Акмеизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:09, реферат

Описание работы

Объектом работы явилось рассмотрение акмеизма как идейно–художественного направления XX века.

Содержание

Введение 3
Глава I. Акмеизм 4
Глава II. Биография писателей-акмеистов 11
2.1. Биография Николая Гумилева 11
2.2. А. Ахматова «Коротко о себе» 16
Глава 3. Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она» 21
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Акмеизм.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

       Переехав  в Петербург, я училась на Высших историко-литературных курсах Раева. В это время я уже писала стихи, вошедшие потом в мою первую книгу.

       Когда мне показали корректуру «Кипарисового  ларца» Иннокентия Анненского, я была поражена и читала ее, забыв все на свете.

       В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к атому течению. Одни шли в футуризм, другие — в акмеизм- Вместе с моими товарищами но Первому Цеху поэтов -- Мандельштамом, Зенкевичем, Нарбутом — я сделалась акмеисткой.

       Весну 1911 года я провела в Париже, где  была свидетельницей первых триумфов русского балета, В 1912 году поехала по Северной Италии, (Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция). Впечатление от итальянской живописи и архитектуры было огромно: оно похоже на сновидение, которое помнишь всю жизнь.

       В 1912 году вышел мои первый сборник, стихов «Вечеря. Напечатано было всего триста экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно.

       1 октября 1912 года родился мои  единственный сын Лев.

       В марте 1914 года вышла вторая книга - «Четки». Жизни ей было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX века сразу подали в XX, все стало иным, начиная с облика города. Казалось, маленькая книга любовной лирики начинающего автора должна была потонуть в мировых событиях. Время распорядилось иначе. 

       Каждое  лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это не живописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, «воротца», хлеба, хлеба-. Там я написала очень многие стихи «Четок» и «Белой стаи». «Белая стая» вышла в сентябре 1917 года.

       К этой книге читатели и критика несправедливы. Почему-то считается, что она имела меньше успеха, чем «Четки». Этот сборник появился при еще более грозных обстоятельствах. Транспорт замирал — книгу нельзя было послать даже в Москву, она вся разошлась в Петрограде. Журналы закрывались, газеты тоже. Поэтому в отличие от «Четок» у «Белой стаи» не было шумной прессы. Голод и разруха росли с каждым днем. Как ни странно, ныне все эти обстоятельства не учитываются.

       После Октябрьской революции я работала в библиотеке Агрономического института. В 1921 году вышел сборник моих стихов «Подорожник», в 1922 году — книга «Anno Domini».

       Примерно  с середины 20-х годов я начала опять усердно и с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом моих пушкинских штудий были три работы — о «Золотом петушке», об «Адольфе» Бенжамена Констана и о «Каменном госте». Все они в свое время были напечатаны.

       Работы  «Александрина», «Пушкин и Невское  взморье». «Пушкин в 1828 году», которыми я занимаюсь почти двадцать последних лет, по-видимому, войдут в книгу «Гибель Пушкина».

       С середины 20-х годов мои новые  стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать.

       Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.

       До  мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно  ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.

       В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.

       Страшный  призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Тогда же возникли очерки «Три сирени» и «В гостях у смерти» - последнее о чтении стихов на фронте в Териоках. Проза всегда казалась мне и тайной и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи — я никогда ничего не знала о прозе. Первый мой опыт все очень хвалили, но я, конечно, не верила. Позвала Зощенку. Он велел кое-что убрать и сказал, что с остальным согласен. Я была рада. Потом, после ареста сына, сожгла вместе со всем архивом.

       Меня  давно интересовали вопросы художественного  перевода. В послевоенные годы я много переводила. Перевожу и сейчас.

       В 1962 году я закончила «Поэму без героя», которую писала двадцать два года.

       Прошлой весной, накануне дантовского года, я снова услышала звуки итальянской  речи — побывала в Риме и на Сицилии. Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, повидалась со старыми друзьями и познакомилась с новыми, еще раз посетила Париж.

       Я не переставала писать стихи. Для  меня в них — связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.2.

 

Глава 3. Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»

       В качестве собственного исследования данной темы, мною было выбрано стихотворение  Н. Гумилева «Она»

          ОНА

      Я знаю женщину: молчанье,

      Усталость горькая от слов,

      Живет в  таинственном мерцанье

      Ее расширенных  зрачков. 

      Ее душа открыта жадно 

      Лишь медной музыке стиха,

      Пред жизнью, дольней и отрадной,

      Высокомерна и глуха. 

    Неслышный и неторопливый,

    Так странно  плавен шаг ее,

    Назвать нельзя ее красивой,

    Но в  ней все счастие мое. 

    Когда я жажду своеволий 

    И смел и горд — як ней иду 

    Учиться мудрой сладкой боли

    В ее истоме и бреду. 

    Она светла в часы томлений

    И держит молнии в руке,

    И четки  сны ее, как тени

    На райском  огненном песке.3

        

       1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

       2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине  всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

   Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

  1. 1-3 строфы,
  2. 4 строфа,
  3. 5 строфа.

Мы считаем, что именно так можно тематически  расчленить текст.

       3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

       3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

  • эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);
  • сравнения («четки сны ее, как тени»);
  • гиперболы («держит молнии в руке»);
  • метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

душа  –  1)внутренний мир человека;

              2)свойства характера;

открыта – 1)поднять что-либо;

                   2)сделать доступным;

                   3)обнажить;

жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;

               2)скупость, корысть. 

Разбор  метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать  его настроение, помочь раскрыть глубину  образа героини.

       3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении  придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

       Ассонанс. Проанализировав состав гласных  звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

       3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

       4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная,  чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

       5. С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая,  по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

 

Заключение

       Хотелось  бы отметить, что Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.

       Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления  новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться  на художественных исканиях авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур. Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе.

 

Список литературы

    1. А.А. Ахматова. Лирика. Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 341 с.
    2. Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения / Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1998.
    3. Поэзия серебряного века. В 2 т.: Т. 1. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 368 с.
    4. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание -  М., 1974.
    5. Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент., лит.-биогр. Хроника И.А. Панкеева; Худож. С.Соколов. – М.: Просвещение. 1990. – 383 с.: ил.-(Б-ка словесника).
    6. Гумилев Н. Сочинения. Т.3, М., 1991
    7. Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина Л.Е. -  М.: Флинта. Наука. - 1998.
    8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. -  1989.
    9. Памятные книжные даты. 1988. М., 1988.
    10. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – В 2 ч. Ч. 1/ В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 528 с.: ил.
    11. Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к проблеме определения./ Анализ литературного произведения. -  Вологда: Русь. - 2001.

Информация о работе Акмеизм