Аль фараби

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина "тархан".
Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области.

Работа содержит 1 файл

альфараби.docx

— 35.21 Кб (Скачать)

Аль-Фараби  

  Абу Наср Мухаммед  ибн Мухаммед ибн  Тархан ибн Узлаг  аль-Фараби ат-Турки  родился в городе  Фарабе на Сыр-Дарье  при впадении в  нее реки Арысь  в 870 г. Он происходит  из семьи знатного  тюркского военачальника,  что явствует из  термина "тархан".  

Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую  же роль как Нил  для Египта, Тигр и Ефрат для  Месопотамии. Позже  Фараб стал именоваться  Отраром, развалины  которого находятся  на территории Отрарского района Южно-Казахстанской  области. Об Отраре имеются  сведения в китайских  источниках и у  Птолемея. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный  центр, важнейший  пограничный и  узловой пункт  караванных дорог  мировой торговли того времени, в котором  связывались кочевая  степь и оседлое  население. Широко известен факт разрушения монголами  города в 1218 г., вошедший в историю как "Отрарская  катастрофа". Здесь  же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте  культурного развития Отрар отмечен  как родина целой  плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых  по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби как величина мирового масштаба.  

Крупнейшие  историки культуры и  науки отмечали величие  и уникальность фигуры Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и психология, философия  и право - таков  перечень его интересов. Видимо, еще в молодые  годы Фараби покинул  родной город и  практически побывал  во всех городах, связанных  с исламом и  арабским халифатом, в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся  политическим и культурным центром арабского  халифата. Здесь он основательно пополняет  свои знания, изучая труды деятелей "Бейт аль-хикма", переводчиков греческих авторов, входит в контакт  с видными учеными  и по истечении  определенного времени  занимает первенствующее место среди них  благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему  был присвоен титул "Муаллим  ассана" - Второй учитель. Звание "второго" подразумевало наличие "первого", под которым имелся в виду Аристотель.  

И действительно, их многое сближает: широта и  разносторонность научных  интересов, стремление философски понять бытие  и место человека в нем, близость к  “общепринятому мнению”, к практической житейской  мудрости народа. Фараби внес самостоятельный  вклад в науку  логики, которую впервые  разработал великий  греческий предшественник. Необычность и  смелость его философских  воззрений входила  в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к  полному восприятию греческой философии  и науки. А прямые нападки на некоторые  предрассудки эпохи  заставили многих людей подозревать  его в ереси  и отходе от религии. На самом деле он проявлял исключительную независимость в  своем мышлении и  последовательно  отстаивал свои убеждений.  

Зависть и неприязнь заставили  его покинуть Багдад. Последние годы своей  жизни он провел в  Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой  суеты, довольствуясь  скромным жалованием в четыре дирхема. В Дамаске в  возрасте 80 лет он умер и был похоронен  за так называемыми  Малыми воротами.  

Фараби  был поистине человеком  мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской  и своей собственной, тюркской культуры. Отзвуки последней  особенно явственно  просматриваются  в его знаменитой “Китаб аль-музык  аль-кабир” (“Большой книге музыки”). Но он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные  культурные традиции, в нем жил гений  реформатора науки, стремившегося систематизировать  знания своего времени, что нашло отражение  в его трактате “Слово о классификации  наук”. Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить  просвещение с  развитием в людях  человечности.  

Требования, предъявляемые Фараби к тому, кто желает постичь мудрость, столь же высокого порядка. “Тому, кто  стремится к истокам  науки мудрости, необходимо (с  малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным  наилучшим образом, изучить Коран  и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим  порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным  умом от интересов  пропитания, приближаясь  к выполнению законных назначений, не нарушая  опоры законных основ  и не нарушая ни одного из правил сунны  и шариата. Стремиться к возвышению в  науке и (среди) ученых, не избирая науку  ради нескольких достижений и приобретений, (не избирая ее) средством  приобретении материальных благ”.  

Тот, кто преследует иные цели, превращая стремление к знанию как таковому сделать подчиненным  по отношению к  честолюбию, славе  и материальным благам, изменяет самой сути философии. Именно это, т. е. предательство  разума и творческих способностей человека - наихудший порок, поскольку, как считает  Фараби, растлевается ни душа отдельного человека, спекулирующего духом и продающего его, а всего общества - сверху донизу. Исторический опыт тоталитаризма  доказал глубокую правоту этих размышлений  Учителя. Серость  и посредственность XX в. утвердила себя в качестве власти только за счет физического  уничтожения самостоятельно мыслящих личностей. Для продления и узаконения своей власти она нуждается в угодливой продажной интеллигенции. Действительно, ведь у нас каждые 10 лет скашивали под корень творчески и критически мыслящую интеллигенцию. Так и сформировалась угодливо мыслящая прослойка, по-прежнему именуемая интеллигенцией, но лишенная всякого чувства собственного достоинства, которая своей трепотней и анафемой по поводу того, чему она поклонялась только вчера, вызывает омерзительное ощущение. “Город” станет тогда добродетельным, утверждал Фараби более тысячи лет тому назад, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству.  

Отдавая среди знаний приоритет  политической философии  и этике, поскольку  благодаря им возможно достижение подлинного счастья, отграничение последнего от мнимого,  ложного счастья, Фараби противопоставляет  добродетельный город  невежественному  и заблудшему городу, подлинно добродетельного  человека тому, кто  живет низкими  ценностями и прозябает  в лжи, клевете  и высокомерии. Его  рассуждения о  пути к счастью  и достойной человека жизни, о природе  человека, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя, развиваемые в "Афоризмах  государственного деятеля", "Гражданской  политике", в сочинении "О  достижении счастья" еще требуют более  глубокого изучения. Свобода духа в  утверждении непреходящих человеческих ценностей, пронизывающая творчество Фараби, чрезвычайно  поучительна и  актуальна. Счастье  это - абсолютное благо. Имеется, говорит  Фараби, множество  вещей, о которых  человек полагает, что они-то и являются основой и целью  жизни. Чаще всего  это приятное, полезное, деньги, слава и  тому подобное. Но осознать, что такое счастье, сделать его целью  и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования  разумной теоретической  части души. Способные  к этому - мудрецы. Большинство же людей  поддается в представлении  счастья образам  воображения. Религии  это как раз  и есть различные  способы представления  счастья в образах  воображения, хотя все  народы и все люди верят в одно и  то же счастье.  

Рукописи  Фараби рассыпаны  по многим библиотекам  мира. Столь же многочисленен  отряд ученых, занятых  изучением наследия Фараби. Свою лепту  в фарабиеведение вносят отечественные  ученые, предпринявшие  шаги по изданию трудов Фараби на русском  и казахском языках и изучению различных  аспектов его поистине энциклопедического наследия. В 1975 г. в  широком международном  масштабе в Москве, Алматы и Багдаде  отмечался юбилей 1100-летия  со дня рождения Абу  Насра. Именем Фараби названы пединститут  в г. Чимкенте, головной университет республики, один из проспектов в г. Алматы. В 1991 г. по инициативе ректора  АГУ им. Абая профессора Т. С. Садыкова были проведены  первые фарабиевские чтения в Алматы и  Чимкенте, в рамках казахско-американского  культурного практикума в связи с наследием  Фараби обсуждались  проблемы взаимодействия культур.

Информация о работе Аль фараби