Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотрение темы любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Задачи исследования:
- проанализировать историю создания романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»;
- исследовать Тургенева как глубокого исследователя дворянского быта и своей современности;
- составить конспект урока на тему: Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1.История создания романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» 5
Глава 2.Тургенев как глубокий исследователь дворянского быта и своей современности 8
2.1.История Лаврецкого и Лизы Калитиной. Язык романа 8
2.2.Отношение художника к другим действующим лицам 9
2.3.Музыка и природа в романе 13
2.4.Современники о произведении 14
Глава 3.Практическая часть. Тема любви в романе. Конспект урока 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

175 Тема любви в романе Тургенева Дворянское гнездо.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     И.С. Тургенев - один из основоположников реалистического романа в русской и мировой литературе. Романы принесли Тургеневу всемирную славу. В последнем и наиболее полном пожизненном издании (1880 год) в собрании своих сочинений Тургенев помещает все свои романы подряд. В предисловии к этому изданию писатель указывает, что видит в них нечто целостное. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». Все три романы были написаны в период, предшествующий крестьянской реформе 1860 года и их объединяет одна центральная тема - судьбы прогрессивной русской интеллигенции с конца тридцатых до конца пятидесятых годов. Рассмотрим эти романы по мере создания их автором и по одной схеме (история создания - характеристики действующих лиц - сюжет - композиция).

     Роман И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”  раскрывает сущность отрицательного влияния  крепостного права на развитие русского общества и, как следствие, вырождения “дворянских гнезд”.  Роман рассматривает период резких противоречий между западниками и славянофилами.  На фоне этих глубоких и актуальных для того времени идейных споров развертывается история любви Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной.

       Роман отличается классической простотой  сюжета и глубокой разработкой характеров. «Дворянское гнездо» – один из самых совершенных романов Тургенева. Читателя, по мнению Салтыкова-Щедрина, пленяет «светлая поэзия, разлитая в каждом звуке этого романа», стройность его композиции, глубина психологического анализа, тонкий лиризм, поэтические картины природы, музыкальность тургеневской фразы. Но что-то постоянно настораживает в этом романе, какие-то роковые предчувствия омрачают его.

       В «Дворянском гнезде» Тургенев поднимает  важные нравственные проблемы, тесно связанные с проблемами общественно-политическими. Показав в романе благородных людей из лучшей части либерального дворянства, автор не забывает о том, что подавляющее большинство дворян погрязло в разврате, пошлости, виновно в жестоких преступлениях против народа. В этих условиях, говорит своим романом Тургенев, не может быть счастлив человек с чуткой совестью и высокоразвитым чувством ответственности и долга.

       Цель  данной курсовой работы – рассмотрение темы любви в романе И.С. Тургенева  «Дворянское гнездо».

       Задачи  исследования:

       - проанализировать историю создания  романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»;

       - исследовать Тургенева как глубокого  исследователя дворянского быта  и своей современности;

       - составить конспект урока на  тему: Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. История создания романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

     После выхода романа «Рудин» в январской  и февральской книжках «Современника» за 1856 год Тургенев задумывает новый  роман. Писатель очень долго обдумывал сюжет повести, в течение длительного времени не принимался за нее, все вертел сюжет в голове, как сам Тургенев напишет на обложке рукописи. Последние исправления в произведении были внесены автором в середине декабря 1858 года, и в январской книжке «Современника» за 1959 год «Дворянское гнездо» увидело свет. Центральной проблемой повести стала проблема нравственного долга. Забыв о нравственном долге, личность впадает в пучину индивидуализма, считает Тургенев, и навлекает на себя возмездие в лице законов природы, стоящих на страже мировой гармонии. В «Дворянском гнезде» проблема нравственного долга получает социально-историческое обоснование. Эта повесть - последняя попытка Тургенева найти героя своего времени в дворянской среде. Во время создания романа революционеры-демократы и либералы еще выступали вместе в борьбе против крепостного права. Но признаки будущего разрыва, который произошел в 1859 году, уже были заметны и тревожили Тургенева. Эта тревога нашла отражение в содержании романа. Тургенев понимал, что русское дворянство подошло к переломному моменту, к определенному рубежу, за которым будет ясно, сможет ли оно удержать роль ведущей исторической силы.1

     Первое  упоминание о «Дворянском гнезде»  как о повести, предназначавшейся  для «Современника», содержится в письме Тургенева к И. И. Панаеву от 3 (15) октября 1856 г.: «Моя новая большая повесть поспеет, если я буду жив и здоров, к Новому году», — сообщает автор. Через три недели, 25 октября (6 ноября) он о том же пишет из Парижа В. П. Боткину: «...у меня уже совсем сложен в голове план романа, и я набросал первые сцены...». Сообщение о задуманной им «очень большой повести» повторяется и в письме к М. Н. Лонгинову от 7 (19) ноября 1856 г. Но в середине декабря творческий подъем писателя заметно падает: постоянные недомогания мешают ему работать — и 16 (28) декабря 1856 г. он сообщает И. И. Панаеву о том, что не закончит свою большую повесть к февральскому номеру «Современника» и что повесть эта отложена в сторону.

