Анализ романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

В селе Спасском – Лутовинове Тургенев работал над созданием своего самого злободневного романа «Отцы и дети», посвященного новым людям России. Действия романа « Отцы и дети » разворачиваются в преддверии крестьянской реформы 1861 года.
Каждый писатель стремиться отразить в своих произведениях «дух» и давления времени. Настойчиво искал своего героя, в котором бы «отразился» век И.С. Тургенев, всегда очень чутко реагирующий наималейшие изменение в общественной жизни.

Содержание

I. История создания романа «Отцы и дети»
II. Оценка романа «Отцы и дети»
1) а) Образ Базарова
б) Семейство Базаровых
2) а) Образ Аркадия
б) Семейство Кирсановых
3) Образ Одинцовой
III. Вечность романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Работа содержит 1 файл

Анализ романа Тургенева Отцы и дети.doc

— 56.50 Кб (Скачать)


Муниципальная средняя общеобразовательная школа №34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА: «ОТЦЫ И ДЕТИ»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила ученица 10 класса А

                                                                          Колесова Наталья Сергеевна    

                                                                          Учитель:   Рыжкова Любовь    

                                                                          Николаевна                                                                                                                            

 

 

 

 

 

Нижневартовск

2006

ПЛАН

 

I.                   История создания романа «Отцы и дети»

II.                Оценка романа «Отцы и дети»

1)  а) Образ Базарова

б) Семейство Базаровых

             2)  а) Образ Аркадия

                  б) Семейство Кирсановых

             3)  Образ Одинцовой

    III.     Вечность романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

 

В селе  Спасском – Лутовинове  Тургенев  работал  над созданием  своего самого злободневного романа «Отцы и дети», посвященного новым людям России. Действия романа « Отцы и дети » разворачиваются  в преддверии крестьянской реформы 1861 года.

Каждый писатель стремиться отразить в своих произведениях «дух» и давления времени. Настойчиво искал своего героя, в котором бы «отразился» век И.С. Тургенев, всегда очень чутко реагирующий наималейшие изменение в общественной жизни.

Базаров – демократ, разночинец 60-х годов – ставит перед собой цель отрицать и уничтожать все, что тормозит развитие общества. Этот образ стал вырисовываться у писателя после встречи с уездным врачом Д., поразившим его резкостью и необычностью суждений. Описание жизни и быта провинциальной России, помещичьих усадеб накануне реформы в «Отцах и детях» целиком основано на непосредственных наблюдениях как в селе Спасском – Лутовинове, так и в окрестных поместьях.

Тургенев с величайшим напряжением работал над романом и сумел его закончить в предельно короткий срок. «Мой труд окончен, наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово. Работал я усердно, долго, добросовестно…», - писал Тургенев П. В. Анненкову в 1861 году из Спасского.             

После завершения работы над романом «Отцы и дети» наступает период спада творческой активности Тургенева. Вероятно, дело было не только в возрасте. Писатель так и не сумел занять четкую общественную позицию в бурное пореформенное время. Многое осложнилось после разрыва с журналом «Современник», сыграла и свою роль и ожесточенная полемика вокруг романа «Отцы и дети». 

Критики о романе:

«…Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен ещё и тем, что он шевелит ум, наводит на размышления…», - И.А.Гончаров.

«…Роман «Отцы и дети весь насквозь проникнут самой полной, самой трогательной искренностью…»,  - Александр Фадеев.

       «Всё, что написано в последнем романе Тургенева, прочувствовано до последней строки…», - Фатих Амирхан, татарский писатель.

 

II.ОЦЕНКА РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

 

1)     а) Образ Базарова.

 

Роль главного героя в романе «Отцы и дети» досталась Евгению Базарову. Этот герой очень сложный и замысловатый. Ещё критик Н.Н. Страхов заметил, что Базаров «есть лицо созданное, а не только воспроизведенное». Это значит, что Тургенев не брал на себя никаких обязательств, сколько – нибудь точно отображать существующие общественные типы, но свободно распоряжался реальным  и воображаемым материалом в высших эстетических целях. «Отсюда происходит и глубокая занимательность романа», - говорит Страхов.

