Современная концепция национальной безопасности РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Термин "национальная безопасность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др.

Содержание

Введение …………………………………………………………………....... 3

1. Методология исследования национальной безопасности …….... 5

2. Характеристика среды безопасности современной России …… 12

3. Основные проблемы внутренней безопасности России ……….. 16

4. Основные направления деятельности государственных
органов власти по предупреждению и локализации
угроз внутренней безопасности России …………………………… 24

Заключение ………………………………………………………………….. 28

Список использованных источников ………………………………….. 29

Приложения ………………………………………………………………….. 30

Работа содержит 1 файл

Современная концепция национальной безопасности РФ.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

Говоря о нормативно-правовом аспекте  совершенствования федеративных отношений, необходимо прежде всего, в нормах Конституции Российской Федерации скорректировать юридическую формализацию основных принципов федеративного устройства, иными словами, более четко закрепить в конституционных нормах названные принципы федеративного устройства и связанные с ними правовые формы регулирования федеративных отношений, круг предметов ведения, определить основные принципы, формы и процедуру разграничения и реализации компетенции по предметам совместного ведения, установить основы публично-правовой ответственности Федерации и ее субъектов за ненадлежащее осуществление разделенной по вертикали государственной власти. Пока же основной пласт законодательства Российской Федерации и ее субъектов еще до конца не сформирован, необходимы экстренные меры, способные сломить неблагоприятные тенденции в региональном нормотворчестве, установить предел субъективизму в праве, разрушению единства правовой системы.

В заключение можно отметить, что  действия по обеспечению национальной безопасности, в частности, безопасности основ конституционного строя Российской Федерации и защите интересов государства от угрозы правового сепаратизма, могут проводиться по двум основным направлениям:

1) противодействие уже реально  существующим угрозам, непосредственное реагирование (адекватное, в соответствии с характером и масштабом этих угроз) на них;

2) превентивные меры по предотвращению и нейтрализации угроз.

 

 

Заключение

 

Специфика изучения национальной безопасности, как открытой динамичной социальной системы, имеет ряд особенностей, среди которых – высокие требования к достоверности знания, выбору средств научного анализа, методик и процедур научного исследования. Эти специфические особенности характерны не только для изучения системы, но и для ее функционирования. Национальная безопасность имеет сложную структуру. Только научная методология может найти соответствующие формы для выражения этих сложных структур, зависимостей и отношений между ними. Системный подход служит средством методологического анализа национальной безопасности, применение которого позволяет достичь наиболее глубокого осмысления явлений, выделить их составляющие, установить взаимосвязи и взаимозависимости структурных и функциональных компонентов. Система "национальная безопасность" выступает как диалектическое единство взаимодействия жизненно важных интересов личности, общества и государства. Политика, как деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства, выступает в данной системе в совокупности ее функциональных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного.

Национальная безопасность вбирает  в себя все виды безопасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом развитии; имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических странах безопасность личности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства.

Государство является главным субъектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства – обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточность сил и средств, гуманность, своевременность и адекватность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутренних угроз национальным интересам.

Национальная безопасность как  социальная система исследуется теоретическими методами, среди которых приоритетное место занимают исторический анализ, политический и факторный анализ. Понимание сущности, видение структурных и функциональных компонентов общей системы "национальная безопасность" способствует методологической обоснованности исследований проблем национальной безопасности. Исторический аспект зарождения и развития системы национальной безопасности способствует выявлению ее общих закономерностей, а также специфики их преломлений в различных условиях.

Политический анализ, как метод  исследования социальных систем, помогает раскрыть роль и значение всех субъектов обеспечения национальной безопасности реформирующейся России, правильно определить национальные цели и основные направления деятельности личности, общества и государства. Он позволяет видеть политику как конкретную деятельность субъектов обеспечения безопасности национальных целей, проследить зарождение и истинную роль государства в обеспечении национальной безопасности.

Особенностью отечественной системы  обеспечения национальной безопасности на современном этапе развития страны выступает ее нацеленность на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, законодательное закрепление основных принципов и направлений деятельности основных структурных компонентов этой системы. Отечественная система обеспечения национальной безопасности остро нуждается в разработке научно-методических основ своего функционирования. Зарубежный опыт функционирования систем обеспечения национальной безопасности может быть использован в практической работе при планировании деятельности органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

 

Список использованных ИСТОЧНИКОВ

  

