Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотрение темы любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Задачи исследования:
- проанализировать историю создания романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»;
- исследовать Тургенева как глубокого исследователя дворянского быта и своей современности;
- составить конспект урока на тему: Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1.История создания романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» 5
Глава 2.Тургенев как глубокий исследователь дворянского быта и своей современности 8
2.1.История Лаврецкого и Лизы Калитиной. Язык романа 8
2.2.Отношение художника к другим действующим лицам 9
2.3.Музыка и природа в романе 13
2.4.Современники о произведении 14
Глава 3.Практическая часть. Тема любви в романе. Конспект урока 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

175 Тема любви в романе Тургенева Дворянское гнездо.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     Образ Лизы Калитиной – один из самых  поэтических образов русской  литературы, один из самых ярких художественных образов Тургенева. Героиня эта напоминает нам пушкинскую Татьяну. Как и Татьяна, она обладает добрым сердцем, тонкостью чувств, способностью к самопожертвованию, душевной цельностью. «Лиза знает, как ей думать, чувствовать и поступать во всех обстоятельствах жизни: в ней нет ни сомнений, ни колебаний…» - пишет А.Назаров.

     Лиза  полюбила Лаврецкого, почувствовав его чистую, бесхитростную душу.

     Сценарий  урока:

     Предлагаемые  задания дают возможность постоянно  изменять ситуацию, в которой школьники должны применить имеющиеся знания, а значит творчески подходить к решению поставленных задач. Содержание заданий позволяет дифференцировать уроки, использовать нестандартные формы: урок-конференция, урок-экскурсия, урок-учебное исследование, урок-диспут. В целом при подобных заданиях успех создается творческо-познавательным трудом учащихся совместно с учителем.

     Подобного типа задания эффективны, когда предстоит  обзор больших по объему произведений. Здесь уместен урок-исследование, например, по изучению романного наследия И.С. Тургенева.

     Для активизации познавательной самостоятельности класс разбивается на группы, каждая из которых избирает один из трех романов Тургенева: "Рудин", "Дворянское гнездо", '"Накануне". Это делается для того, чтобы каждый ученик, прочитав один роман на выбор, имел довольно полное представление о двух других романах в процессе их обсуждения на уроке-семинаре. Вопросы, предлагаемые перед чтением произведений, носят одинаковый характер, т. е. предлагается анализ произведения по определенной схеме.

     Первый  вопрос: "'Как распоряжаются своей жизнью персонажи, окружающие Рудина, Лаврецкого, Инсарова?'' Учащиеся при ответе на этот вопрос должны обратить внимание на то, что представляет собой среда, в которой вращается герой, в чем они видят смысл своей жизни.

     Ученики свободны в выборе материала, самостоятельны в ответах. Каждый размышляет, исходя из текста избранного произведения.

     Второй  вопрос привлекает внимание к главному герою: '"Чем отличается главный герой от своего окружения?" Вопрос выводит учащихся на сопоставление главного персонажа и массы, требует познавательно-поисковой деятельности. В данном случае результат для школьников носит творческий характер. Это маленькое открытие каждого ученика.

     Третье  задание приглашает десятиклассников к размышлению: "По Тургеневу, судьба сильнее человека или человек сильнее обстоятельств?" Вопрос учит мыслить неординарно и требует, чтобы школьник умел отстаивать свою точку зрения.

     Четвертое задание требует исследования текста: "Выдерживают ли главные герои испытание любовью?" Учащиеся должны найти авторское решение проблемы и обосновать свою точку зрения.

     И, наконец, последний вопрос: "Полезно или бесполезно герои Тургенева прожили свою жизнь?" В данном случае в поисках ответа десятиклассники должны подойти к обобщению.

     Как видно из содержания вопросов, они  позволяют учащимся искать "свои" варианты ответов, свободно излагать свое мнение, вести дискуссию. Деятельность школьников на таком уроке носит весьма разнообразный характер: обмен личными впечатлениями о прочитанном произведении; ответы на предложенные вопросы; составление вопросов в ходе обсуждения проблемы; сочинения и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Иван  Сергеевич Тургенев — величайший русский классик, его называли «певцом дворянских гнезд». Писатель в черновой рукописи пометил, что «Дворянское Гнездо», задуманное в 1856 году, «вылилось» в роман в 1858 году. Анненков писал: «Тургенев обладал способностью в частых и продолжительных своих переездах обдумывать нити будущих рассказов, так же точно, как создавать сцены и намечать подробности описаний, не прерывая горячих бесед кругом себя и часто участвуя в них весьма деятельно». Новое произведение писателя не осталось незамеченным. Восторг перед романом был единодушным. «Дворянское гнездо», по признанию автора, имело самый большой успех, который когда-либо выпадал писателю на долю. В произведении читателей критиков покоряла «светлая поэзия, разлитая в каждом звуке этого романа».

     И.С.Тургеневу  мы обязаны тем, что понятие «дворянское  гнездо» закрепилось в сознании последующих поколений, стало частью культуры и истории. В большинстве произведений Тургенева тема русских «дворянских гнёзд» отражена в той или иной степени.

     В целом урок-исследование при изучении обзорной темы открывает большие возможности для активизации познавательной самостоятельности и, следовательно, способствует общему и литературному развитию учащихся. Этой цели служат задания, носящие опережающий характер и направляющие мысль школьников в творческой работе с текстом при подготовке к уроку-семинару. На уроке успех определяется уважительным отношением к ответам и мыслям учащихся, которые должны себя чувствовать свободно, раскрепощенно. Такая атмосфера пробуждает желание у школьников активно участвовать в обсуждении предлагаемых заданий, искать нестандартные ответы на вопросы, стараясь подойти как можно ближе к осмыслению авторской позиции. 

Список  использованной литературы

  1. Батюто А.И. Тургенев - романист. - С-Пб, 2007. - 334 с.
  2. Батюто А.И. Структурно - жанровое своеобразие романов И.С. Тургенева 50-х начала 60-х годов // Проблемы реализма русской литературы XIX в.- М., 2006. - 301 с.
  3. Бялый Г.А Тургенев и русский реализм. - М, 2006. - 211 с.
  4. Петров С.М. И.С.Тургенев. Творческий путь. - 5-е изд. - М, 2008. - 322 с.
  5. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. - М, 2006. - 231 с.
  6. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М., 2002.
  7. Лебедев Ю.В., Тургенев // Жизнь замечательных людей. М., 1990.
  8. Троицкий В.Ю., Словесность в школе: Кн. Для преподавателей русской филологии. М., 2000.
  9. Турьяновская Б.И., Гороховская Л.Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. М., 2006.
  10. Н.В. Беляева, А.Е. Иллюминарская, В.А. фаткуллова, Литература 10 класс // Методические советы под редакцией В. И. Коровина, книга для учителя, изд. Просвещение, http://www.prosv.ru/metod/belyaeva10/index.htm
  11. О сложном соотношении этических представлений Тургенева и социальной проблематики эпохи в работах: Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962, гл. V.
  12. Курляндская Г. Б. Этическая тема в творчестве Тургенева. — Уч. зап. Орловского гос. пед. ин-та, т. 17, Орел, 1963.

Информация о работе Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»