Анализ романа "Отцы и дети"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:48, доклад

Описание работы

Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. "Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.

Работа содержит 1 файл

В романе.docx

— 17.47 Кб (Скачать)

Написание романа "Отцы и дети" совпало  с важнейшими реформами 19 века, а  именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась  связь с Европой. В России стали  принимать идеи западничества. "Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.  

В романе “Отцы и дети” речь идет об остром, непримиримом конфликте между аристократами и  
демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Хотя И.С. Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понимал превосходство “детей” над либералами “отцами”. Либералы были классовыми единомышленниками И.С. Тургенева, и он разоблачал их дряблость и беспомощность с бесспорным знанием этой среды.  

Базаров — сын скромного уездного лекаря, “новый человек”, “нигилист” и “бунтарь”. У него небрежные манеры, говорит Базаров отрывисто и кратко, не вынуждает себя к любезности, резок и грубоват. Базаров говорит о самом себе, что он “не мягкое существо”, что “изящная сторона жизни” ему, выросшему “при серой обстановке трудовой жизни”, недоступна. Он отрицает не только поэзию, но и музыку, искусство, любовь к природе.  
 
В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым он выступает отрицателем авторитетов и принципов, всякого “романтизма”, и слово “романтизм” на его языке — одно из самых бранных.  
 
Базаров — врач по образованию, материалист по мировоззрению. Естественные науки  
привлекают Базарова именно потому, что они опираются на опыт, на точные  
экспериментальные данные. Он считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, “природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, и “Рафаэль гроша медного не стоит”. И в то же время герой Тургенева — человек острого ума, крепкая, волевая, честная натура. Это человек, совершенно не способный притворяться и лицемерить. Его ненависть к безобразному состоянию общества искренняя и глубокая. Без напускного хвастовства он признается, что  
еще не встречал человека, который бы не “спасовал” перед ним. “Всякий человек сам себя  
воспитать должен”, — считает он. Базаров “владел  
особенным умением возбуждать к себе  
доверие в простых людях, хотя он никогда не  
потакал им и обходился с ними небрежно”. Он  
— враг “болтовни” и “фразы”, склонен к  
шутке и иронии, в нем настоящая  
человеческая гордость. Когда пришла к нему  
сильная страсть, он/сумел одержать над ней  
нелегкую победу, и насколько он здесь  
оказался выше и человечнее той женщины,  
которая больше всего на свете дорожила  
своим “спокойствием”. После дуэли  
представитель “отцов” П.П. Кирсанов  
вынужден был признать, что “господин  
Базаров вел себя отлично”. Несомненна и его  
затаенная под внешним равнодушием большая  
любовь к своим “старикам”. Сцены болезни и  
смерти довершают трагический образ  
Базарова. На далеком сельском кладбище  
нашло свое успокоение “страстное, грешное,  
бунтующее сердце” Базарова. Он хотел “ломать”,  
“дело делать”, “с людьми возиться”, но “и  
он — гигант”, сумел лишь “умереть прилично”.  
Тургенев писал о своем герое: “Мне  
мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,  
до половины  
выросшая из почвы, сильная, злобная, честная  
— и все-таки обреченная на гибель, потому  
что она все-таки стоит в преддверии  
будущего”.  
 
Главный  
идейный противник Базарова в лагере “отцов”  
— Павел Петрович Кирсанов. Базаров называл  
его “уездным аристократом” — потому что,  
даже живя в деревне, П.П. Кирсанов сохранил  
всю строгую чопорность своих  
аристократических привычек.  
 
Павел Петрович возненавидел Базарова с первых же дней приезда “лекаришки” в Марьино. Он чувствовал в этом “нигилисте” сильного противника, и в конце концов, не кто иной, как этот “нигилист”, заставил его в беседе с братом сделать признание; “Я начинаю  
думать, что Базаров был прав, когда упрекал  
меня в аристократизме. Нет, милый брат,  
полно нам ломаться и думать о свете: мы люди  
уже старые и смирные, пора нам отложить в  
сторону всякую суету...”  
 
Все принципы Павла Петровича сводятся к одному: защитить старый порядок. Базаров же  
стремится этот порядок уничтожить. В спорах  
с Базаровым Кирсанов отстаивает свои  
взгляды на знание науки и искусства, на  
самодержавно-крепостнический строй, на  
народ. Тонкой иронией звучат слова И.С.  
Тургенева: “Он ничего русского не читает,  
но на письменном столе у него находится  
серебряная пепельница в виде мужицкого  
лаптя”. Этот серебряный лапоть — вот и вся  
связь с Родиной, какая осталась у Павла  
Петровича Кирсанова.  
 
Оценивая роман, Д.И. Писарев писал: “...Павел Петрович и Базаров могли бы, при известных условиях,  
явиться яркими представителями: первый —  
сковывающей, леденящей силы прошлого;  
второй — разрушительной, освобождающей  
силы настоящего”.  
 
Поместивши спор Базарова и Кирсанова в   
центр романа, И.С. Тургенев понимает что молодому поколению принадлежит будущие.

Информация о работе Анализ романа "Отцы и дети"