками организма. Нервы, проводящ. возбуждение из центр. нервн. сис-мы к рабочим органам, называются нисходящими, центробежн. или двигательн. Нервы, передающ. возбуждение от разных органов и участков тела в головной и спинной мозг, называются восходящими. Рецепторы — специализир. нервные клетки, обладающие избирательной чувствительностью к возд. опред. факторов. Рецепторы могут быть в виде простых нервных окончаний, иметь форму волосков, пластинок. Часть рецепторов предназначены для восприятия факторов окр. среды, другая часть воспринимает изменения внутр. среды организма.Функции нервной сис-мы осущ. по механизму рефлекса.

Рефлекс — это реакция организма на раздражение из внешней или внутр. среды, осуществляемая при посредничестве центр. нервн. сис-мы. В основе всякого рефлекса лежит деятельность сис-мы соединенных друг с другом нейронов, образующ. т.н. рефлекторную дугу.Простая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов, один из которых связан с какой-нибудь чувствительной поверхностью, например, с кожей, а другой — с мышцей или железой. Несмотря на сложность строения, в любой рефлекторной дуге выделяются три главных элемента:

— рецептор, трансформирующий энергию раздражения в нервн. процесс, связ. с афферентным нейроном;

- центр.  нервн. сис-ма (различные ее уровни  от спинного до головного мозга), где осуществляется преобразование возбуждения в ответную реакцию и переключение его с центростремительных на центробежные волокна;

- эфферентный  нейрон, осуществляющий ответную реакцию (двигательную или секреторную).

 

13.Понятие  об анализаторах. Схема зрительного  и слухового анализаторов.

БЖД направлена на защиту человека от воздействия  опасных и вредных факторов. Для  поддержания системы «человек-среда» в безопасном состоянии необходимо согласовать действия человека с элементами окружающей среды. Человек осуществляет непосредственную связь с окружающей средой при помощи органов чувств. Как уже было сказано выше, органы чувств являются периферическими отделамианализаторов. Основн. характеристикой анализатора явл. Чувствит., которая выражается в способности живого организма воспринимать действие раздражителей, исходящих из внешн. или внутр. среды. Она характериз. величиной порога ощущения — чем ниже порог, тем выше чувствительность. Различаютабсолютн. и дифферен. пороги ощущения. Абсолютный порог ощущения это мин. сила раздражения, способная вызвать ответную реакцию. Дифференциальный порог ощущения — это мин. величина, на которую нужно изменить раздражение, чтобы вызвать изменение ответной реакции. Время, проход. от начала воздейств. раздражит. до появления ощущения, называется латентным периодом.

Зрительный анализатор обеспеч. более 80% информации о внешн. мире, имеет важное значение в обеспечении безопасности, характериз. следующими показателями:

- острота  зрения — способность раздельного  восприятия объектов — управляется большим числом биокибернетических устройств; сущ. сис-ма, обеспеч. четкость изображ. на сетчатке путем изменения кривизны хрусталика; кроме того, освещенность сетчатки регулируется диаметром зрачка;

— поле зрения — состоит из центральн. области  бинокулярного зрения, обеспеч. стереоскопичность восприятия; его границы у отдельных лиц зависят от анатомических факторов; поле зрения охватывает около 240° по горизонтали и 150° по вертикали нормальн. естес. освещения; недостаток кислорода приводят к резкому уменьш. поля зрения;

Информация о работе Шпаргалки по "Безопасности жизнедеятельности"