Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотрение темы любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Задачи исследования:
- проанализировать историю создания романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»;
- исследовать Тургенева как глубокого исследователя дворянского быта и своей современности;
- составить конспект урока на тему: Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1.История создания романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» 5
Глава 2.Тургенев как глубокий исследователь дворянского быта и своей современности 8
2.1.История Лаврецкого и Лизы Калитиной. Язык романа 8
2.2.Отношение художника к другим действующим лицам 9
2.3.Музыка и природа в романе 13
2.4.Современники о произведении 14
Глава 3.Практическая часть. Тема любви в романе. Конспект урока 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

175 Тема любви в романе Тургенева Дворянское гнездо.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     Тема  безответности крепостного крестьянства сопровождает все повествование  Тургенева о прошлом рода Лаврецких. Она воплощена в образах постаревшего на барской службе лакея Антона и  старухи Апраксеи. Полна драматических  перипетий в духе крепостнических нравов и судьба старой Агафьи, няни Лизы. Первая красавица на селе, умница, речистая, смелая, она в полной мере испытала и барский гнев, и барскую любовь, после чего стала "молчалива и богомольна". Агафья самовольно ушла куда-то в раскольничий скит – все же какая-никакая, а в ее представлении свобода. Тема жизни закрепощенного народа завершается в романе образом повстречавшегося Лаврецкому мужичка, подавленного безысходным горем.

     Таким образом, Тургенев правдиво показал, как  вековая зависимость крепостного крестьянина от власти и самодурства его господ развила в нем покорность, терпение, смирение и религиозность вплоть до стремления уйти от мира. Но писатель видел начало активности и протеста в крепостном крестьянстве.

     Тургенев  развивает и тему русской интеллигенции. В духовном облике отца и сына Лаврецких, в споре Михалевича с Федором Ивановичем, в личности самого Михалевича Тургенев напоминает читателю об основных путях развития русской интеллигенции за целых полвека. Вольтерьянство, в котором обвиняет Михалевич Лаврецкого, близость отца Федора Ивановича к декабристам, пора романтических увлечений, вспоминаемая в споре Михалевичем, собственная его личность, представляющая типические черты идеалистов 30-х гг., поверхностное западничество Паншина – все это различные исторические облики и этапы духовной эволюции русской интеллигенции крепостной эпохи со времен Екатерины II до начала 40-х гг.

     Споры Лаврецкого и Паншина о вопросах, волновавших в начале 40-х гг. западников и славянофилов, – характерная  черта эпохи: споры такие шли тогда во многих кружках и гостиных. Прекрасно понимая прогрессивное значение для крепостной России передовых идей Запада, лучших сторон западноевропейской культуры, Тургенев обличал Пеночкиных, Паншиных, Гедеоновских – всех тех, кто усваивал не передовые идеи, а внешние формы западной культуры или под личиной "культурного" западника скрывал свое помещичье, крепостническое нутро.

     И всему этому миру противостоит главный  герой романа Федор Лаврецкий. Тургенев высоко ценит его ум, культуру, европейскую образованность. Он отстаивает перед западником Паншиным идею национальной самостоятельности России, самобытности ее культуры. Патриотизм Лаврецкого, его мечты о деятельности на благо страны сливались, как и у самого Тургенева, с отрицанием крепостного права, с идеей необходимости прогрессивного развития России. В судьбе его Тургенев показывает духовную драму "лишних людей", идеалистически настроенной и одинокой дворянской интеллигенции 3040-хх гг. Писатель все время подчеркивает противоречивость между стремлением Лаврецкого к деятельности и его медлительностью и вялостью.

     Не  оставил вниманием в своем  произведении Тургенев и женскую  судьбу. Нравственная коллизия "Дворянского  гнезда" – конфликт личного счастья  и долга – раскрыта в судьбе Лизы Калитиной, нарисованный с светлой  пушкинской печалью. В переживаниях Лаврецкого и Лизы, в их глубоком и целомудренном чувстве Тургенев воплотил одну из заветных своих идей о величайшем значении любви как силы жизни.

