Уровни и парадигмы социологического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:27, реферат

Описание работы

В многообразии теоретических взглядов на предмет, структуру и методы социологии можно выделить два четко выраженных направления:
1. Сведение социологии к узкоэмпирическому подходу, по сути дела отрицающему необходимость общей социологической теории под предлогом того, что социология может обладать только специальной научной теорией.
2. Стремление поставить эмпирические исследования на серьезный научный фундамент – теоретический базис общей социологии.

Работа содержит 1 файл

Парадигмы.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

 

 

  • Стремление построить стратегию социологической теории позволило Хомансу классифицировать уровни понятийного аппарата. Он выделяет так называемые абстракции первого порядка, представляющие «имена», используемые наблюдателями для обозначения «одного класса явлений», и «абстракции второго порядка», которые обычно используются социологами в эмпирических исследованиях.
  • В работе «Социальное поведение» Хоманс ответил на методологически и теоретически важный для исследователей вопрос: почему общество сохраняет согласованность в пределах малых групп?→→ Общество, подобное группе, формируется и структурируется на основе процессов обмена, которые структурируются и вызывают формирование малых групп. В свете этого постулата он рассматривает процессы институализации в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНЫХ ДЕФИНИЦИЙ.

Основным элементом парадигмы социальных дефиниций являются не сами социальные факты, а тот способ, посредством которого они определяются.

Парадигма социальных дефиниций также имеет различные направления.( В частности, она выражена в символическом интеракционизме и этнометодологии.)

Символический интеракционизм (взаимодействие) сосредотачивает свое внимание на анализе социальных взаимодействий в основном в их символическом значении, особенно с точки зрения языка.

Основная категория  символического интеракционизма «значение», которым обладает все, к чему прикасается человек, т. е. вся действительность, весь практический мир человека.

▪ Интеракционисты действуют на основе гипотезы о том, что общие понятия (дефиниции), ценности и нормы возникают из процесса взаимодействия людей, служат для регулирования и освоения людьми социального мира и взаимодействия в нем людей.

▪ Большое внимание отводят интеракционисты условиям, при которых возникают различные (ясные и неясные) понятия, ценности и нормы. Этот анализ позволяет им постичь факт возникновения и становления различных социальных организаций. Однако внутри школы интеракционистов существуют некоторые различия.

▪ Наиболее важным постулатом символического интеракционизма является процесс социальных взаимодействий, в результате которого люди вырабатывают различные представления о социальном мире, в котором они живут. 

Концепция социального  действия занимает особое место в парадигме социальных дефиниций, но с точки зрения не самих действий, а отражающей их системы понятий.

По мнению Парсонса, все многообразие человеческой деятельности может быть представлено в виде понятий основных систем: культурной, социальной, личностной и поведенческого организма.

Среда функционирования действия системы  имеет две границы:

  • верхнюю
  • нижнюю

Нижнюю границу представляют физико-органические явления природы, а также анатомо-физиологические процессы, происходящие в организме самого индивида.

Верхнюю границу среды представляет «предельная реальность», под которой Т. Парсонс понимает совокупность значений и символов, определяющих отношение общества к экзистенциальным проблемам – рождению, смерти, страданиям и т. д.

Важным направлением парадигмы социальных дефиниций является и этнометодология, основной постулат которой исходят из того, что, вступая во взаимодействие, каждый человек имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие.

Этнометодология базируется на четырех допущениях:

во-первых, отождествлении социального  взаимодействия с речевой коммуникацией;

 во-вторых, отождествлении исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого – собеседника;

в-третьих, выделении двух слоев  в интерпретации – понимания  и разговора;

в-четвертых, отождествлении структурной  организации разговора с синтаксисом  повседневной речи.

Этнометодология весьма широко понимают «язык» человеческого общения, подразумевая под ним не только словесные выражения, во и язык жестов, выразительных движений, ритуал и даже молчание.

Важность этнометодологии заключается в том, что она изучает феномены, которым раньше почти не уделялось внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПАРАДИГМА ДЕТЕРМИНИЗМА.

К этой парадигме относится ряд  теоретических концепций, которые  связаны с факторами, детерминирующими социальные отношения людей: экономическими, географическими, культурными, технологическими.