     Новые упоминания о «Дворянском гнезде» в переписке Тургенева появляются только в конце 1857 г. 22 декабря ст. ст. 1857 г. Тургенев, незадолго до того окончивший «Асю», в письме к Е. Е. Ламберт рассказывает о своих новых литературных замыслах: «Я теперь занят другою, большою повестью, главное лицо которой — девушка, существо религиозное...» 1 (13) января 1858 г. в письме к Панаеву Тургенев обещает привезти повесть к маю; 18 (30) января сообщает о том, что он занят большой повестью, Некрасову («план ее известен Боткину и весьма им одобрен...») и в письме к нему же от 27 марта (8 апреля) обещает привезти свою «штуку» весной.

     Время требовало новой оценки движущих сил истории. Нужно было решить, каким  должен и может быть истинный деятель  в эпоху назревавшего социально-экономического переворота, причем ответа на этот вопрос писатель искал и в собственных наблюдениях над окружающими его людьми, и в уроках недавнего прошлого, и в современных социальных теориях. В «Дворянском гнезде» нашли отражение различные стороны этой проблемы, но больше всего писателя занимал аспект нравственно-психологический2.

     Вот этот нравственно-психологический  аспект темы передового современника, рекомендующий автора сторонником  эволюционного накопления сил, а  не революционной их перестановки по социальному признаку, и можно рассматривать как полемику с позицией демократов. Однако ряд признаков в автографе «Дворянского гнезда» свидетельствует о том, что писатель вносил некоторые поправки в свою позицию, очевидно, под воздействием мысли Добролюбова и Чернышевского. История рода Лаврецких и, в частности, факт происхождения Федора Лаврецкого от матери-крестьянки появились в тексте уже на первой стадии его создания. Но при дальнейшей работе автор настойчиво подчеркивает вставками естественный демократизм этого персонажа, его физическое здоровье, мужицкий облик, богатырскую силу, природную энергию, не свойственную вырождающимся потомкам аристократических родов. Все эти черты нужны были писателю для того, чтобы представить на суд современников наименее уязвимого представителя своею класса, наиболее жизнеспособного, наиболее близко стоящего к народу.

     Как и Чернышевский, Тургенев основывал  свое суждение об одном из лучших представителей дворянских гнезд в России не только на его субъективных качествах, но и  на тех объективных условиях, которые влияли на формирование личности в типичных для крепостного уклада обстоятельствах. История рода Лаврецких объясняет многое в поведении и духовной ущербности героя, искалеченного воспитанием, растратившего природную энергию на борьбу с самим собой и с враждебной мелочной стихией быта, не нашедшего счастья для себя и не принесшего его никому на земле.

     Как и Чернышевский, Тургенев связывает  вопрос «о счастье или несчастье  навеки» с понятием гражданской  пользы. Не находящие исхода стремления Лаврецкого к гармонической любви в такой же мере значимы для определения его духовной сущности, как и его общественная трагедия: поиски полезного дела и ранний уход с исторической сцены. Тургенев, как и Чернышевский, пришел в своем романе к мысли, что современное поколение дворянской интеллигенции, даже в лице ее лучших представителей, осознавших задачи времени, ближе всего стоящих к народу, наиболее честных и самоотверженных, не способно возглавить силы прогресса — оно неизбежно должно уступить место «детям и внукам, воспитанным в других условиях и привычках». Таков несомненный смысл заключительных страниц «Дворянского гнезда».

Глава 2. Тургенев как глубокий исследователь дворянского быта и своей современности

2.1.История  Лаврецкого и Лизы  Калитиной. Язык  романа

     Чистое  и трогательное чувство Лизы Калитиной  и Федора Ивановича Лаврецкого, героев романа И.С. Тургенева «Дворянское  гнездо», всегда вызывало симпатии и  сочувствие читателей. Федор Иванович старше Лизы, он пережил глубокое разочарование  в семейной жизни, жена всегда была ему чужим человеком, ее волновал успех в свете, поклонники, парижская жизнь. Узнав о ее измене, Федор Иванович вернулся в Россию, не желая больше с ней встречаться. Он прочел в газете известие о смерти жены и пока не знает, верить ли этому. Общаясь с соседями по имению, он ближе знакомится с Лизой Калитиной и не может остаться равнодушным к умной и чуткой девушке.