Базаров считает себя «Нигилистом» - человеком, отрицающим абсолютно всё, а такие люди должны быть последовательными если не в поступках, то хотя бы в убеждениях и высказываниях. Но где же эта последовательность, когда, с одной стороны, он готов на «уничтожение всего старого», а с другой – полагает, что и «сама свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурмана в кабаке».

На словах Евгений протестует против любви и романтики, он считает это пустым и глупым. Также он протестует против устоявшихся устоев считая, что «отцы» должны уступить дорогу «детям». Но, слушая эти революционные речи, мы не видим никаких действий. Словом, ни с каким каноном «прогрессивного деятеля» тургеневский герой не совпадает.

Ещё следует добавить особую сдержанность Базарова. Насколько рельефна его внешность (врезавшиеся в память большие зеленоватые глаза, висячие бакенбарды песочного цвета и т.д.). Базаров всегда старается отмолчаться, уйти отрешительного объяснения, а если это не удается и наступает минута откровенности, то говорит с вызовом , так что не так – то просто решить, что соответствует его мыслям, а что – желанию критиковать собеседника. Так и случилось в разговоре с Анной Сергеевной.

Действительно Одинцова как бы раскрыла его, оказалось, что высмеиваемый им «романтизм» вспыхнул в нем ярким светом; открылось ему, что такое любовная тоска. Всё это так, однако, труднее всего явилась бы для Базарова ситуация, когда Анна Сергеевна ответила на его чувство. Представить себе Базарова мужем, семьянином – почти невозможно.

Под конец рассказа, когда Базаров гостит у своих отца и матери, он несколько потерялся после всех вынесенных потрясений. Но не столько он потерялся, чтобы не мог поправиться; но тень тоски, которая и в самом  начале лежала на этом железном человеке, под конец становиться гуще.

Смерть – такова последняя проба жизни, последняя случайность, которой не ожидал Базаров. Его смерть производит потрясающие впечатление, при этом Базаров не изменил себе до самого конца.

 

б) Семейство Базаровых

 

Родители Базарова представлены в романе уже в довольно пожилом возрасте. В первую свою встречу после долгой разлуки Базаров очень холоден к своей матери и к своему отцу. На все расспросы он либо не отвечает, либо уходит от прямого и четкого ответа. Родители прощают ему сыну такую грубость и дерзость. Может потому,  что он ещё молод и не ведает, что творит, а может, потому что он единственный родной им человек.

Во второй  раз Базаров приезжает домой уже совсем другим человеком, он уже не так груб  и дерзок. Взаимоотношение родителей и Базарова резко изменились. Евгений начал помогать своему отцу в медицине. Она его и сгубила.

И все же каждый раз, читая сцену на кладбище, сердце сжимается от вида двух дряхлых старичков на могиле сына. Не в силу одной только понятной человеческой жалости, но и от ощущения какой – то несправедливости. Тяжело  когда умирают родители, но это естественно; а роман «Отцы и дети» заканчивается на ещё более грустной ноте, умирает единственный сын в семействе Базаровых.

 

2)     а) Образ Аркадия

 

Также в романе присутствует далеко не второстепенный герой – Аркадий. Аркадий считает себя другом и верным соратником Евгения. Он охотно объясняет, что такое нигилизм и каковы его достоинства и почему это слово – пароль молодого поколения. Он, как и все другие лица романа, заинтересовались им, так как вероятно никем не интересовались во всю свою жизнь.

Аркадий воспитывался в тихой, обыкновенной семье. Мать его скончалась, когда Аркадию было десять лет. Впоследствии Аркадий жил и рос со своим отцом  и дядей. Далее Николай Петрович Кирсанов (отец) отправляет его учиться в университет. Именно там Аркадий знакомится с Евгением Базаровым.