В концепции Соловьева можно выделить три тенденции:

  • Во-первых, социологический реализм, получивший свое воплощение в раскрытии механизма влияния географической среды на жизнь людей.
  • Во-вторых, положение, идущее от гегелевских взглядов на государство как на разумного творца власти и сословий.
  • В третьих, религиозная концепция, согласно которой, нравственный и общественный прогресс есть стремление человека к идеалу христианства.

К парадигме детерминизма можно  отнести и марксизм. Социально-исторический детерминизм К. Маркса имеет явно выраженную экономическую направленность, сводящую в конечном счете все социальные отношения к формам собственности, экономической обусловленности.

При изложении своей социологической концепции К. Маркс отвлекается от характеристики исторического развития как продукта деятельности людей, от личности, от особенного и индивидуального, дает теорию общества в крайне сжатой форме, ограничивается конечным числом социальных структур, отражающих целостный социум.

В. Келле и М. Ковальзон: считают, что из марксизма «выпали» проблемы «деятельности» человека, а также развития людей и вводят в методологию философско-социологического исследования общества проблему человека, индивида, личности не просто в виде отдельной темы (общество и личность и т. д.), а как один из аспектов подхода к историческому процессу в целом.

Односторонность социологической концепции К. Маркса, его экономический детерминизм сделали ее непопулярной и догматической.

Марксизм как научное направление социологии не только претендовал на роль тотальной системы знаний, объясняющих возникновение и функционирование общества в целом, но и рекомендовал, как надо действовать членам общества при решении различных социальных проблем.

Кризис марксистского направления в социологии проявляется:

  • вопервых, в революционном изменении социальной реальности, на которой была построена парадигма марксистской социологии, что само по себе требует содержательного изменения предметной области социологии;
  • во-вторых, в том, что существующая система понятий и теорий не дает возможности в полной мере объяснить новые процессы и явления, происходящие в российском обществе →→ что новая социальная реальность, новые общественные отношения требуют новых теорий и понятийного аппарата, имманентно присущих друг другу.

Культурный  детерминизм в западной социологии берет свое начало в трудах М. Вебера.

На формирование идей культурного детерминизма оказала большое влияние и школа культурной антропологии Л. Уайта, М. Мид, А. Кардинера и др.

Согласно концепции  культурного детерминизма, явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества и общественных отношений. При этом сама культура рассматривается как автономное, независимое от других сфер общества, образование.

Представители концепции  культурного детерминизма определяют культуру как совокупность общеразделяемых символов и значений, включающую в свое содержание фундаментальные ценности, обычаи, традиции, верования, язык и т. д.

Не менее распространенной концепцией является технологический детерминизм, отводящий решающую роль в общественно-экономическом развитии технологическим изменениям в системе производства. С отдельными положениями технологического детерминизма нельзя не согласиться.

      В частности, с положением о том, что любые крупные изменения в технике или технологиях влекут соответствующие социальные изменения.

Технологический детерминизм тесно взаимодействует с теориями социальных изменений, культурного отставания, «революции менеджеров», исследующими проблемы противоречий между технико-технологическими и социокультурными процессами, их влияние на характер общественных отношений.

Крайней формой технологического детерминизма является техницизм – особый тип общественного сознания, связывающий решение социальных проблем и социального развития с нововведениями в технологиях и технике.

Концепции технологического детерминизма в разных формах представлены в работах западных ученых (социологов, социальных психологов и экономистов): Т. Веблена (1857-1929), Дж. Г. Гэлбрейта (р. 1908), Д. Белла (р. 1919), П. Дракера (р. 1919) и др.

 

 

 

 

 

ВЫВОД:

Итак, многочисленные социологические  школы сформулировали множественные  теории, объясняющие воаимодействия человека с обществом, группой. Каждая социологическая научная школа имеет свой предмет анализа, методы познания, по-своему видит структуру социологического знания.

В каждой научной парадигме  есть свои плюсы и минусы, и именно в этом многообразии отражается все богатство мировой социологической науки, все направления поисков научных истин, содержится весь спектр проблем, которые предстоит решать каждому обществу в отдельности и всему мировому сообществу в целом.

Теоретический монизм и  догматизм – всегда путь, ведущий в тупик.

Любая научная теория и парадигма имеют право на существование до тех пор, пока их признает научное сообщество, но именно время подводит окончательный итог, так как истинно великое не имеет временных границ.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Уровни и парадигмы социологического знания