     "Дворянское  гнездо" вызвало оживленные отклики  в тогдашней русской критике.  Либеральная критика пыталась использовать новый роман писателя для защиты принципов "искусства для искусства", для борьбы с обличительным гоголевским направлением в литературе. Тургеневская художественная манера, несомненно, отличалась от гоголевской. Но при этом Тургенев с глубокой силой раскрывал трагический характер жизни лучших людей русского общества крепостной эпохи.4 

2.3.Музыка  и природа в  романе

     Картины природы в "Дворянском гнезде" получают значительное развитие. По возвращении  Лаврецкого в родные места "давно  им невиданная русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время скорбные чувства". В произведении такого трагического звучания, как роман "Дворянское гнездо", картины пейзажа играют роль оркестровки основного лирико-трагического мотива. Смена светлых и темных красок природы попеременно происходит в романе, в соответствии с переменами в судьбе Лизы и Лаврецкого. В тихую и светлую летнюю ночь прозвучал их единственный поцелуй. Но в целом атмосфера романа проникнута настроением увядания, исполнена поэзии заката.

     Повторяющиеся обращения к прошлому, частые воспоминания, особенно печальные воспоминания Лаврецкого о днях его мимолетного счастья, усиливают в целом ощущение увядания, грустную картину уходящей в прошлое  жизни, впечатление заката "дворянских гнезд". Даже пейзаж "Дворянского гнезда" по преимуществу вечерний, закатный или ночной, освещенный лунным сиянием и мерцающими звездами. Тургенев часто показывает и дорогу, убегающую вдаль, по которой едет Лаврецкий, возвращаясь к себе домой. Увядающая осень и затем холод зимы разлучают героев. Холод увядающей жизни не раз охватывает стареющего Лаврецкого. Но жизнь идет вперед. Прошло восемь лет. "Опять повеяло с неба сияющим счастьем весны: опять улыбнулась она земле и людям; опять под ее лаской все зацвело, полюбило и запело".

     В изображении переживаний Лизы и  Лаврецкого в момент зарождения и  развития их любви Тургенев часто использует мотив тишины, насыщая ею и окружающую их природу и их настроения: "ночь была тиха и светла", "все было тихо кругом", Лиза "тихонько подошла к столу...", "была безмолвная, ласковая ночь", "красноватый высокий камыш тихо шелестел вокруг них, впереди тихо сияла неподвижная вода, и разговор у них шел тихий". Так сливаются в одну "тихую" сюиту настроения людей и картины природы.

     Но  в это безмолвие вдруг врывается величественная симфония Лемма. Музыкой усиливается и оттеняется эмоциональность произведения. В романе звучит музыка Бетховена, Вебера, Доницетти, Штрауса, Алябьева. Музыку сочиняют сами герои, она отражает их душевное состояние в отдельные моменты, передает окружающую их бытовую атмосферу, дополняя красоту природы, усиливая лиризм и общий поэтический колорит романа.

     Чудесно сливаются в романе Тургенева  любовь, вдохновение, искусство, красота  природы. Нужно перенестись в  помещичью усадьбу, в крепостнические нравы того времени, чтобы понять и представить себе все высокое и возвышающее душу моральное и эстетическое значение для тогдашних читателей таких сцен и картин "Дворянского гнезда", как торжественно-страстная музыка Лемма, вдохновленная не только его романтически идеальной любовью, но вдруг вспыхнувшим глубоким и чистым чувством Лизы. Лиризм Тургенева достигает здесь такой же высоты, такой же задушевности, какие присущи лирическим шедеврам Пушкина "На холмах Грузии", "Я вас любил" или стихотворению "Выхожу один я на дорогу" Лермонтова.

2.4.Современники  о произведении

     Впервые опубликовано в «Современнике» (1859. № 1) с подписью: Ив. Тургенев. В этом же году роман вышел отдельным  изданием: «Дворянское гнездо». Роман  И. С. Тургенева. — Москва, 1859.

     Роман при появлении в печати вызвал множество восторженных откликов читателей. В предисловии к собранию своих  романов в издании сочинений 1880 г. Тургенев писал: «...„Дворянское гнездо”  имело самый большой успех, который  когда-либо выпал мне на долю. Со времени появления этого романа я стал считаться в числе писателей, заслуживающих внимание публики».

     «Дворянское гнездо» было замечено и оценено  современниками, принадлежащими к самым  разным общественным кругам, что бывает крайне редко. О высоких художественных достоинствах и силе образов писали и представители эстетической критики М. Ахшарумов, А. Пятковский, М. Де-Пиле, и «почвенник» Ап. Григорьев, и П. В. Анненков. Не менее четырех раз высказал свое положительное мнение о нем Н. А. Добролюбов, с восторгом писал суровый М. Е. Салтыков, несколько статей посвятил роману Тургенева Д. И. Писарев.