Аркадий, как молодой и горячий человек хочет показаться нам героем, как ребенок хочет казаться большим. Он бесподобен в своих нигилистических выходках; он также бесподобен в наивном сознании своего умственного превосходства над понятиями отца и дяди. Как добродушно сожалеет он об их отсталости. Но при этом он податлив на всё доброе, в нем много прекрасных зачатков. Аркадий считал себя нигилистом, хищником который уничтожает всё. Но Аркадий натура не хищная; это открыла ему умная девушка, с которой, к счастью для себя, он сблизился на первых порах своей жизни. Сначала его немножко покоробило при этом открытии: простодушному молодому человеку было жаль расставаться с этим качеством, которое казалось ему признаком силы и героизмом. Но он скоро понял свою молодую глупость и, конечно, сам после смеялся над нею.

Вскоре он прощается с Базаровым, но всегда помнит о нем. И даже в минуту счастья Катя и Аркадий чокаются «в память  Базарова».

             

б) Семейство Кирсановых

 

Роман «Отцы и дети» начинается  с того, что Николай Петрович Кирсанов находится в нетерпеливом ожидании своего сына Аркадия. После смерти своей жены Николай Петрович совсем «раскис»: он мгновенно поседел, немного сгорбился и увял. Теперь Аркадий стал для него самым близким и самым родным человеком  «Аркаша! Аркаша! – закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками, увидев своего сына».

Далее он знакомится с товарищем Аркадия – Евгением Базаровым. Бесхарактерность Николая Петровича сразу отводит внимание Базарова от этой «скучной» персоны.

И тут  на глаза Базарову попадается брат Николая Петровича – Павел Петрович. Характер, жизнь этого человека вызывает презрение Базарова. Но их судьбы схожи. Павел Петрович ставит всё на карту ради женщины, но именно такую всепоглощающую страсть испытывает Базаров, повторяя историю Павла Петровича. Оба они мертвецы ещё при жизни – первый потому что появился слишком рано, а второй потому, что его время уже ушло. Психологический «мертвец» Павел Петрович. И Базаров умирает, наконец – то, осознавая, то чего он не понимал когда проповедовал свой «нигилизм».

Они встретились на дуэли. В самом деле, с поединком открывается Павлу Петровичу личное, человеческое благородство. Но Базаров выходит победителем из этой дуэли, которая заставила его задуматься.

 

3)Образ Одинцовой

 

Встреча Базарова и Одинцовой круто переменила жизнь первого. Когда  Базаров впервые видит Одинцову, он восклицает «Это что за фигура! На остальных баб не похожа ». Именно эта непохожесть пробудила в Евгении такую небывалую любовь, заставила пробудиться романтика в душе Базарова.

Анна Сергеевна очистила  разум Базарова от «нигилизма». В душе Одинцова любила его, иначе она бы не приехала к умирающему Базарова, но многолетняя тишина и спокойствие заставили её отвергнуть предложение  Евгения.

 

III ВЕЧНОСТЬ РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

 

Естественной остаётся проблема" отцов и детей ". Мир, человечество находятся в постоянном развитии, и поэтому каждое новое поколение входит в тот или иной конфликт с "отцами". Иногда он бывает резкий, как у Базарова, иногда незаметный, размытый. Но каждый раз молодые люди ищут свой непроторенный, пусть и не всегда правильный путь.

Проблема «Отцов и детей» актуальна во все времена, потому что она глубоко нравственна. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождают разногласия между старшим и молодым поколениями, разногласия, так хорошо известные нам по «Горе от ума» или по «Отцам и детям».

Проблема отцов и детей – одна из важнейших проблем в русской классике. Очень часто в литературных  произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Поэтому проблема «отцов и детей» живет и сейчас, приобретая несколько другое направление.

И все-таки роман  всегда останется одним из самых загадочных произведений русской и мировой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1)    Школа классики. Тургенев И.С, 2001

2)    И.Тургенев. 2000

3)    Русская литература. 1986

4)    Сборник сочинений И.С. Тургенева 1999

5)    Хрестоматия  для 9 – 10 классов. 1984

 

 

8

 



Информация о работе Анализ романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"