Уровни и парадигмы социологического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:27, реферат

Описание работы

В многообразии теоретических взглядов на предмет, структуру и методы социологии можно выделить два четко выраженных направления:
1. Сведение социологии к узкоэмпирическому подходу, по сути дела отрицающему необходимость общей социологической теории под предлогом того, что социология может обладать только специальной научной теорией.
2. Стремление поставить эмпирические исследования на серьезный научный фундамент – теоретический базис общей социологии.

Работа содержит 1 файл

Парадигмы.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

УРОВНИ И  ПАРАДИГМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

1 . СОВРЕМЕННЫЕ  СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ.

В многообразии теоретических взглядов на предмет, структуру и методы социологии можно выделить два четко выраженных направления:

1. Сведение социологии к узкоэмпирическому подходу, по сути дела отрицающему необходимость общей социологической теории под предлогом того, что социология может обладать только специальной научной теорией.

2. Стремление поставить эмпирические исследования на серьезный научный фундамент – теоретический базис общей социологии.

Узкоэмпирическое направление в социологии как одна из научных школ, если бы не ряд тенденций, вытекающих из этого положения: 

  • отказ от общей социологии актуализирует вопрос понятийного аппарата, которым мы оперируем на эмпирическом уровне.
  • социологической теории возникает проблема соотношения реализма и номинализма, которая, конечно же, не может быть разрешена только на уровне эмпирического познания.
  • под влиянием узкоэмпирических взглядов на социологию изменилось понимание структуры социологической науки, сузились представления о многообразии социального мира и социальных проблем.
  • П. Сорокин, считавший, что если социолог идет не от общественных проблем к тем или иным методам, а от узко понимаемой техники к проблемам, он, естественно, выбирает только те, которые могут быть поняты на основании этих техник, оставляя в стороне другие, может быть, более важные.

Отказ от общей социологии и теории является в высшей степени иллюзорным, так как любое социологическое исследование предполагает определенные общетеоретические принципы и взгляды на природу социокультурной жизни общества и общественных отношений, которые детерминируются социально-философскими, этическими и научными представлениями субъекта познания.

Обладая определенной системой мировоззрения, знаний и опыта ученый пытается подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно предмета познания. Именно на этих выводах строятся затем новые теории, т. е. научные взгляды на проблему. → →→ многообразие научных концепций обшей социологии, которая включает в себя систему основных понятий, отражающих реальный человеческий мир. Все эти концепции могут служить методологическими основаниями при проведении нами эмпирических исследований.

Именно понятия выступают основанием разработки эмпирических индикаторов в социологическом инструментарии.→→ от точности теоретической модели, отражающей реальность, зависит качество получаемых социологических данных.

Важнейшие задачи: что есть объект и предмет социологического исследования с методологической точки зрения.

  • Объектом любой науки является то, на что направлено внимание исследователя (например, система управления, сфера семейных отношений и т. д.).
  • Предметом исследования называют составляющие объект свойства, связи, отношения, которые подлежат изучению.

В широком смысле слова объектом социологии является социальная реальность, социальный мир.

Предметная область социологии не может быть стабильной, так как ее сущность (социальная реальность) постоянно видоизменяется и в процессе онтогенеза и филогенеза.

В науковедении и методологии эти факторы стимулировали два подхода к изучению предмета научного познания:

  • интерналистский
  • экстерналистский.

Интерналистская позиция обращает внимание на то, что предметная область науки изменяется либо радикально, революционно в случае смены научной парадигмы, либо эволюционно, по мере развития категориального аппарата, методов познания в рамках данной парадигмы.

Экстерналистский  подход указывает на то, что предметная область науки меняется в процессе изменения практического интереса, организации самой науки и т. д.

Социология постоянно изменяет свою предметную область, ибо она (предметная область) продолжает формироваться под воздействием упомянутых выше факторов.

В дискуссии о предмете социологии следует уяснять, не каков предмет вообще, но каков в частности, на данном уровне развития мировой и отечественной науки, в конкретно-исторических условиях.

В. А. Ядов отмечает: на протяжении столетия в определении предмета социологии противоборствуют две тенденции, истоки которых лежат в классической антиномии:

  • концептуально-теоретического
  • феноменологического подходов к анализу социальных явлений.

В социологии как бы параллельно развиваются две плохо согласующиеся друг с другом парадигмы:

  • макросоциологическая
  • микросоциологическая

Макросоциологи используют такие понятия, как общество, культура, социальные институты, социальные системы и структуры, глобальные социальные процессы.

Микросоциолога оперируют понятиями социального поведения, социального действия, акцентируют внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы и т. д.

Макросоциология определяет свой предмет исследования как науку о целостности общественного организма, о социальных организациях, социальной системе. Микросоциология направление рассматривает социологию как науку о массовых социальных процессах, массовом сознании, поведении, взаимодействиях.

В настоящее время в зарубежной социологии можно выделить три основных течения:

  • Первое представлено сциентистски ориентированными концепциями, в которых главная роль принадлежит позитивизму.
  • Второе объединяет различные теории понимающей социологии (этнометодологию, феноменологическую социологию, символический интеракционизм и т. д.). Данное направление иногда называют антисциентистским, что не совсем отражает его действительную сущность.
  • Третье направление – критическое (в Европе оно представлено Франкфуртской школой, в США и Англии – радикально-критической социологией).

Г. Зиммел(1858-1918), считающий предметом социологии общие вневременные формы социальности или социальных отношений на том основании, что якобы все сферы объективной действительности уже поделены между науками и содержательно изучаются ими.

2. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ФАКТА.

