Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение темы любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Задачи исследования:
- проанализировать историю создания романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»;
- исследовать Тургенева как глубокого исследователя дворянского быта и своей современности;
- составить конспект урока на тему: Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1.История создания романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» 5
Глава 2.Тургенев как глубокий исследователь дворянского быта и своей современности 8
2.1.История Лаврецкого и Лизы Калитиной. Язык романа 8
2.2.Отношение художника к другим действующим лицам 9
2.3.Музыка и природа в романе 13
2.4.Современники о произведении 14
Глава 3.Практическая часть. Тема любви в романе. Конспект урока 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Образ Лизы Калитиной – один из самых поэтических образов русской литературы, один из самых ярких художественных образов Тургенева. Героиня эта напоминает нам пушкинскую Татьяну. Как и Татьяна, она обладает добрым сердцем, тонкостью чувств, способностью к самопожертвованию, душевной цельностью. «Лиза знает, как ей думать, чувствовать и поступать во всех обстоятельствах жизни: в ней нет ни сомнений, ни колебаний…» - пишет А.Назаров.
Лиза полюбила Лаврецкого, почувствовав его чистую, бесхитростную душу.
Сценарий урока:
Предлагаемые задания дают возможность постоянно изменять ситуацию, в которой школьники должны применить имеющиеся знания, а значит творчески подходить к решению поставленных задач. Содержание заданий позволяет дифференцировать уроки, использовать нестандартные формы: урок-конференция, урок-экскурсия, урок-учебное исследование, урок-диспут. В целом при подобных заданиях успех создается творческо-познавательным трудом учащихся совместно с учителем.
Подобного типа задания эффективны, когда предстоит обзор больших по объему произведений. Здесь уместен урок-исследование, например, по изучению романного наследия И.С. Тургенева.
Для активизации познавательной самостоятельности класс разбивается на группы, каждая из которых избирает один из трех романов Тургенева: "Рудин", "Дворянское гнездо", '"Накануне". Это делается для того, чтобы каждый ученик, прочитав один роман на выбор, имел довольно полное представление о двух других романах в процессе их обсуждения на уроке-семинаре. Вопросы, предлагаемые перед чтением произведений, носят одинаковый характер, т. е. предлагается анализ произведения по определенной схеме.
Первый вопрос: "'Как распоряжаются своей жизнью персонажи, окружающие Рудина, Лаврецкого, Инсарова?'' Учащиеся при ответе на этот вопрос должны обратить внимание на то, что представляет собой среда, в которой вращается герой, в чем они видят смысл своей жизни.
Ученики свободны в выборе материала, самостоятельны в ответах. Каждый размышляет, исходя из текста избранного произведения.
Второй вопрос привлекает внимание к главному герою: '"Чем отличается главный герой от своего окружения?" Вопрос выводит учащихся на сопоставление главного персонажа и массы, требует познавательно-поисковой деятельности. В данном случае результат для школьников носит творческий характер. Это маленькое открытие каждого ученика.
Третье задание приглашает десятиклассников к размышлению: "По Тургеневу, судьба сильнее человека или человек сильнее обстоятельств?" Вопрос учит мыслить неординарно и требует, чтобы школьник умел отстаивать свою точку зрения.
Четвертое задание требует исследования текста: "Выдерживают ли главные герои испытание любовью?" Учащиеся должны найти авторское решение проблемы и обосновать свою точку зрения.
И, наконец, последний вопрос: "Полезно или бесполезно герои Тургенева прожили свою жизнь?" В данном случае в поисках ответа десятиклассники должны подойти к обобщению.
Как
видно из содержания вопросов, они
позволяют учащимся искать "свои"
варианты ответов, свободно излагать свое
мнение, вести дискуссию. Деятельность
школьников на таком уроке носит весьма
разнообразный характер: обмен личными
впечатлениями о прочитанном произведении;
ответы на предложенные вопросы; составление
вопросов в ходе обсуждения проблемы;
сочинения и т. д.
Заключение
Иван Сергеевич Тургенев — величайший русский классик, его называли «певцом дворянских гнезд». Писатель в черновой рукописи пометил, что «Дворянское Гнездо», задуманное в 1856 году, «вылилось» в роман в 1858 году. Анненков писал: «Тургенев обладал способностью в частых и продолжительных своих переездах обдумывать нити будущих рассказов, так же точно, как создавать сцены и намечать подробности описаний, не прерывая горячих бесед кругом себя и часто участвуя в них весьма деятельно». Новое произведение писателя не осталось незамеченным. Восторг перед романом был единодушным. «Дворянское гнездо», по признанию автора, имело самый большой успех, который когда-либо выпадал писателю на долю. В произведении читателей критиков покоряла «светлая поэзия, разлитая в каждом звуке этого романа».
И.С.Тургеневу мы обязаны тем, что понятие «дворянское гнездо» закрепилось в сознании последующих поколений, стало частью культуры и истории. В большинстве произведений Тургенева тема русских «дворянских гнёзд» отражена в той или иной степени.
В
целом урок-исследование при изучении
обзорной темы открывает большие возможности
для активизации познавательной самостоятельности
и, следовательно, способствует общему
и литературному развитию учащихся. Этой
цели служат задания, носящие опережающий
характер и направляющие мысль школьников
в творческой работе с текстом при подготовке
к уроку-семинару. На уроке успех определяется
уважительным отношением к ответам и мыслям
учащихся, которые должны себя чувствовать
свободно, раскрепощенно. Такая атмосфера
пробуждает желание у школьников активно
участвовать в обсуждении предлагаемых
заданий, искать нестандартные ответы
на вопросы, стараясь подойти как можно
ближе к осмыслению авторской позиции.
Список использованной литературы
Информация о работе Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»