  1. Арбатов А. Безопасность России. М., 1999.
  2. Балабанов А.А. Жизненно важные интересы региональной социальной общности. //Материалы научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке". М.: ЭДАСПАК, 2001.
  3. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002.
  4. Гаджиев К.С. Геополитика. М.: Международные отношения, 1997.
  5. Глобальное участие, сотрудничество и безопасность в XXI веке. // В сб.  статей под ред. Дж. Е. Нолага. Вашингтон, 1994.
  6. Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М.: Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, 2000.
  7. Дойл М. У. Пути войны и мира. Вашингтон, 1997.
  8. Закон Российской Федерации "О безопасности".
  9. Конституция Российской Федерации. Ст. 2. М., 1993
  10. Концепция внешней политики Российской Федерации. // Независимая газета. 2000. 11 июля.
  11. Концепция национальной безопасности. В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.
  12. Маликова Н. Р. Методология этносоциологического исследования. М.: РАН, 1995.
  13. Маликова Н.Р. Переговоры в интересах национальной безопасности. М.: РАГС, 1997.
  14. Независимая газета. 2000. 12 июля.
  15. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию соц. и полит, наук, 1997.
  16. Подберезкин А. И. Русский путь. М.: Рау-Университет, 1997.
  17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Какую Россию мы строим?" //Независимая газета. 2000.11 июля.
  18. Ротшильд Э. Что такое безопасность?// Бюллетень "Дедалус". 1995. №124.
  19. Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества и государства. // Безопасность Евразии 2000. №1.
  20. Шахназаров Г. Фактор личности и альтернатива демократии // Свободная мысль. 1997. № 10.
  21. Шахрай СМ. Мифология чеченского кризиса. М., 1996.

 

 

Приложение 1

 

Схема концепции  национальной безопасности

 





 

 


 

 

 

 


 


 

 

 

 

 


 

 


 

 


 

 



 

 

Приложение 2

 

Субъекты Российской Федерации с признаками

этнополитической  напряженности

 

пп

Субъекты

Федерации

Национально-территориальные

образования

Доля 

русских менее 70%

Высокая нагрузка вынужденными

мигрантами

Конфликтогенный

потенциал

(группа)

Европейский Север

1.

Карелия

+

-

+

2

2.

Коми

+

+

-

2

Черноземный центр

3.

Белгородская область

-

-

+

1

4.

Воронежская область

-

-

+

1

5.

Курская область

-

-

+

1

Урало-Поволжье

6.

Башкортостан

+

+

+

3

7.

Волгоградская область

-

-

+

1

8.

Калмыкия

+

+

-

3

9.

Марий-Эл

+

+

-

3

10.

Мордовия

+

+

+

2

11.

Оренбургская область

-

-

+

1

12.

Пензенская область

-

.

+

1

13.

Самарская область

-

-

+

1

14.

Саратовская область

-

-

+

1

15.

Татарстан

+

+

+

4 (б)

16.

Удмуртия

+

+

-

2

17.

Ульяновская область

-

-

+

1

18.

Чувашия

+

+

-

3

Северный  Кавказ

19.

Адыгея

+

+

-

3

20.

Дагестан

+

+

-

4 (а)

21.

Ингушетия

+

+

+

4 (б)

22.

Кабардино-Балкария

+

+

+

4 (б)

23.

Карачаево-Черкесия

+

+

+

4 (б)

24.

Краснодарский край

-

-

+

3

25.

Ростовская область

-

-

+

1

26.

Северная Осетия

+

+

+

4 (а)

27.

Ставропольский край

-

-

+

3

28.

Чечня

+

+

-

4 (а)

Сибирь  и Дальний Восток

29.

Агинский АО

+

+

-

3

30.

Амурская область

-

-

+

1

31.

Бурятия

+

+

-

3

32.

Приморский край

-

-

+

1

33.

Республика Алтай

+

+

-

3

34.

Республика Саха

+

+

-

3

35.

Тыва

+

+

-

4 (б)

36.

Усть-Ордынский АО

+

+

-

3

37.

Хакасия

+

-

-

3


1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Какую Россию мы строим?" //Независимая газета. 2000.11 июля.

2 Там же

3 Независимая газета. 2000. 12 июля.

4 Концепция внешней политики Российской Федерации. // Независимая газета. 2000. 11 июля.

5 Конституция Российской Федерации. Ст. 2. М., 1993; Закон Российской Федерации "О безопасности". М., 1992; Концепция национальной безопасности В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

6 Ротшильд Э. Что такое безопасность?// Бюллетень "Дедалус". 1995. №124; Глобальное участие, сотрудничество и безопасность в XXI веке. // В сб.  статей под ред. Дж. Е. Нолага. Вашингтон, 1994.

7 Дойл М. У. Пути войны и мира. Вашингтон, 1997. С. 15-16.

8 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

9 Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М.: Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, 2000. С. 53-64.

10 Там же.

11 Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 262-263.

12 Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества и государства. // Безопасность Евразии 2000. №1. С. 14.

13 Государственная Дума, Федеральное Собрание Российской Федерации, Комитет по охране здоровья Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан 1990-1998 гг.

14 Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 299-304.

15 Балабанов А.А. Жизненно важные интересы региональной социальной общности. //Материалы научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке". М. ЭДАСПАК, 2001. С. 301-302.


Информация о работе Современная концепция национальной безопасности РФ