     Любопытно суждение П. В. Анненкова, высказанное  в «Русском вестнике» (1859. № 16, август), в статье «Наше общество в „Дворянском  гнезде” Тургенева». Задавшись целью «серьезно подумать о причинах того единогласного сочувствия и одобрения, того восторга и увлечения, которые вызваны были появлением „Дворянского гнезда”», автор приходит к выводу, что единодушие это вызвано не столько «торжеством поэзии и художнического таланта, самовластно подчиняющих себе разнороднейшие оттенки общественной мысли», сколько непониманием внутреннего значения произведения со стороны ряда критиков». В чем-то Анненков был прав. Поэзия и художественность словно заслоняли глубокую проблематику романа. Хотя это звучит парадоксально.

     Много споров было по поводу ухода Лизы Калитиной  в монастырь, но не осуждений. Ведь за этим поступком крылась глубокая мысль и самоотвержение.

     Добролюбов  первый сказал в статье «Когда же придет настоящий день?» (во многом посвященной и «Дворянскому гнезду»), что Тургенева «по справедливости можно назвать живописателем и певцом той морали и философии, которая господствовала в нашем образованном обществе в последнее двадцатилетие. Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество». Сказано очень проницательно, но к этому можно было бы добавить, что Тургенев еще был художником-философом и его неизменно волновали вопросы жизни, смерти, долга, жертвенности и самоотречения.

     В переводах на иностранные языки  «Дворянское гнездо» стало появляться с начала 60-х гг. XIX в.

     Роман перевели почти на все языки, причем лучшие переводчики. В Англии и Америке его читали на английском языке. Переводчик В. Рольстон перевел и издал в Лондоне в 1869 г. «Дворянское гнездо» под названием «Лиза».

     Во  Франции одним из первых переводов  был перевод, выполненный В. А. Соллогубом и А. Калонном и авторизованный Тургеневым. Он вышел в свет в Париже в 1861 г.

     «Дворянское гнездо» давно уже стало одним  из классических произведений мировой  литературы.5 
 
 
 
 
 

Глава 3. Практическая часть. Тема любви в романе. Конспект урока

План  урока:

Части-блоки (краткое содержание деятельности учителя  и учащихся) Временная реализация
Организационный момент: приветствие, сообщение темы урока 2 минуты
Изучение  нового материала:

- История  создания романа «Дворянское  гнездо»:

- встреча  с девушкой = надежда на счастье

- рок-удар  судьбы, жена жива и приезжает

- самоотречение  героя и героини.

 - Обмен мнениями учащихся о прочитанном произведении.

 
7 минут

27 минут

Закрепление изученного материала (тест). 5 минут
Подведение  итогов урока, выставление оценок. 2 минуты
Домашнее  задание. 2 минуты
 

     Тема  урока: Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

     Цель  урока: В романе «Дворянское гнездо» мысли Тургенева о своенравии и капризах любви приобретают философскую направленность: он утверждает обусловленность человеческого счастья достойным исполнением нравственного долга. И мысль эта связана, прежде всего, с образами главных героев романа – Лаврецкого и Лизы Калитиной.

     Задачи  урока:

     образовательные:

     - обобщить знания по образу Лаврецкого и Лизы Калитиной

     развивающие:

     - развивать логическое мышление  учащихся;

     - формировать умение задавать  вопросы и отвечать на них  в эмоционально-напряженной обстановке;

     воспитательные:

     - воспитывать уважительное отношение  к оппоненту при различных точках зрения;

     - формировать систему нравственных  ценностей учащихся.

     Применяемые формы работы: урок-учебное исследование

     Оформление (на доске): Тема диспута, цель урока, общие правила сотрудничества, критерии оценки учебной деятельности, эпиграф, слова для словарной работы.

     Домашнее  задание к уроку: написать мини-сочинение любви Лаврецкого и Лизы Калитиной.

Ход урока

                                                                     «Это – единственная вещь, которая мне   до сих пор доставляет удовольствие,

           потому что это сама жизнь, это не                                                 сочинено…»

                                                                                                          И.С. Тургенев

     (Эпиграф  записан на доске)

     Слово учителя.

     Сюжеты  о счастливой любви имеют несомненное  сходство, сюжеты о несчастной - трактуют о несчастье по-разному. Счастливая любовь ведёт влюблённых к соединению, а несчастная может быть омрачена ревностью, может она быть без взаимности, любовью, встретившей преграды.

Информация о работе Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»