     Сцена их объяснения кульминационная сцена  их взаимоотношений. Непосредственно  перед этим эпизодом была сцена не менее важная спор Лаврецкого и Паншина, молодого, подающего большие надежды чиновника, который также ухаживает за Лизой.

     Слушая  их спор, Лиза чувствует, что она  на стороне Лаврецкого и что у  них общие взгляды на жизнь, на историю России, на дальнейшие пути ее развития. «Лизе и в голову не приходило, что она патриотка, но ей было по душе с русскими людьми». Девушка невольно понимает, что Лаврецкий говорил для нее, и «оба они поняли, что тесно сошлись в этот вечер, поняли, что и любят и не любят одно и то же». При расставании они, взглянув друг на друга, улыбнулись «так, кажется, взялись бы они за руки, наговорились бы досыта». Но идти домой Лаврецкому не хочется, он вышел в поле, долго бродил по тропинкам и неожиданно для самого себя забрел в сад Калитиных. Узнав местно, он думает, что «это недаром». Он сидит на скамейке в саду, думая о Лизе и глядя на ее окна. И когда девушка в белом платье со Свечой в руках выходит к открытой двери в сад, Федор Иванович с трепетом зовет ее. Он ведет ее к скамейке и говорит о своей любви «с невольным ужасом» он пока не уверен, свободен ли он и имеет ли право так поступить. Лиза слушает его изумленно, со слезами на глазах, она тоже понимает, что эти чувства между ними немыслимы, ей страшно, но она верит что все в божьей власти. Надежда на то, что они будут счастливы все же не угасает.

     Эта сцена описана Тургеневым поэтически и печально. Безвыходное положение героев и чистые нежные чувства, волнение близких душ и отчаяние от осознания тупика вот как рисует автор эту сцену. Несомненно, это один из наиболее волнующих эпизодов романа, вызывающий восхищение читателя тонким психологизмом и мастерством Тургенева-художника. Музыка старика Лемма созвучна душе героя, она потрясает его душу «счастьем любви». И Лиза, и Лаврецкий не спят до утра Лиза молилась, Федор Иванович думал обо всем произошедшем, а впереди героев ожидают ее более драматические события.3

2.2.Отношение  художника к другим  действующим лицам

     Все типы и судьбы персонажей даются Тургеневым как результат длительного исторического  развития той общественной среды, которую он изображает. Писатель выступает здесь первоклассным художником-историком. Он очень точно соотносит смену поколений в роде Лаврецких с различными периодами исторического развития послепетровской дворянской России. Жестокий и дикий самодур-крепостник, прадед Лаврецкого, напоминающий Троекурова из повести Пушкина "Дубровский"; его дед, который однажды "перепорол всю деревню", безалаберный и хлебосольный "степной барин", полный ненависти к Вольтеру, – это типичные представители русского "барства дикого" середины XVIII в. Им на смену приходит приобщившееся к культуре то офранцуженное, то подражавшее английской аристократии дворянство времен Екатерины, Павла и первых лет XIX в., представленное в романе теткой отца Лаврецкого – легкомысленной старухой княжной Кубенской и самим родителем тургеневского героя Иваном Петровичем. Начав с увлечения идеями французских просветителей, он кончил молебнами и домашней русской баней.

     Такова  была типичная история одного из родов  русского дворянства. Картина эта дополняется фигурами в стиле николаевского царствования: отца Лизы Калитиной – взяточника и дельца-прокурора; сплетника и шута, старого чиновника Гедеоновского; лихого отставного штаб-ротмистра и известного игрока – отца Паншина; любителя казенных денег – отставного генерала Коробьина, будущего тестя Федора Ивановича Лаврецкого, и т.д. Описывая предков Лаврецкого как бы через призму народного сознания (их оценку писатель вкладывает в уста дворового человека Антона, который обнаруживает при этом большую проницательность и народную мудрость), Тургенев показывает, что история этих дворянских гнезд омыта слезами не одной их жертвы. Среди них была и мать Федора Ивановича Лаврецкого – простая крепостная девушка, своей красотой привлекшая внимание барича-вольнодумца. Иван Петрович женился на ней не столько по любви, сколько из желания отомстить отцу, а после этого тут же отправился в Петербург, где немедленно увлекся "одной из знаменитых тогдашних Фрин или Лаис". Тихая и робкая, Малаша не перенесла этого.

Информация о работе Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»