Структура РСЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:44, реферат

Описание работы

Проблема защиты населения и территорий от природных, техногенных и военных ЧС признана на сегодняшний день одним из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности, составной частью оборонной функции государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Предназначение, задачи и структура РСЧС……………………………...3
Определение…………………………………………………………4
Основные задачи…………………………………………………….5
Структура органов…………………………………………………..5
Состав сил и средств……………………………………………….10
Информационное обеспечение……………………………………13
Основные мероприятия……………………………………………16
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

ОБЖ. реферат.docx

— 69.68 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….2
  2. Предназначение, задачи и структура РСЧС……………………………...3
    • Определение…………………………………………………………4
    • Основные задачи…………………………………………………….5
    • Структура органов…………………………………………………..5
    • Состав сил и средств……………………………………………….10
    • Информационное обеспечение……………………………………13
    • Основные мероприятия……………………………………………16
  1. Заключение………………………………………………………………..18
  1. Список литературы……………………………………………………….19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Проблема  защиты населения и территорий от природных, техногенных и военных ЧС признана на сегодняшний день одним из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности, составной частью оборонной функции государства.

Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий (ЗН и Т) от ЧС природного и техногенного характера» на базе Российской системы предупреждения и действий в ЧС Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11.1995 г. создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Ранее на базе местной противовоздушной обороны (МПВО) была создана «Гражданская оборона СССР (РФ)», которая действует в соответствии с «Положением о ГО СССР (РФ)» и Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Известно, что решение задачи по защите населения  и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий  органами исполнительной власти на федеральном  и региональных уровнях, а также  органами местного самоуправления. Усилия всех этих органов в мирное время  сосредоточены в рамках РСЧС, а  в военное время — в рамках системы «Гражданской обороны РФ».

В настоящее  время идет процесс слияния этих систем и недалек тот день, когда  будет создана единая государственная  система защиты населения и территорий под общим названием «Российская  система гражданской защиты (РСГЗ)». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Предназначение, задачи и структура  РСЧС

   Во  исполнение Федерального Закона “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” (от 21.12.1994 №68 ФЗ) и в целях совершенствования  РСЧС 30 декабря 2003 г. постановлением Правительства  РФ №794 утверждено “Положение о единой Государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС” (РСЧС).

   В этом новом Положении учтены:

  • накопленный за прошедшие годы опыт и особенности функционирования РСЧС на всех ее уровнях;
  • развитие нормативной правовой базы по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;
  • изменения, происшедшие в структуре и функциях ФОИВ, включая создание шести федеральных округов, а также развитие системы МЧС России с включением в нее ГПС и ГИМС и изменением структуры ЦА Министерства (Указ Президента №868 от 14.07.2004г.).

   Новое Положение позволяет повысить эффективность  функционирования РСЧС при решении  вопросов по защите населения и территорий от ЧС  и  обеспечению пожарной безопасности. 

Права граждан РФ в области  защиты населения  от ЧС

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения территорий от ЧС природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право:

• на защиту жизни, здоровья и личного имущества  в случае возникновения ЧС;

• использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество;

• быть информированными о риске, которому они могут быть подвергнуты в определенных местах пребывания на территории страны и мерах необходимой безопасности;

• обращаться лично, а также направлять в государственные  органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения  по вопросам ЗНиТ от ЧС;

• участвовать  в установленном порядке в  мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

• на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и  имуществу вследствие ЧС;

• на медицинское  обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;

• на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот  за ущерб, причиненный их здоровью при  выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;

• на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для  работников, инвалидность которых наступила  вследствие трудового увечья;

• на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего вследствие увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по ЗНиТ от ЧС в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка. 

Обязанности граждан РФ в области  защиты от ЧС

Граждане РФ обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные акты РФ, субъектов РФ в

области защиты от ЧС;

  • изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в

указанной области;

  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).
 
 

   Единая  государственная  система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территорий, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера.

   На  РСЧС в соответствии с Федеральным  законом №68-ФЗ  были возложены  следующие основные задачи и сформулированы принципы. 

Основными задачами РСЧС являются: 

•разработка и  реализация правовых и экономических  норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

• осуществление  целевых и научно-технических  программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее — организаций), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее — объекты) в ЧС;

• обеспечение  готовности к действиям органов  управления, сил и средств, предназначенных  для предупреждения и ликвидации ЧС (далее — силы и средства);

• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области  защиты населения и территорий от ЧС;

• подготовка населения  к действиям при ЧС;

• прогнозирование  и оценка социально-экономических  последствий ЧС;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• осуществление  государственной экспертизы, надзора  и контроля в области защиты населения  и территорий от ЧС;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций;

• осуществление  мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области  защиты от чрезвычайных ситуаций, в  том числе лиц, непосредственно  участвующих в их ликвидации;

• международное  сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 

   Структура органов РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней, реагирующих на ЧС: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый 

   Функциональные  подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Они могут состоять из региональных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных), муниципальных (городских, районных), объектовых  и  иных  звеньев  РСЧС,  создаваемых  в соответствующих структурных подразделениях данных министерств и ведомств. Если структурные подразделения не созданы, то на ряде уровней отдельные звенья подсистемы могут отсутствовать. Организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями соответствующих ФОИВ по согласованию с МЧС России.

   Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации, а также положения о других функциональных подсистемах единой системы, создаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 

   Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономиях) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньев РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению данных территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов федерации.  

   Каждый  уровень РСЧС имеет координационные  органы управления; постоянно действующие  органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области  гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС); органы повседневного  управления; а также подчиненные  им силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы  связи, оповещения, информационного  обеспечения.

   Координационными  органами РСЧС являются:

   на  федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ФОИВ и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральным органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации);

   на  региональном (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; на территории РФ организовано девять регионов: Северо – Западный (Санкт-Петербург), Центральный (Москва), Северо – Кавказский (Ростов), Приволжский (Самара), Уральский (Екатеринбург), Западно – Сибирский (Новосибирск), Восточно – Сибирский (Иркутск), Забайкальский (Чита), Дальневосточный (Хабаровск).

Информация о работе Структура РСЧС