 

Э. Дюркгейм считал, что предметом новой науки являются «социальные факты», или «новый род фактов», которые составляют основу социальной действительности→→→ социальным фактом является всякий образ действия, резко определенный или нет, но способный оказать на индивида внешнее принуждение и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений.

Парадигма социального факта сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов:

  • социальным структурам
  • социальным институтам

Дюркгейм считал, что социальные факты представляют собой элементы действительности, которые не зависят от индивидов.

Он утверждал, что каждый из нас  входит в социальный мир, в определенную систему отношений, сформированную до нас и не зависящую от нашего желания. Вместе с тем мы призваны (уже с рождения) выполнять определенные социальные обязанности – роли.

В обществах существуют системы  социальных, нравственных и юридических  законов, по которым живут люди. Все  они формируют типы отношений, характер которых определяется многообразием воздействий на человека микросреды (т. е. его ближайшего окружения).

Социальные  факты – это факты, отличающиеся специфическими свойствами, составляющие образы мыслей, действий, чувствований, способных существовать вне индивида, и наделенные принудительной силой, вследствие которой он вынужден их интериоризировать (присваивать). Такие социальные факты Дюркгейм считает предметной областью социологии.

Теоретико-методологической концепцией, развивающей идеи Э. Дюркгейма, был социологизм, утверждавший принцип специфичности и автономности социальной реальности. При этом Дюркгейм классифицировал социальные факты на морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (демографические, экологические факторы), и духовные, нематериальные факты – «коллективные представления», составляющие в совокупности коллективное или общее сознание.

Что касается метода познания социальной реальности, то Э. Дюркгейм обосновал принцип эмпиризма и объективизма в исследовании социальных фактов.

Концепция Э. Дюркгейма явилась методологической основой для эмпирических социологических исследований, проводимых его последователями. ▪ При этом центральной проблемой эмпирического анализа стали вопросы общественной связи и общественной солидарности.

По мнению Дюркгейма, солидарность могла привести к созданию профессиональных корпораций, которые могли бы выполнять различные общественные функции: от производственных до культурных. В формировании солидарности он отводил решающую роль верованиям и идеалам. →→→ в центре педагогических взглядов Э. Дюркгейма была проблема воспитания, способная подготовить человека к служению обществу.

Дюркгейм скептически относился  к общему состоянию социологической  науки своего времени, особенно к методологическому уровню исследований.

  • Основным недостатком он считал несерьезный взгляд социологов на создание эмпирического фундамента для теоретических обобщений, поэтому он критически оценивал абстрактно-спекулятивный характер большинства социологических трудов, сильное влияние идеологических и прагматических соображений на социологическую мысль, не достаточную научную обоснованность и неопределенность многих социологических понятий, некритически заимствованных из языка повседневной жизни, а также отсутствие системности в сборе необходимых эмпирических данных.

Дюркгейм впервые сформулировал принцип структурно-функционального подхода к социальным явлениям. Сущность : состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, определении их места и роли в некоторой целостной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

  • Как и парадигма социального факта, концепция социального поведения развивалась в рамках позитивистской социологической ориентации. Однако ее сторонники считают парадигму социального факта явно метафизиче ской, так как она игнорирует человеческое поведение, которое представляет собой, по их мнению, единственную социальную реальность.

 

  • Концепция социального поведения начала формироваться в 20-х годах, а уже в 50-60-е годы нашего столетия на нее ориентировались большинство западных социологов как теоретических, так и эмпирических направлений.

 

  • Выделение социального поведения как основного предмета социологии связано с позитивистской программой развития социологии свободной от ценностных суждений и деидеологизированной.

 

  • Концепция социального поведения относится к эмпирическому направлению в социологии, стремящемуся создать научно точную социологию через выделение социального поведения как особого рода общественного явления.

 

  • На основе парадигмы социального поведения развиваются концепции психологического редукционизма (возвращение назад, восстановление) и теория обмена:

 

  • Первая теория сводит социальное поведение к поведению психологическому и использует для его описания биологические и психологические понятия. В теории социального обмена, зарождение которой связано с именами американского социолога и социального психолога Дж. Хоманса (1910) и американского социолога П. Блау (1918), индивид анализируется как организм с биологическими потребностями, ищущий вознаграждения. Последнее, в свою очередь, определяется его способностью удовлетворять прирожденные и приобретенные потребности.
  • Второе направление этой парадигмы делает акцент на изучении мотивов, ценностей, влечений и других факторов человеческого сознания, объективно влияющих на поведение человека.

Главными фигурами в  разработке теории социального действия научная общественность считает четырех социологов: Флориана Знанецкого, Роберта Макивера, Толкотта Парсонса, а также Макса Вебера, который является основоположником концепции социального действия.

Применяя теорию социального действия к общественным изменениям, американский социолог Беккер (1899-1960) сделал важный вывод о взаимосвязи личности с социальной структурой общества.→→ он описывает сконструированные им типы священного (религиозного) и светского общества, а также типы личностей, порожденные этими обществами.

Значительный вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс, разъяснивший роль теории в исследованиях, разработавший структурно-функциональный метод анализа и важнейшие понятия и определения: единица действия, функция, институт, статус и роль.  ▪▪ Парсонс рассматривает социальное поведение как неизбежно включающее ориентацию на ценности, подчеркивая тем самым нормативный аспект общественной жизни.

К концу 60-х годов популярность идей социального бихевиоризма несколько снизилась по сравнению с другими направлениями, например теорией обмена.

Одной из наиболее ярких фигур в  науке, олицетворяющих концепцию бихевиоризма в теории обмена, является Дж. К. Хоманс.

Информация о работе Уровни и парадигмы социологического знания